Перспективный план по художественной литературе в подготовительной к школе группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Название произведений с программным содержанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozh._lit.podg_.gr_.docx | 78.87 КБ |
Предварительный просмотр:
подготовительная к школе группа
Сентябрь
Дата | Название произведения | Цели |
1 | Песенка «Лиса рожью шла…» | Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
2 | Г. Сапгир «Считалки и скороговорки» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж стихотворениями, скороговорками. |
3 | А.Пушкин «За весной, красой природы.» | Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина; Вызвать чувство радости от восприятия стихов. Желание услышать другие произведения А.С. Пушкина; Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
6 | Э.Успенский «Страшная история» | Познакомить детей с произведением Э.Успенский «Страшная история». Умение давать характеристику герою; обогащать речь. |
7 | Н.Телешов «Уха» | Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям. Развивать умение детей настраиваться на прослушивание сказки. Уметь выражать свои эмоции: удивление, радость, переживание. |
8 | С.Черный Перед сном» | Развитие интереса к художественной литературе. Умение чувствовать ритм стихотворения. Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства. |
9 | Стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» | Продолжать развивать интерес к художественному слову. Пополнять литературный багаж поэтическими произведениями. Прививать чуткость к художественному слову. |
10 | Э.Мошковкая «Какие бывают подарки» | Познакомить детей со своеобразием произведений Э.Э.Мошковской. Умение воссоздавать в своем воображении образные картины. Умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения. |
13 | С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Песенки и потешки о природе | Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Закрепить знание потешек и народных песен о природе |
14 | Песенка «Когда солнышко взойдет, роса на землю упадет». | Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
15 | Л. Толстой «Косточка» | Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Умение оценивать поступки героев |
16 | Песенка «Улитка» | Развивать умение понимать содержание песенки, ее юмористический смысл и несоответствия. Помочь осмыслить значение образных выражений. |
17 | Ю.Коваль «Русачок – травник» | Формировать у детей представление об особенностях выживания и способах защиты животных (внешнее строение, окраска, яд, быстрые ноги, острые зубы, рога, когти). Развивать умение детей по внешнему виду определять способ защиты животного. Воспитывать любознательность. |
20 | В.Берестов «Дракон» | Умение понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия. Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте. Активизировать эмоционально-оценочную лексику. |
21 | М.Эме «Краски» | Развивать умение детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения. Умение оценивать поступки героев произведения; Воспитывать чувство юмора, используя смешной сюжет произведения; |
22 | Прибаутка «Федул, что губы надул?..» | Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – прибаутки. Продолжать развивать у детей самостоятельность |
23 | «Дюймовочка» Г.Х.Андесен | Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х.Андерсена. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (эпитеты и сравнения). Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
24 | Стихотворение М.Волошин «Осенью» | Помочь почувствовать красоту описанной в стихотворении природы. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. |
27 | Стихотворение П.Воронько «Лучше нет родного края» | Развитие интереса к художественной литературе. Умение чувствовать ритм стихотворения. Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства. Воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения. |
28 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта. Эмоционально воспринимать содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей сказки. Развивать умения пересказывать сказку. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). |
29 | Нанайская сказка «Айога» | Умение понимать образное содержание сказки. Понимать и оценивать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. |
30 | А. Раскин «Как папа укрощал собачку» | Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Умение понимать образное содержание произведения, понимать главную мысль рассказа. Связно передавать содержания произведения. |
Октябрь
Ноябрь
Дата | Название произведения | цели |
1 | Сказка А. Ремизова « Хлебный голос» | . Учить осмысливать содержания сказки. Формировать оценочное отношение к героям Закрепить знание структуры сказки. Помочь разобраться, почему эту сказку называют мудрой сказкой. Повторить известные произведения |
2 | А. Куприн «Слон» | Познакомить с произведением А. Куприна. Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы |
3 | П. Ершов сказка «Конек-Горбунок» | Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив поступков героев. |
5 | Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» | Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Осмысливать содержание прочитанного; |
8 | Небылица «Вы послушайте, ребята». | Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать развивать у детей самостоятельность |
9 | «Садко» Русская народная сказка | Уточнить понятия о жанровых особенностях сказки. Умение передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив поступков героев |
10 | Э.Мошковская «Хитрые старушки» | Развивать творческую фантазию детей, их способность удивляться и радоваться необычному поэтическому слову. Воспитывать чувство любви к поэзии, расширять культурный кругозор детей. |
11 | Чтение стихотворения Д.Хармса «Очень – очень вкусный пирог». | Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литературный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмора. |
12 | Русская народная сказка «Семь Симеонов – семь разбойников» | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки, (зачин концовка). Умение осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умения пересказывать сказку по плану. |
15 | Стихотворение Ю.Владимирова «Оркестр». | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
16 | Прибаутка «Где кисель – тут и сел» | Обобщить представление о жанрах устного народного творчества. Вспомнить знакомые песенки, пословицы, потешки. |
17 | Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука» | Продолжать развивать умение детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка. Уточнить представления о жанровых особенностях басни. |
18 | Д.Хармс «Весёлый старичок» | Знакомство с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора. Развитие интереса к русской культуре. Воспитание любви к своему народу. |
19 | В. Маяковский «Кем быть?» | Формировать оценочное отношение к героям. Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы |
22 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | Формировать умение детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения. |
