Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картине и серии картин
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_onr_sostavleniyu_rasskazov_po_kartine_i_serii_kartin.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОНР составлению
рассказов по картине и серии картин
При обучении составлению рассказов по картине и серии картин часто возникают некоторые трудности. Составление рассказов по какой-либо картине должно основываться на знаниях об окружающей действительности и достаточно богатом словарном запасе. Дети должны знать о том, что у рассказа имеется начало, середина и конец, и о взаимодействии этих частей между собой. Также дети должны уметь отличать рассказ от простого набора предложений.
Картины и серии картин условно делятся на три вида:
- действие происходит в помещении;
- действие происходит вне помещения;
- без действующих лиц, пейзажные.
Первый вид картин – действие происходит в помещении. В начале отвечаем на вопросы: когда? где? кто (что) решил? Время года мы не называем, оставляем только название части суток. При ответе на вопрос, когда? используем следующие выражения: после завтрака, однажды утром, после обеда, однажды днём, после прогулки, однажды вечером, после сна. При ответе на вопрос, где? используем выражения: в группе, в саду, дома. На вопрос кто? Даем имя и называем что предложил или что задумал.
В середине рассказа мы описываем непосредственные события, которые произошли с героем или героями. Устанавливаем причинно-следственные связи путём ответа на вопрос: «А что случилось?».
В конце рассказа озвучиваем результат действия и оцениваем поступки героев, а также высказываем своё отношение к герою или героям. Можно предложить ребенку продолжить рассказ, ответив на вопрос: «Что могло случиться дальше?».
Второй вид картин – действие происходит вне помещения. В данном случае рассказ может начинаться со слов: однажды, был, как-то раз. Затем отвечаем на вопрос: когда? (называем части суток, время года). Если событие происходит осенью утром, днём или вечером, то подбираем слова: хмурый, тёплый, осенний, пасмурный, холодный, солнечный, ветреный, дождливый, ясный. Если событие происходит зимой утром, днём или вечером, то подбираем слова: ясный, морозный, снежный, зимний, холодный. Если событие происходит весной утром, днём или вечером, то подбираем слова: ясный, солнечный, весенний, теплый. Если событие происходит летом утром, днём или вечером, то подбираем слова: летний, жаркий, ясный, теплый. Рассказ может начинаться по-разному: Как-то раз морозным, зимним утром… Однажды жарким, летним днём… Это случилось осенним теплым вечером…
Отвечая на следующие вопросы: кто что задумал, где или куда? Мы придумываем герою имя, обозначаем цель и действие.
В середине рассказа мы также описываем события, которые произошли с героями или героем. Также устанавливаем причинно-следственные связи путём ответа на вопрос: «А что случилось?».
В конце рассказа озвучиваем результат действия и оцениваем поступки героев, а также высказываем своё отношение к герою или героям. Можно предложить ребенку продолжить рассказ, ответив на вопрос: «Что могло случиться дальше?».
Третий вид картин – нет действующих лиц. К ним относятся картины типа «Зима», «Ранняя весна», «Поздняя осень». В начале рассказа мы называем картину, имя автора и определяем время года. В середине рассказа последовательно (сверху вниз: начинаем от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле) описываем признаки времени года. Не забываем учитывать передний и задний план.
Плодотворно использовать во время рассказывания опыт наблюдений за природой на прогулках, а также произведения писателей и поэтов, где говорится о временах года, обращать внимание детей на то, как автор говорит о снеге, небе, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти выражения и слова в рассказе. Эти приемы облегчают составление рассказа и способствуют накоплению и обогащению активного словаря ребёнка.
В конце рассказа мы передаем настроение автора и ребенка. Задаем вопросы такого плана: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?».
Не стоит забывать об употреблении слов с противоположным значением (толстый – тонкий, далеко – близко), слов с уменьшительно-ласкательным значением (солнышко, травка, ручеек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....
Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по игрушкам
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Обучение детей с ОНР составлению рассказа по картинкам.
данный материал будет полезен воспитателям компенсирующих групп...
Статья Тема: \'\'Обучение детей с ТНР составлению рассказов по картине\'\'
В статье раскрываются приёмы обучения детей с ТНР составлению рассказов по картине...
«Составление рассказа о зиме по серии картин»
Задачи: 1)Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную и грамматически правильную речь. Формировать умение составлять рассказ по серии картин, грамматически правильно строить предл...
Конспект ОД по речевому развитию на тему: «Составление рассказа «Человек. Возраст» по серии картин». Подготовительная группа
Цель ОД: обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин. Конспект составлен для подготовительной логопедической группы....
Картотека серий сюжетных картин по обучению детей старшего возраста составлению рассказа и пересказу.
В материале представлены серии сюжетных картин, а также методические рекомендации....