Перспективный план по художественной литературе в подготовительной к школе группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Малиновская Зоя Ивановна

Название произведений с программным содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh._lit.podg_.gr_.docx78.87 КБ

Предварительный просмотр:

подготовительная  к школе группа

 Сентябрь

Дата

Название произведения

Цели

1

Песенка «Лиса рожью шла…»

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания  песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

2

Г. Сапгир «Считалки и скороговорки»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж стихотворениями, скороговорками.

3

А.Пушкин «За весной, красой природы.»

 Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

Вызвать чувство радости от восприятия стихов. Желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.

Воспитывать любовь к природе.

6

Э.Успенский «Страшная история»

 Познакомить детей с произведением Э.Успенский «Страшная история». Умение давать характеристику герою; обогащать речь.

7

Н.Телешов «Уха»

Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям.

Развивать умение детей настраиваться на прослушивание сказки. Уметь выражать                     свои эмоции: удивление, радость, переживание.                                

8

С.Черный Перед сном»

Развитие интереса к художественной литературе.

Умение  чувствовать ритм стихотворения.

Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства.

9

Стихотворение М.Матусовского  «С чего начинается Родина?»

Продолжать развивать интерес к художественному слову.  Пополнять литературный багаж поэтическими произведениями. Прививать чуткость к художественному слову.

10

Э.Мошковкая «Какие бывают подарки»

Познакомить детей со своеобразием произведений Э.Э.Мошковской. Умение воссоздавать в своем воображении образные картины.  Умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.

13

С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Песенки и потешки о природе

Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Закрепить знание потешек и народных песен о природе

14

Песенка «Когда солнышко взойдет, роса на землю упадет».

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек,  песенок, загадок и пословиц. Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

15

Л. Толстой «Косточка»

Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Умение оценивать поступки героев

16

Песенка «Улитка»

Развивать умение понимать содержание песенки, ее юмористический смысл и несоответствия. Помочь осмыслить значение образных выражений.

17

Ю.Коваль «Русачок – травник»

Формировать у детей представление об особенностях выживания и способах защиты животных (внешнее строение, окраска, яд, быстрые ноги, острые зубы, рога, когти).

Развивать умение детей по внешнему виду определять способ защиты животного.

Воспитывать любознательность.

20

В.Берестов «Дракон»

Умение понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия. Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте. Активизировать эмоционально-оценочную лексику.

21

М.Эме «Краски»

Развивать умение детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения.

Умение оценивать поступки героев произведения;

Воспитывать чувство юмора, используя смешной  сюжет произведения;

22

Прибаутка «Федул, что губы надул?..»

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – прибаутки.  Продолжать развивать у детей самостоятельность

23

«Дюймовочка»

Г.Х.Андесен

Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х.Андерсена.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (эпитеты и сравнения).

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

24

Стихотворение М.Волошин «Осенью»

Помочь почувствовать красоту описанной в стихотворении природы.

Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров.

Воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

27

Стихотворение П.Воронько  «Лучше нет родного края»

Развитие интереса к художественной литературе.

Умение чувствовать ритм стихотворения.

Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства.

Воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения.

28

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта.

Эмоционально воспринимать содержание сказки.

Осмысливать характеры персонажей сказки.

Развивать умения пересказывать сказку.

Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка).

29

Нанайская сказка «Айога»

Умение понимать образное содержание сказки.

Понимать и оценивать характеры персонажей.

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

30

А. Раскин «Как папа укрощал собачку»

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Умение понимать образное содержание произведения,  понимать главную мысль рассказа.

Связно передавать содержания произведения.

Октябрь

Дата

Название произведения

Цели

1

«Живая шляпа»

Н.Носов

Умение детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения.

Развивать умение оценивать поступки героев произведения.

воспитывать чувство юмора, используя смешной  сюжет произведения.

4

Ш.Перро «Кот в сапогах»

подвести к пониманию идеи произведения.

Умение воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

Развивать точность, выразительность, ясность изложения.

5

«Великие путешественники» М.Зощенко

Познакомить с литературным произведением М.Зощенко.

Умение определять характер персонажей.

Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

6

Н. Рубцов «Про зайца»

Пробудить к размышлению о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают наизусть. Выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают.

7

К.Паустовский «Теплый хлеб»

Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами.

8

А. Раскин

«Как папа бросил мяч под автомобиль» -

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.

Умение:

- понимать образное содержание произведения;

- понимать главную мысль рассказа;

- связно передавать содержание произведения;

- воспитывать любовь к животным.

