«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
проект (младшая группа)

Романенок Валентина Васильевна

Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка – это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Шеркальская средняя общеобразовательная  школа»

САМООБРАЗОВАНИЕ

 

Тема: «Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Воспитатель высшей категории:

Романенок Валентина Васильевна

с. Шеркалы, 2022-2023 г.

 «Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

  Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка – это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.

  Многолетний опыт работы убеждает, что нравственные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, становятся сферой его духовной жизни. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

  В раннем возрасте закладывается фундамент взаимоотношений между личностью и людьми, которые их окружают. Моральные нормы постепенно формируют содержание поступков, определяют, что именно следует делать, а культура поведения раскрывает, как реализуются в поведении требования нравственности, насколько органично они слились с образом жизни ребенка, стали для нее повседневными жизненными правилами. Поэтому ранняя воспитательная работа в дошкольном учреждении ведёт к формированию здоровой личности ребёнка.

   Важное значение в воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении отвожу сказке, ведь сказка для детей – это пища для души, потому что в ней бушуют человеческие чувства. Сказка не только забавляет, восхищает, трогает детские сердца, но и поднимает серьезные жизненные вопросы, побуждает каждого ребенка к активным действиям, раскрывает ей общечеловеческие ценности, высокую мораль и побуждает к действию.

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

План.

Задачи

Сроки реализации

Сотрудничество

1

Подобрать методическую литературу по духовно нравственному воспитанию дошкольников 3-4 лет.

Август 2022 год

Методический кабинет, библиотека

2

Изучить нормативные документы по нравственной направленности.

Август – сентябрь 2022 год

Методический кабинет

3

Разработать проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников 3-4 лет

Август 2022 год

4

В составе творческой рабочей группы разработать программу духовно нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (дошкольное образование)

Август 2022 год

Педагогический коллектив ДОУ

5

Обобщить накопленный опыт по данной теме.

Апрель -май 2023 год

Транслирование педагогического опыта по теме

Выступление на педсовете

Презентация лэпбука «Сказка живёт рядом с нами»

Работа с педагогами ДОУ

1. Консультация для педагогов «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

2.  Предложить педагогам буклеты «Книги – наши друзья»

Приложение

Проект «Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Проблема. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, которые стоят перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Дети чутки и восприимчивы ко всему их окружающему. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по духовно- нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок. Именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Цель: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

Задачи:

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти –довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно речевые  навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно- нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Планируемые результаты:

          - развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга и взрослых, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

          - развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе   нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);

          - развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

          - развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

        Вид проекта: долгосрочный, творческий.

        Срок реализации проекта: 2022-2023 год

        Участники проекта: воспитанники 3-4 лет, родители (законные представители), педагоги, библиотекарь.

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Задачи

Сентябрь

 Дидактическая игра «Угадай сказку»

 Показ кукольного театра воспитателем

«Репка»

Рассматривание детьми книги «Репка»

Раскрашивание иллюстраций к сказке «Репка»

Игра драматизация «Репка»

Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации; развивать познавательный интерес

Октябрь

 Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса»

Д/И «Кто позвал»

 Показ кукольного театра воспитателем

 Д/игра «Угадай сказку»

Отгадывание загадок о животных Раскрашивание персонажей сказки

Разучивание пальчиковых игр

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку;

развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки; развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку

Ноябрь

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

Игра – драматизация по сказке

Отгадывание загадок о животных (картотека загадок)

 Раскрашивание персонажей сказки

С/р игра «Чаепитие в теремке»

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); развивать речь, память, активизировать словарь детей       

Декабрь

Знакомство со сказкой «Колобок»

Д/И «Сундучок Деда Мороза»

Д/И «Оденем куклу на прогулку»

Продолжать знакомить с приметами зимы.

Январь

Знакомство со сказкой «Три медведя»

Показ кукольного театра воспитателем

 Д/игра «Сложи картинку и узнай сказку»

Отгадывание загадок о животных (картотека загадок)

Познакомить детей с русской народной сказкой, развивать память, речь; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Февраль

 Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

«Масленица годовая наша гостьюшка дорогая»

 Д/игра «Расскажи сказку по серии картинок»

Отгадывание «зимних» загадок (картотека загадок)

Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка;

Познакомить с народным праздником Масленица.

Март

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок»»

 Игра – драматизация по сказке

 Д/игра «Найди силуэт»

Отгадывание загадок о животных (картотека загадок)

Раскрашивание персонажей сказки

Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания, развивать умение сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку, формировать у детей интерес к театрализованной деятельности

Апрель

Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса»,

 Знакомство с рассказом К.Д. Ушинский «Петушок с семьей»

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба»

Продолжать развивать интерес к сказкам воспитывать желание прийти на помощь друг к другу.

Май

Знакомство со сказкой «Теремок»

Д/И «Чудесный сундучок»

 Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?»

Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям

Сотрудничество с родителями

Формы деятельности

Содержание деятельности

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей: «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Наглядная педагогическая информация

Папки – передвижки:

* Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием»

* Папка – передвижка «2 апреля – день книги»

Консультации

* «Как подружить ребёнка с книгой»

* «Роль сказки в развитии детей»

* «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

* Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях:

1. «Личная библиотека вашего ребёнка»

2.«Как подружить ребёнка с книгой»

3.«О чём и как беседовать с ребёнком после чтения»

Родительское собрание

Проведение родительского собрания по теме: «Поговорим о нравственности: Воспитание  добром» 

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Выставки: (рисунки, поделки) на тему: «Наши любимые сказки»

Фотовыставки (фотоколлажи): «Читаем любимые книги»,

«Играем всей семьёй»

Создание картотеки д/игр, приобретение игр для детей

Продукт совместной деятельности с родителями

Лэпбук «Сказка живёт рядом с нами»

 

Акции

«Подари книгу детскому саду»

Методическая литература

Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.

З.С.Дмитриенко, А.Я. Ветохина  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

А.К. Бондаренко  Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

Комплект «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для детей дошкольного возраста  (3-8 лет)- Издательский дом «Истоки», 2006-2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11476951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"299","width":"480"}}]]...

«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В статье описывается значимость духовно-нравственного развития дошкольников....

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок

Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...