План по самообразованию "Развитие речи детей 2-3 лет посредством чтения сказок"
материал по развитию речи (младшая группа)
Цель - выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_2-3_let_posredstvom_chteniya_skazok.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Эрхирикский детский сад «Ручеек»
План по самообразованию
Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет посредством сказки»
Воспитатель первой младшей группы
Дамдинова Светлана Викторовна
2021-2022 гг.
Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет посредством сказки»
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).
Проблема
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность
Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?
1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.
Задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
• разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
• подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в развитии речи детей 3-4 лет».
Образовательный процесс можно осуществлять:
• в ходе непосредственно образовательной деятельности;
• в ходе режимных моментов;
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей второй младшей группы.
Перспективный план самообразования педагога
Месяц | Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме. | Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба» Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка» |
Октябрь | Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. | Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»; | Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям». |
Ноябрь | Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Создание картотеки сказок для работы с детьми. | Прослушивание звукозаписей детских сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой" |
Декабрь | Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками. | Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки" | Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек» Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр |
Январь | Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка» Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». | Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей». |
Февраль | Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» | Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки». | Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра |
Март | Обустроить уголок ряженья Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок. | Беседы «Какие сказки я знаю» | Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу" |
Апрель | Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». | Рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Назови меня» | Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». |
Май | Самоанализ плана по самообразованию. | Обыгрывание сказки «Репка» | Презентация: «Какая прелесть эти сказки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год
В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.
В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....
«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...
План самообразования : "Развитие речи детей 2-3 лет , посредством развивающих игр"
План самообразования : "Развитие речи детей 2-3 лет , посредством развивающих игр"...