11

Э.Успенский «Память»

Продолжить знакомство детей с малыми жанрами фольклора; с веселыми стихами, которые создали или перевели писатели

12

«Д. Мамин - Сибиряк «Медведко»

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Умение определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге.

13

Песенка

«Кораблик», пер с англ. С. Маршак.

Продолжать знакомить детей со значением и

содержанием малых фольклорных форм (песенок);

Умение выразительно и ритмично рассказывать

наизусть песенку «Кораблик».

Формировать интонационную выразительность речи

в процессе исполнения и обыгрывания потешек и

песенок. Воспитывать любовь к устному народному

творчеству.

14

Прибаутка «Ты пирог съел?»

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – прибаутки.  Продолжать развивать у детей самостоятельность

15

С.Черный «Волшебник»

Продолжить знакомство детей с малыми жанрами фольклора  с веселыми стихами.  Развитие интереса к художественной литературе.

18

Сказка «Каждое свое получил»

Развивать артистические способности детей. Умение работать с текстом. Познакомить детей с  содержанием сказки. Умение детей передавать различные интонации.

19

А.Пушкин «Птичка»

Ознакомить детей с особенностями внешнего вида, повадках птиц в осенний период.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить

Выбирать и запоминать из потока информации нужное.

20

Стихотворение Е. Трутневой

« Осень».

Умение детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы.  Продолжать развивать поэтический слух детей.

21

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

22

Песенка «Трое гуляк»

Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла разных выражений. Формировать интонационную выразительность речи.

25

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

Развивать умение  детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

26

И.Токмакова «Мне грустно»

Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе. Методы

27

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Развивать память, речь детей.  Умение работать с текстом. Начать знакомство с содержанием сказки Е. Шварца. Расширять кругозор учащихся

28

В.Осеева «Волшебное слово»

Развивать память, речь детей. Умение провести работу по содержанию рассказа В. Осеевой. Совершенствовать навык внимательного слушания рассказа. Воспитывать нравственные качества.

29

«Уж небо осенью дышало…»

А.С.Пушкин

Продолжать знакомить детей с творчеством великого русского поэта.

Вызывать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А.С. Пушкина.

Ноябрь

Дата

Название произведения

цели

1

Сказка А. Ремизова

« Хлебный голос»  

. Учить осмысливать содержания сказки.

Формировать  оценочное отношение к героям

Закрепить знание структуры сказки.

Помочь разобраться, почему эту сказку называют мудрой сказкой.

Повторить известные произведения 

2

А. Куприн «Слон»

Познакомить с произведением А. Куприна.

Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной  точки зрения.

Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы

3

П. Ершов  сказка «Конек-Горбунок»

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах.

Помочь понять мотив поступков героев.

5

Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки.

Формировать оценочное отношение к героям.

Осмысливать содержание прочитанного;

8

Небылица «Вы послушайте, ребята».

Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать развивать у детей самостоятельность

9

«Садко»

Русская народная сказка

Уточнить понятия о жанровых особенностях сказки. Умение  передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив поступков героев

10

Э.Мошковская

«Хитрые старушки»

Развивать творческую фантазию детей, их способность удивляться и радоваться необычному поэтическому слову. Воспитывать чувство любви к поэзии, расширять культурный кругозор детей.

11

Чтение стихотворения Д.Хармса «Очень – очень вкусный пирог».

Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литературный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмора.

12

Русская  народная сказка «Семь Симеонов – семь разбойников»

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки, (зачин концовка).

Умение  осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умения пересказывать сказку по плану.

15

Стихотворение Ю.Владимирова «Оркестр».

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

16

Прибаутка «Где кисель – тут и сел»

Обобщить представление о жанрах устного народного творчества.

Вспомнить знакомые  песенки, пословицы, потешки.

17

Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

Продолжать развивать умение детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка.  Уточнить представления о жанровых особенностях басни.

18

Д.Хармс «Весёлый старичок»

Знакомство с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора. Развитие интереса к русской культуре. Воспитание любви к своему народу.

19

В. Маяковский «Кем быть?»                            

Формировать  оценочное отношение к героям. Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы

22

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»                                                                    

Формировать умение детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения.

23

С. Тапелиус «Три ржаных колоска» 

Развивать интерес к художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

24

С. Романовский «На танцах»

Учить эмоционального воспринимать содержание рассказа.

Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

25

 Небылица «Богат Ермошка»

познакомить детей с народными и авторскими небылицами. Вызвать желание придумывать свои небылицы

26

Сказка Ф.Зальтена «Бемби»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

29

Н.Некрасов «Перед дождем»

Развивать понимание образной речи.