23 | С. Тапелиус «Три ржаных колоска» | Развивать интерес к художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
24 | С. Романовский «На танцах» | Учить эмоционального воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев |
25 | Небылица «Богат Ермошка» | познакомить детей с народными и авторскими небылицами. Вызвать желание придумывать свои небылицы |
26 | Сказка Ф.Зальтена «Бемби» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
29 | Н.Некрасов «Перед дождем» | Развивать понимание образной речи. Закреплять умение выразительного чтения стихотворений |
30 | Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся» | Продолжать учить детей внимательно слушать художественный текст. |
Декабрь
Дата | Название произведения | Цели |
1 | А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…» | - продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина; - развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения; - воспитывать умение точно, ясно, выразительно излагать свои мысли. - развивать интонационную выразительность. |
2 | Песенка «Зима пришла…» | Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла разных выражений. Формировать интонационную выразительность речи. |
3 | «Волк и лиса» (обр. И.Соколова – Микитова). | Формировать интерес и потребность в чтении; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; развивать у детей чувство юмора. |
6 | Д.Хармс «Торопышка» | Формировать умение детей следить за развитием действия, сопереживать героям произведения |
7 | С.Городецкий «Первый снег» | Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок». |
8 | Прибаутка «Глупый Иван…» | Уточнить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, прибаутки). Развивать умение пониманию переносного значения образных выражений |
9 | Л.Н. Толстой «Филиппок» | Донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела». |
10 | Айога» (нанайская сказка) | Учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме. |
13 | Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки) | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. |
14 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. |
15 | «Белка» М. Коровин | - продолжать учить различать жанровые особенности прозы; - учить осмысливать содержание прочитанного; - формировать оценочное отношение к героям; |
16 | «Голубая птица» в обр. А. Александровой и М. | Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. |
17 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». | Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. |
20 | С. Есенин «Береза» | Учить: чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. |
21 | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам. |
22 | Чтение русской народной сказки «Морозко». | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. |
23 | Драгунская. «Лекарство от послушности» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые сказки, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. |
24 | Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» | Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. Учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу. |
27 | С. Есенин «Береза | Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - видеть красоту природы выраженную поэтом в стихотворении |
28 | Русская народная сказка « Снегурочка» | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра. |
29 | С.Маршак «Тает месяц молодой…» | Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». |
30 | П. Бажов «Серебряное копытце» | Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. |
31 | К.Мурзалиев «Твой дом» | - развитие интереса к художественной литературе; - учить чувствовать ритм стихотворения; - развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства; |
Январь
Дата | Название произведения | Цели |
10 | Ю. Коваль «Стожок» | Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев |
11 | И. Суриков «Зима» | Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении и выучить его наизусть. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. |
12 | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная » | Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности. |
13 | Прибаутка «Сбил – сколотил – вот колесо» | Умение детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм |
14 | С.Маршак «Откуда стол пришел» | - продолжать расширять и уточнять знания детей о предметном мире, о процессе создания предметов; - развивать чуткость к поэтическому слову; - формировать умения объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. |
17 | К. Ушинский « Слепая лошадь» | Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь». Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев. |
18 | «Коляда! Коляда! А бывает коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как пошла коляда» | Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение; - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; - учить понимать главную мысль песен; - раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно. |
19 | Былина «Добрыня и змей» (пересказ Н.Колпаковой). | Формировать интерес и потребность в чтении, пополнять литературный багаж былинами; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
20 | С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки) - чтение в лицах. | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение); - отвечать на вопросы по содержанию; - определять настроение, выраженное в стихотворении; - читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь; -сочувствовать героям стихотворения, переживать. |
21 | «Лиса и кувшин» русская народная сказка | - развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; - учить осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения; - формировать чуткость к образному строю языка сказки; - развивать интерес к устному народному творчеству. |
24 | «Э. Мошковская (Добежали до вечера)» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать: умение подбирать рифмы к различным словам; умение выразительно читать наизусть стихотворение. Формировать образную речь |
25 | «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки. | Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; - развивать творческое воображение; - воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
26 | «Теплый хлеб» К.Паустовский | - учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; - развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие развитию содержания; - воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы. |
27 | Г. Скребицкий «Кто как зимует» | Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным. |
28 | .В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | Предложить вниманию детей различные ситуации, учить давать оценку поступкам людей, формировать критическое отношение к плохим поступкам. |
31 | Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Развивать интерес к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. |
Февраль
Дата | Название произведения | цели |
3 | «Как папа бросил мяч под автомобиль» А.Раскин | - учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения; - развивать умение мотивированно оценивать поступки героев рассказа; - воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать полным ответом на вопросы по тексту. |
