Развитие связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Статья описывает правильное формирование и развитие связной речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников
Связная речь играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Связная речь – достижение ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, связи и отношения между предметами, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать мысли.
Связная речь состоит из фонетико-фонематического, семантического, синтаксического и лексико-грамматических компонентов.
Недоразвитие или недостаточность сформированности одного из этих компонентов, ведёт к неточности и нарушению высказывания.
Несформированность связной речи дошкольников ограничивает и его коммуникативные и познавательные способности. Это является препятствием для овладения знаниями.
Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка в процессе онтогенеза.
Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. Импрессивная является этапом подготовки к экспрессивной речи.
Импрессивная речь – это внутреннее проговаривание. Она не выполняет функцию общения, но формирует процесс мышления ребёнка.
Экспрессивная речь – это звуковое оформление языковых значений, процесс материализации мысли. Экспрессивная речь включает в себя устную и письменную
Устная речь- общение между людьми, посредствам обмена высказывания одними людьми и восприятия высказывания другими людьми. Устная речь включает в себя связную речь. Она представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.
Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.
Полноценное освоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи.
В период овладения устной речи у ребёнка происходит внутренняя обработка языкового материала , накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте..
Связная речь – любая единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Под разновидностью связной речи можно считать каждое самостоятельное отдельное предложение.
Диалогическая речь – первичная по происхождению. Она служит для удовлетворения потребности живого общения. В диалоге, вместе с языковыми средствами большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика и средства интонационной выразительности.
По сравнению с диалогом, монологическая речь излагается в более полной форме, отбором лексических средств и сложных синтаксических конструкций.
Выделяют виды связной речи детей:
- развёрнутые ответы на вопросы
- устный пересказ прочитанного произведения
- устные рассказы детей
- рассказывание художественных текстов
- импровизация сказок
- диалоги - пересказы
- виды драматизации
Связная речь бывает ситуативной и контекстной. Независимо от формы основным условием коммуникативной речи является связность. Логико-смысловая организация высказывания представляет сложное единство.
Отклонение в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Для правильного формирования и развития связной речи необходимы следующие умения:
- понимать и осмысливать тему
- отбирать нужный материал в правильной последовательности
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными задачами
- строить речь преднамеренно и произвольно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...