Закреплять умение выразительного чтения стихотворений

30

Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся»

Продолжать учить детей внимательно слушать художественный текст.

Декабрь

Дата

Название произведения

Цели

1

А.С.Пушкин

«Зима! Крестьянин, торжествуя…»

- продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина;

- развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

- воспитывать умение точно, ясно, выразительно излагать свои мысли.

- развивать интонационную выразительность.

2

Песенка «Зима пришла…»

Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла разных выражений. Формировать интонационную выразительность речи.

3

«Волк и лиса» (обр. И.Соколова – Микитова).

Формировать интерес и потребность в чтении; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; развивать у детей чувство юмора.

6

Д.Хармс «Торопышка»

Формировать умение  детей следить за развитием действия, сопереживать героям произведения

7

С.Городецкий

«Первый снег»

Учить  детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок».

8

Прибаутка «Глупый Иван…»

Уточнить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, прибаутки). Развивать умение пониманию переносного значения образных выражений

9

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела».

10

Айога» (нанайская сказка)

Учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме.

13

Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки)

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

14

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

15

«Белка»

М. Коровин

- продолжать учить различать жанровые особенности прозы;

- учить осмысливать содержание прочитанного;

- формировать оценочное отношение к героям;

16

«Голубая птица» в обр. А. Александровой и М.

Учить понимать образное содержание сказки.

Закреплять знание жанровых особенностях литературных произведений.

Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.

17

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа.

20

С. Есенин «Береза»

Учить: чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

21

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам.

22

Чтение русской народной сказки «Морозко».

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

23

Драгунская. «Лекарство

от послушности»

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые сказки, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

24

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. Учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу.

27

С. Есенин «Береза

Учить:

- чувствовать ритм стихотворения;

- видеть красоту природы выраженную поэтом в стихотворении

28

Русская народная сказка

« Снегурочка»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

29

С.Маршак «Тает месяц молодой…»

Вспомнить с детьми произведения С.Маршака.

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

30

П. Бажов «Серебряное копытце»

Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых.

31

К.Мурзалиев

«Твой дом»

- развитие интереса к художественной литературе;

- учить чувствовать ритм стихотворения;

- развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства;

Январь

Дата

Название произведения

Цели

10

Ю. Коваль «Стожок»

Познакомить с новым литературным произведением.

Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев

11

И. Суриков «Зима»

Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении и выучить его наизусть.

Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров

Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

12

Русская  народная сказка

«Василиса Прекрасная »

Продолжать знакомство с русской народной сказкой.

Учить осмысливать характеры персонажей.

Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Развивать творческие способности.

13

Прибаутка «Сбил –

сколотил – вот колесо»

Умение детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм 

14

С.Маршак

«Откуда стол пришел»

- продолжать расширять и уточнять знания детей о предметном мире, о процессе создания предметов;

- развивать чуткость к поэтическому слову;

- формировать умения объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

17

К. Ушинский « Слепая лошадь»

Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь». Подвести к пониманию нравственного смысла сказки.

Учить оценивать поступки героев.

18

«Коляда! Коляда! А бывает коляда»,  «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как пошла коляда»

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

- продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

- учить понимать главную мысль песен;

- раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

19

Былина «Добрыня и змей» (пересказ Н.Колпаковой).

Формировать интерес и потребность в чтении, пополнять литературный багаж былинами; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

20

С. Маршак

«Кошкин дом» (отрывки) -

чтение в лицах.

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

- отвечать на вопросы по содержанию;

- определять настроение, выраженное в стихотворении;

- читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь;

-сочувствовать героям стихотворения, переживать.

21

«Лиса и кувшин»

русская народная сказка

- развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и   художественной формы;

- учить осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения;

- формировать чуткость к образному строю языка сказки;

- развивать интерес к устному народному творчеству.

24

«Э. Мошковская (Добежали до вечера)»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать: умение подбирать рифмы к различным словам; умение выразительно читать наизусть стихотворение. Формировать образную речь

25

«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

26

«Теплый хлеб»

К.Паустовский

- учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета;

- развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие развитию содержания;

- воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы.

27

Г. Скребицкий «Кто как зимует»

Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным.

28

.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Предложить вниманию детей различные ситуации, учить давать оценку поступкам людей, формировать критическое отношение к плохим поступкам.

31

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Развивать интерес к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным  сказкам, воспитывать любовь к чтению.

Февраль

Дата

Название произведения

цели

3

«Как папа бросил мяч под автомобиль»

А.Раскин

- учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения;

- развивать умение мотивированно оценивать поступки героев рассказа;

- воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать полным ответом на вопросы по тексту.

4

Рассказ Е. Воробьёва «Обрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

5

Л. Фадеев

«Зеркало в витрине»

чтение стихотворения

Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

- развивать интерес к художественной литературе;

- чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

6

Ю.Коваль «Выстрел»

Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные отрывки

7

Н.Рубцов «Про зайца»

Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалогю

10

Сказка В. Даля «Старик – годовик»

Совершенствовать диалогическую речь детей.

11

Д.Самойпов «У Слоненка день рождения»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

12

Ш. Перро «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание  прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание.

13

К.Аксаков «Лизочек»

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

14

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений.

Закрепить знание стихотворений, заученных в средней группе.

Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране.

17

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе.

18

Потешка «Федул, что губы надул?...»

Познакомить детей с новой русской народной потешкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество.

19

Н.Сладков «Лесные шорохи»

Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Воспитывать интерес к литературным произведениям 

20

Рассказ

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Расширять знания детей о защитниках Отечества.

Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов.

Развивать воображение, поэтический вкус.

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

21

«Первый ночной таран»

С.Алексеев

- продолжать развивать интерес к художественной литературе;

- учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения;

- развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы.

- воспитывать любовь к родине, патриотические чувства;

24

Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

Учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей к окружающим, отзывчивость.

25

М. Зощенко «Умная птичка»

Раскрыть нравственно экологические и художественные основы рассказа; воспитывать бережное отношение к природе.

26

«Семь Симеонов – семь работников» русская народная сказка

- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

- повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

- учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ.

27

Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать творческую активность детей.

28

А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы»

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам.

Март

Дата

Название произведения

цели

3

Ш. Перро «Мальчик- с- пальчик»

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки.

Учить осмысливать характер персонажей.

Формировать образность речи, понимания образных выражений.

Развивать творческие способности, имение разыгрывать фрагменты сказки.

4

Ф. Тютчев «Зима не даром злиться»»

Учить:

- чувствовать ритм стихотворения;

- видеть красоту природы выраженную поэтом в стихотворении.

Развивать интонационную выразительность речи.

5

Песенка «Идет матушка – весна»

Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

6

С. Маршак

«Перчатки» -

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

- помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

- упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

- развивать образность речи.

7

Чтение стихов о маме

Воспитывать в детях чувство ответственности за близких ему людей, заботу, любовь к матери.

Помочь вспомнить известные детям стихи о маме.- Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

10

Чтение рассказа Е. Ильина Машины на нашей улице».

Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города

11

«Жаворонок»

В.Жуковский

- побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;

- познакомить с новым стихотворением;

- учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении;

- пополнять литературный багаж детей.

12

Благинина «Посидим в тишине»

Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме.

13

Ф.Тютчев «Весенние воды»

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы. Желание выразить в слове свои переживания и впечатления. Умение эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

14

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть научился» -

Умение пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь. Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу. Воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

17

«Цветик-семицветик»

А. Катаев

 развивать интерес к художественной литературе;

- подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки;

- учить мотивированно оценивать характер и поступки главной героини произведения;

- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие

18

А.Фет «Что за вечер»

Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной.

19

Басня

И. Крылов

«Ворона и лиса» -

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

Умение понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

Воспитывать честность и доброту.

20

Н.Сладков «Как медведя переворачивали»

Продолжать формировать представления детей о русском фольклоре, о народных приметах и природных явлениях на примере сказки.

21

Х. К. Андерсен «Гадкий утенок»

Помочь вспомнить знакомые сказки Х. К . Андерсена, познакомить с новой сказкой.

Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров.

Развивать интонационную выразительность речи.

24

Г.Скребицкий «Всяк по – своему»

. Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

25

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст,  давать  оценку поступкам героев. Воспитывать уважение к старшим.

26

Ю.Коваль «Русачок – травник»

Формировать у детей представление об особенностях выживания и способах защиты животных. Воспитывать любознательность.

27

Ф.Тютчев «Весенние воды»

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

28

В. Жуковский «Жаворонок»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

29

П. Соловьева «Подснежник»

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения

30

Сказка «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.Кона.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

31

А.Блок «На лугу»

Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

Апрель

Дата

Название произведения

Цели

3

Стихотворение П. Соловьёвой «День и ночь»

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

4

С.Городецкий «Весенняя песенка»

Умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации радость от прихода весны, ее жизнеутверждающую силу. Формировать образную речь. 

5

Д.Самойлов «У слоненка день рождения»

Формировать у детей умение чувствовать , понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев.

6

Стихотворение Я. Акима «Апрель»

Развивать умение детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацией, нежное отношение к еще робкой весне. Воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

7

А.Пушкина.  «Сказки о рыбаке и рыбки»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина.  Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.  Замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

10

Н. Сладков «Санитар»

Расширять знания о домашних животных, их роли в жизни людей. Совершенствовать грамматический строй речи. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о взаимоотношениях человека с животным

11

«День космонавтики»

А.Митяев

- расширить представления детей о космических достижениях;

- учить осмысливать содержание прочитанного;

- воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

12

В.Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»

Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

- формировать умение читать поэтическое произведение в лицах;

- побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

13

«Семь Симеонов – семь работников», обр. И.Карнауховой

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать образность речи, понимание образных выражений.

14

А.Фет «Уж верба вся пушистая»

Расширять  представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны; познакомить детей с вербой; упражнять в обследовании веточек вербы, пояснять словами, что они видят

17

«Пингвиний пляж»

Г.Снегирев

- способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой;

- учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения;

- развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы;

18

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

Познакомить с творчеством Г. Скребицкого. Продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание.

19

Песенка «Тин-тин-ка!...»

Познакомить детей с новой русской народной песенкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество.

20

И.Токмакова «Мне грустно»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову. Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.

21

«Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.Кон

Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

24

П. Ершов «Конек – Горбунок»

Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях.

25

Песенка «Три зверолова», англ. Обр. С. Маршака

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

26

«Самый красивый наряд на свете»

пер. с японского

В.Марковой

- подвести к пониманию идеи произведения;

- учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл;

- закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки;

- развивать точность, выразительность, ясность изложения.

27

Ф.Зальтен «Бемби» пер. с нем. Ю. Нагибина

Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; воспитывать любовь к животным.

28

И.Соколова-Микитова «Соль земли».

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; обращать внимание детей на выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

29

П. Соловьева «Подснежник»

 Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

Учить чувствовать ритм стихотворения.

30

Былина « Илья Муромец и Соловей – разбойник».

 Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Май

Дата

Название произведения

Цели

3

«Крупеничка»

Н.Телешов

- развивать интерес к историческому прошлому нашей страны;

- учить осмысливать характеры персонажей сказки;

- учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования.

4

Сказка «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

Умение детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

5

Рассказ В. Бианки

« Май»

Формировать умение  детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

6

«Лиса и кувшин»

русская народная сказка

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и   художественной формы;

Умение осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения;

Формировать чуткость к образному строю языка сказки;

Развивать интерес к устному народному творчеству.

7

«Шинель»

Е.Благинина

 подвести к пониманию идеи произведения;

- развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы;

- развивать чуткость к поэтическому слову;

- воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

10

«В. Орлов (Ты лети к нам, соловушка)»

Учить выразительно, в свободной манере читать стихотворение, представлять поэтическое произведение в лицах. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

11

Л.Левин «Сундук»

 Познакомить детей  новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить  замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову.

12

Рассказ

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Расширять знания детей о защитниках Отечества.

Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов.

Развивать воображение, поэтический вкус.

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

13

.А. Ремизов «Хлебный голос»

Закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки.

14

А.Усачев «Про умную  собачку Соню»

Закреплять умение отвечать на вопросы по произведению. Воспитывать литературно-художественный вкус.

17

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

русская народная сказка

- продолжать знакомство с русской народной сказкой;

- формировать образность речи, понимание образных выражений;

- учить осмысливать характер персонажей, давать мотивированную оценку;

- развивать творческие способности.

18

М.Пришвин «Курица на столбах»

Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

19

Сказка А.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигательную активность  в течение всего дня, используя физические упражнения.

20

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания.

21

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Уточнить и обогатить представления детей о сказках

А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка.

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.

24

Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю.

25

Ушинский «Четыре желания»

Знакомство с творчеством К. Ушинского. Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем произведения.

26

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать.

27

И. Суриков «На лугу»

Расширять представления детей о цветах. Знакомить с их особенностями.

28

«Вот пришло и лето красное…», р. н. п.

Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

29

М. Пришвин «Золотой луг»

Помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу. 

30

«Вот пришло и лето красное...» (рус. нар. песенка).

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении  поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе

Перспективный план разработан по программе М.А. Васильевой и дополнен региональным компонентом....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год....

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе

Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год ....

Перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с художественной литературой по лексическим темам....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН

Месяц, неделяТема занятияЗадачи  Лексическая темаПримечание Сентябрь I период1Обследование детей:- содержание прочитанных ранее произведений;- знание стихотворений, заученных в старшей группе.234...

Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе.

Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе....