ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок
СЕНТЯБРЬ Тема «Неживая природа осенью» | |||||||||
Тема занятия | Программные задачи. | Содержание работы. Экологическая сказка | Сопутствующие формы работы. | ||||||
«Я и природа» | - Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; - Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы | Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке» «Что такое природа». | Сбор мусора на экологической тропе. | ||||||
«Наш дом -природа» | - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. | Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой» «Стрекоза и муравей» «Дом – природа» | Аппликация из природного материала «Сокровища природы» | ||||||
Осенние явления в неживой природе | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. | Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает». « Пых», «Листопадничек» |
Развлечение «Путешествие в осеннее царство» | ||||||
«Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. - Роль Солнца в жизни человека. | Чтение «Четыре желания» Игра «Солнечная система». Игра «Передача солнечного зайчика» | Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких» | ||||||
«Знакомим детей с почвой» | - Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; -Загрязнение почвы, возможные последствия; - Необходимость охраны почвы. | Сезонные наблюдения за опавшими листьями. Чтение «Три поросёнка» | Акция «Поможем земле подготовиться к зиме» | ||||||
ОКТЯБРЬ Тема «Растительный мир осенью» | |||||||||
Тема занятия | Программные задачи | Содержание работы. Экологическая сказка | Сопутствующие формы работы | ||||||
Экскурсия на луг. «Луг –экосистема» | - Закрепить правила поведения в природе; - Учить находить связь растений с насекомыми. - Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений | Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растение» Наблюдение «Живые барометры» /предсказание погоды/ | Рисование «Луг осенью», сбор природного материала, поделки из природного материала | ||||||
«Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | - Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу Чтение В. Бианки «Молоденькие зимовщики» | Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ | ||||||
Цветущие растения | - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции | Пересаживание растений с клумб, уход за растениями Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений Чтение «Дюймовочка» | Сбор семян | ||||||
НОЯБРь Тема «Животный мир осенью» | |||||||||
Тема занятия | Программные задачи. | Содержание работы. Экологическая сказка | Тема занятия | ||||||
«Поможем дождевому червю найти дом» | -Закрепить знания: почва как верхний слой земли. - Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. | Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей, Игра «Экологические цепочки» Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей. | Просмотр обучающего видеофильма | ||||||
Сравнение диких и домашних животных | - Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова Поиск мест зимовки животных, насекомых | Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» | ||||||
Сравнение рыб и лягушек | - Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/ - Формировать обобщенное представление: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши. Правила поведения в природе. Красота окружающей природы | Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой». Игра «Как появился лягушонок» Чтение «Царевна-лягушка» | Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных | ||||||
«У воды, на воде» | - Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах; -Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. Бережное отношение к природе родного края | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой. Чтение «О рыбаке и рыбке» | Игровое экологическое занятие «Берегите воду» | ||||||
Беседа о перелетных птицах | - Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. Наблюдение за поведением птиц Чтение «Серая шейка», «Гадкий утенок» | Акция «Помогите птицам выжить» Развлечение «День синицы» | ||||||
ДЕКАБРЬ Тема «Человек и природа» | |||||||||
Тема занятия | Программные задачи | Содержание работы. Экологическая сказка | Сопутствующие формы работы | ||||||
«Овощи и фрукты на нашем столе» | - Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне; - Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах. | Приготовление салатов из овощей. Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ | Сбор урожая на огороде | ||||||
«Хлеб всему голова» | - Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; - Учить понятию «Культурные растения»; - Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу; | Чтение «Три ржаных колоса» Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков | Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении. | ||||||
«Планета Земля в опасности» | - Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. - Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких» Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос» | Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов | ||||||
«Через добрые дела можно стать юным экологом» | - Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки Наблюдение состояния деревьев, кустов участка | Модель «Сухое(несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» | ||||||
«Беседы об осени» | - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений . | Чтение «Четыре желания» «Уж небо осенью дышало»; Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Осенний праздник. Заполнение календарей природы. | ||||||
ЯНВАРЬ Тема «Экосистема – лес» | |||||||||
Тема занятия | Программные задачи | Содержание работы. Экологическая сказка | Сопутствующие формы работы | ||||||
«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» Экскурсия в лес. | Составление схем «Цепочки питания» | ||||||
«Кто главный в лесу?» | - Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника; - Закрепить, главное звено в лесу – растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Воспитывать бережное отношение к лесу. | Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников» | Анкетирование для родителей, «А у вас какая елка?» | ||||||
Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Сравнение искусственной и живой ели Подсчет выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух» | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания | ||||||
Тема «Неживая природа зимой» | |||||||||
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | - Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Замораживание цветных льдинок Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью. | Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой». «Берегите воду» | ||||||
«Вода и её загрязнение» | - Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; - Закрепить знания исследование воды человеком. - Необходимость экономии воды. - Вода и ваше здоровье. | Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды» | Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда» | ||||||
«Что мы знаем о воздухе» | - Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. | Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. Опыты по выявлению свойств воздуха | |||||||
«Как рождается ветер» | - Дать представление о движении воздуха (ветре) - Роль ветра в природе и жизни человека. | Определение направления и силы ветра Опыт со свечами «Как рождается ветер» | |||||||
«Приборы – помощники» | - Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире | Зарисовка признаков осени Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды. | Консультация для родителей «Окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки» | ||||||
«Зимние явления в неживой природе» | - Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. | Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» | Просмотр обучающего видеофильма | ||||||
Поход в лес «Зимнее царство» | - Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. - Воспитывать бережное отношение к окружающему мир Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. | Дидактическая игра «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой. Опыты «Зимние веточки» | Рисование «Зимнее царство» | ||||||
ФЕВРАЛЬ Тема Растения зимой» | |||||||||
«Как растения приспособились зимовать» | - Учить замечать деревья и кустарники без листьев; - Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки. | Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек. Наблюдения за растениями зимой. | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» | ||||||
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | - Показать зависимость роста комнатных растений от условий. - Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. | Уход за растениями уголка природы Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу». | Определить правильность ухода за растениями дома. | ||||||
Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие «комнатные растения»; | Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие«комнатные растения»; | ||||||
Тема «Животный мир зимой» | |||||||||
«Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных. | Чтение сказки « Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких» | ||||||
«Животные холодных стран» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Особенности погодных условий Крайнего Севера. | Чтение сказки «Снежная Королева» Демонстрационный материал «Животные Севера» | Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера» | ||||||
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | - Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | Чтение книги «Экология в картинках» Игра «Угадай, где я живу» | Просмотр обучающего видеофильма | ||||||
«Животные жарких стран» | - Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Дать первоначальное представление о пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни | Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран Демонстрационный материал «Животные жарких стран». Наблюдения за красноухой черепахой. | Изготовление модели «Животные жарких стран» | ||||||
«Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Дидактическая игра по классификации птиц Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в краеведческий музей «Чей клюв лучше?» | Аппликация «Птицы на кормушке» | ||||||
Тема «Природа и человек» | |||||||||
Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…» | - Обобщение знаний детей о зиме; - Зависимость всего живого от условий окружающей среды. | Разучивание стихов и песен о зиме. Наблюдение за неживой природой. | Зимний праздник | ||||||
МАРТ Тема «Неживая природа весной» | |||||||||
«Весенние явления в неживой природе» | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; - Взаимосвязь с живой природой. | Сравнение признаков зимы и весны (в модели) Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Субботник с родителями «Весну встречаем чистотой» | ||||||
«Камни, песок, глина» | - Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. | Рассматривание коллекции камней Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней. | Лепка (изготовление различных изделий) из глины. | ||||||
«Экскурсия в парк» | - Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе. | Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам. Цикл наблюдений «Пробуждение природы» | Работа с родителями «Окно в природу» «А знаете ли вы?» (народная мудрость) | ||||||
Тема «Растения весной» | |||||||||
«Берегите первоцветы» | - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - Особенности строения и назначения всех органов | Дидактическая игра о цветах. Цикл наблюдений за первоцветами. | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» | ||||||
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. - Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы. Опыты с семенами. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. | ||||||
Размножение растений (два занятия) | - Учить пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. | ||||||
АПРЕЛЬ Тема «Животный мир весной» | |||||||||
«Особенности жизни зверей весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов | |||||||
«О животных, которых не любят» | - Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. - Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. | Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий. Наблюдение за черепахой. | Рассматривание модели террариума. | ||||||
«Встречаем птиц» | - Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья. | ||||||
«Когда животных в природе становится много или мало» | - Учить замечать нарушение равновесия в природе. - Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. | «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити». Просмотр обучающего видеофильма | |||||||
«Море бывает в беде» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Отношение современного человека с природой; - Факты отрицательного воздействия человека на природу. | Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет?» Просмотр обучающих видеофильмов «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» | Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам. | ||||||
МАЙ Тема «Природа и человек» | |||||||||
«Земля – живая планета» | - Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?» Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» | ||||||
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | - Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк. | Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма. | ||||||
«Мы туристы» (экскурсия) | - Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. | Изготовление знаков «Берегите природу» Приготовление, сбор необходимых вещей. | Операция «Осторожно, муравейник!» | ||||||
«Этот удивительный мир насекомых» | - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» | ||||||
Беседа о Весне. | - Учить видеть сезонные изменения в природе. - Взаимосвязь живой и неживой природы. - Весенние работы на огороде, в саду, поле. | Чтение художественной литературы о весне Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском огороде и участке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....
Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
В статье рассказывается об использование тематических прогулок с учетом регионального компонента...
Перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В данном материалле представлен перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к миру природы".
Обобщение опыта работы...
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...