4 | Рассказ Е. Воробьёва «Обрывок провода» | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. |
5 | Л. Фадеев «Зеркало в витрине» чтение стихотворения | Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение; - развивать интерес к художественной литературе; - чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
6 | Ю.Коваль «Выстрел» | Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные отрывки |
7 | Н.Рубцов «Про зайца» | Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалогю |
10 | Сказка В. Даля «Старик – годовик» | Совершенствовать диалогическую речь детей. |
11 | Д.Самойпов «У Слоненка день рождения» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. |
12 | Ш. Перро «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе | Учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание. |
13 | К.Аксаков «Лизочек» | Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев. |
14 | М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» | Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений. Закрепить знание стихотворений, заученных в средней группе. Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране. |
17 | Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе. |
18 | Потешка «Федул, что губы надул?...» | Познакомить детей с новой русской народной потешкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество. |
19 | Н.Сладков «Лесные шорохи» | Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Воспитывать интерес к литературным произведениям |
20 | Рассказ А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Расширять знания детей о защитниках Отечества. Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов. Развивать воображение, поэтический вкус. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. |
21 | «Первый ночной таран» С.Алексеев | - продолжать развивать интерес к художественной литературе; - учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; - развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы. - воспитывать любовь к родине, патриотические чувства; |
24 | Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» | Учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей к окружающим, отзывчивость. |
25 | М. Зощенко «Умная птичка» | Раскрыть нравственно экологические и художественные основы рассказа; воспитывать бережное отношение к природе. |
26 | «Семь Симеонов – семь работников» русская народная сказка | - продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; - повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); - учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. |
27 | Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась» | Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать творческую активность детей. |
28 | А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» | Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам. |
Март
Дата | Название произведения | цели |
3 | Ш. Перро «Мальчик- с- пальчик» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характер персонажей. Формировать образность речи, понимания образных выражений. Развивать творческие способности, имение разыгрывать фрагменты сказки. |
4 | Ф. Тютчев «Зима не даром злиться»» | Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - видеть красоту природы выраженную поэтом в стихотворении. Развивать интонационную выразительность речи. |
5 | Песенка «Идет матушка – весна» | Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. |
6 | С. Маршак «Перчатки» - | Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; - помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; - упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности; - развивать образность речи. |
7 | Чтение стихов о маме | Воспитывать в детях чувство ответственности за близких ему людей, заботу, любовь к матери. Помочь вспомнить известные детям стихи о маме.- Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. |
10 | Чтение рассказа Е. Ильина Машины на нашей улице». | Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города |
11 | «Жаворонок» В.Жуковский | - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; - познакомить с новым стихотворением; - учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении; - пополнять литературный багаж детей. |
12 | Благинина «Посидим в тишине» | Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. |
13 | Ф.Тютчев «Весенние воды» | Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы. Желание выразить в слове свои переживания и впечатления. Умение эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. |
14 | Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» - | Умение пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь. Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу. Воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу. |
17 | «Цветик-семицветик» А. Катаев | развивать интерес к художественной литературе; - подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки; - учить мотивированно оценивать характер и поступки главной героини произведения; - воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие |
18 | А.Фет «Что за вечер» | Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. |
19 | Басня И. Крылов «Ворона и лиса» - | Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; Умение понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни. Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать честность и доброту. |
20 | Н.Сладков «Как медведя переворачивали» | Продолжать формировать представления детей о русском фольклоре, о народных приметах и природных явлениях на примере сказки. |
21 | Х. К. Андерсен «Гадкий утенок» | Помочь вспомнить знакомые сказки Х. К . Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи. |
24 | Г.Скребицкий «Всяк по – своему» | . Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. |
25 | Э. Мошковская «Хитрые старушки» | Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев. Воспитывать уважение к старшим. |
26 | Ю.Коваль «Русачок – травник» | Формировать у детей представление об особенностях выживания и способах защиты животных. Воспитывать любознательность. |
27 | Ф.Тютчев «Весенние воды» | Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. |
28 | В. Жуковский «Жаворонок» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. |
29 | П. Соловьева «Подснежник» | Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения |
30 | Сказка «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.Кона. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
31 | А.Блок «На лугу» | Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. |
Апрель
Дата | Название произведения | Цели |
3 | Стихотворение П. Соловьёвой «День и ночь» | Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. |
4 | С.Городецкий «Весенняя песенка» | Умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации радость от прихода весны, ее жизнеутверждающую силу. Формировать образную речь. |
5 | Д.Самойлов «У слоненка день рождения» | Формировать у детей умение чувствовать , понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев. |
