«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
проект (младшая группа)
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка – это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Воспитатель высшей категории:
Романенок Валентина Васильевна
с. Шеркалы, 2022-2023 г.
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка – это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.
Многолетний опыт работы убеждает, что нравственные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, становятся сферой его духовной жизни. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.
В раннем возрасте закладывается фундамент взаимоотношений между личностью и людьми, которые их окружают. Моральные нормы постепенно формируют содержание поступков, определяют, что именно следует делать, а культура поведения раскрывает, как реализуются в поведении требования нравственности, насколько органично они слились с образом жизни ребенка, стали для нее повседневными жизненными правилами. Поэтому ранняя воспитательная работа в дошкольном учреждении ведёт к формированию здоровой личности ребёнка.
Важное значение в воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении отвожу сказке, ведь сказка для детей – это пища для души, потому что в ней бушуют человеческие чувства. Сказка не только забавляет, восхищает, трогает детские сердца, но и поднимает серьезные жизненные вопросы, побуждает каждого ребенка к активным действиям, раскрывает ей общечеловеческие ценности, высокую мораль и побуждает к действию.
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
План.
Задачи | Сроки реализации | Сотрудничество | ||||
1 | Подобрать методическую литературу по духовно нравственному воспитанию дошкольников 3-4 лет. | Август 2022 год | Методический кабинет, библиотека | |||
2 | Изучить нормативные документы по нравственной направленности. | Август – сентябрь 2022 год | Методический кабинет | |||
3 | Разработать проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников 3-4 лет | Август 2022 год | ||||
4 | В составе творческой рабочей группы разработать программу духовно нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (дошкольное образование) | Август 2022 год | Педагогический коллектив ДОУ | |||
5 | Обобщить накопленный опыт по данной теме. | Апрель -май 2023 год |
Транслирование педагогического опыта по теме
Выступление на педсовете | Презентация лэпбука «Сказка живёт рядом с нами» |
Работа с педагогами ДОУ | 1. Консультация для педагогов «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» 2. Предложить педагогам буклеты «Книги – наши друзья» |
Приложение
Проект «Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Проблема. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, которые стоят перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Дети чутки и восприимчивы ко всему их окружающему. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по духовно- нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок. Именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Цель: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти –довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно- нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Планируемые результаты:
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга и взрослых, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Срок реализации проекта: 2022-2023 год
Участники проекта: воспитанники 3-4 лет, родители (законные представители), педагоги, библиотекарь.
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Задачи |
Сентябрь | Дидактическая игра «Угадай сказку» Показ кукольного театра воспитателем «Репка» Рассматривание детьми книги «Репка» Раскрашивание иллюстраций к сказке «Репка» Игра драматизация «Репка» | Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации; развивать познавательный интерес |
Октябрь | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса» Д/И «Кто позвал» Показ кукольного театра воспитателем Д/игра «Угадай сказку» Отгадывание загадок о животных Раскрашивание персонажей сказки Разучивание пальчиковых игр | Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки; развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку |
Ноябрь | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» Разучивание потешки «Идет коза рогатая» Игра – драматизация по сказке Отгадывание загадок о животных (картотека загадок) Раскрашивание персонажей сказки С/р игра «Чаепитие в теремке» | Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); развивать речь, память, активизировать словарь детей |
Декабрь | Знакомство со сказкой «Колобок» Д/И «Сундучок Деда Мороза» Д/И «Оденем куклу на прогулку» | Продолжать знакомить с приметами зимы. |
Январь | Знакомство со сказкой «Три медведя» Показ кукольного театра воспитателем Д/игра «Сложи картинку и узнай сказку» Отгадывание загадок о животных (картотека загадок) | Познакомить детей с русской народной сказкой, развивать память, речь; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Февраль | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» «Масленица годовая наша гостьюшка дорогая» Д/игра «Расскажи сказку по серии картинок» Отгадывание «зимних» загадок (картотека загадок) | Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка; Познакомить с народным праздником Масленица. |
Март | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок»» Игра – драматизация по сказке Д/игра «Найди силуэт» Отгадывание загадок о животных (картотека загадок) Раскрашивание персонажей сказки | Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания, развивать умение сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку, формировать у детей интерес к театрализованной деятельности |
Апрель | Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса», Знакомство с рассказом К.Д. Ушинский «Петушок с семьей» Знакомство со сказкой «Курочка Ряба» | Продолжать развивать интерес к сказкам воспитывать желание прийти на помощь друг к другу. |
Май | Знакомство со сказкой «Теремок» Д/И «Чудесный сундучок» Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?» | Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям |
Сотрудничество с родителями
Формы деятельности | Содержание деятельности |
Анкетирование и опросы | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей: «Сказка в жизни вашего ребёнка» Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: * Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием» * Папка – передвижка «2 апреля – день книги» |
Консультации | * «Как подружить ребёнка с книгой» * «Роль сказки в развитии детей» * «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» * Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях: 1. «Личная библиотека вашего ребёнка» 2.«Как подружить ребёнка с книгой» 3.«О чём и как беседовать с ребёнком после чтения» |
Родительское собрание | Проведение родительского собрания по теме: «Поговорим о нравственности: Воспитание добром» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: (рисунки, поделки) на тему: «Наши любимые сказки» Фотовыставки (фотоколлажи): «Читаем любимые книги», «Играем всей семьёй» Создание картотеки д/игр, приобретение игр для детей |
Продукт совместной деятельности с родителями | Лэпбук «Сказка живёт рядом с нами»
|
Акции | «Подари книгу детскому саду» |
Методическая литература
Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
З.С.Дмитриенко, А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.
А.К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
Комплект «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для детей дошкольного возраста (3-8 лет)- Издательский дом «Истоки», 2006-2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11476951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"299","width":"480"}}]]...
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В статье описывается значимость духовно-нравственного развития дошкольников....
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок
Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...