6 | Стихотворение Я. Акима «Апрель» | Развивать умение детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацией, нежное отношение к еще робкой весне. Воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. |
7 | А.Пушкина. «Сказки о рыбаке и рыбки» | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. |
10 | Н. Сладков «Санитар» | Расширять знания о домашних животных, их роли в жизни людей. Совершенствовать грамматический строй речи. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о взаимоотношениях человека с животным |
11 | «День космонавтики» А.Митяев | - расширить представления детей о космических достижениях; - учить осмысливать содержание прочитанного; - воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие. |
12 | В.Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» | Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; - формировать умение читать поэтическое произведение в лицах; - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. |
13 | «Семь Симеонов – семь работников», обр. И.Карнауховой | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать образность речи, понимание образных выражений. |
14 | А.Фет «Уж верба вся пушистая» | Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны; познакомить детей с вербой; упражнять в обследовании веточек вербы, пояснять словами, что они видят |
17 | «Пингвиний пляж» Г.Снегирев | - способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; - учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; - развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; |
18 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | Познакомить с творчеством Г. Скребицкого. Продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание. |
19 | Песенка «Тин-тин-ка!...» | Познакомить детей с новой русской народной песенкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество. |
20 | И.Токмакова «Мне грустно» | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову. Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений. |
21 | «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.Кон | Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
24 | П. Ершов «Конек – Горбунок» | Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях. |
25 | Песенка «Три зверолова», англ. Обр. С. Маршака | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. |
26 | «Самый красивый наряд на свете» пер. с японского В.Марковой | - подвести к пониманию идеи произведения; - учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл; - закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки; - развивать точность, выразительность, ясность изложения. |
27 | Ф.Зальтен «Бемби» пер. с нем. Ю. Нагибина | Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; воспитывать любовь к животным. |
28 | И.Соколова-Микитова «Соль земли». | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; обращать внимание детей на выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. |
29 | П. Соловьева «Подснежник» | Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения. |
30 | Былина « Илья Муромец и Соловей – разбойник». | Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. |
Май
Дата | Название произведения | Цели |
3 | «Крупеничка» Н.Телешов | - развивать интерес к историческому прошлому нашей страны; - учить осмысливать характеры персонажей сказки; - учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования. |
4 | Сказка «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» | Умение детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. |
5 | Рассказ В. Бианки « Май» | Формировать умение детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. |
6 | «Лиса и кувшин» русская народная сказка | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; Умение осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения; Формировать чуткость к образному строю языка сказки; Развивать интерес к устному народному творчеству. |
7 | «Шинель» Е.Благинина | подвести к пониманию идеи произведения; - развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; - развивать чуткость к поэтическому слову; - воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества. |
10 | «В. Орлов (Ты лети к нам, соловушка)» | Учить выразительно, в свободной манере читать стихотворение, представлять поэтическое произведение в лицах. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть |
11 | Л.Левин «Сундук» | Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. |
12 | Рассказ А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Расширять знания детей о защитниках Отечества. Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов. Развивать воображение, поэтический вкус. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. |
13 | .А. Ремизов «Хлебный голос» | Закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки. |
14 | А.Усачев «Про умную собачку Соню» | Закреплять умение отвечать на вопросы по произведению. Воспитывать литературно-художественный вкус. |
17 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка | - продолжать знакомство с русской народной сказкой; - формировать образность речи, понимание образных выражений; - учить осмысливать характер персонажей, давать мотивированную оценку; - развивать творческие способности. |
18 | М.Пришвин «Курица на столбах» | Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав. |
19 | Сказка А.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы». | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражнения. |
20 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. |
21 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта. |
24 | Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю. |
25 | Ушинский «Четыре желания» | Знакомство с творчеством К. Ушинского. Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем произведения. |
26 | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать. |
27 | И. Суриков «На лугу» | Расширять представления детей о цветах. Знакомить с их особенностями. |
28 | «Вот пришло и лето красное…», р. н. п. | Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
29 | М. Пришвин «Золотой луг» | Помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу. |
30 | «Вот пришло и лето красное...» (рус. нар. песенка). | Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе
Перспективный план разработан по программе М.А. Васильевой и дополнен региональным компонентом....
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год....
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год ....
Перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе
Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с художественной литературой по лексическим темам....
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
подготовительная группа...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН
Месяц, неделяТема занятияЗадачи Лексическая темаПримечание Сентябрь I период1Обследование детей:- содержание прочитанных ранее произведений;- знание стихотворений, заученных в старшей группе.234...
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе.
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе....