ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Пчелкина Елена Александровна

Месяц, неделя

Тема занятия

Задачи 

Лексическая тема

Примечание

Сентябрь

I период

1

Обследование детей:

- содержание прочитанных ранее произведений;

- знание стихотворений, заученных в старшей группе.

2

3

4

Октябрь

 

1

«Улетают журавли» (По И. Соколову-Микитову)

Познакомить детей с произведением; учить слушать; развивать умение видеть красоту живой природы; расширять у детей знания и представления об осени, птицах.

Осень. Названия деревьев

Хрестоматия по художественной литературе к «Комплексной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой (3-4 года, 4-5 лет) / сост. О.Н. Тверская, С.С. Лазукова, Е.А. Ушакова.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г., с. 60

Н. Кнушевицкая «Осень», «Осень-волшебница»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 61

2

Н. Нищева «Урожай»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об овощах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Огород. Овощи

 

с. 62

Я. Бжехва «Помидор»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 62-63

3

Н. Нищева «Фрукты»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о фруктах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Сад. фрукты

с. 63-64

У. Рашид «Наш сад»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 64

4

Сказка (в обработке В. Даля) «Война грибов с ягодами»

Учить детей понимать образное содержание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, учить понимать значение пословицы и связывать ее с сюжетом сказки.

Лес. Грибы и лесные ягоды

с. 64-65

Русские народные потешки «Я по лесу по зеленому бреду», «Ножки, ножки, где вы были?»

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику.

с. 65

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem._plan._po_hud._lit-re_23-24_uch.g.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(3 год обучения)

Месяц, неделя

Тема занятия

Задачи  

Лексическая тема

Примечание

Сентябрь

I период

1

Обследование детей:

- содержание прочитанных ранее произведений;

- знание стихотворений, заученных в старшей группе.

2

3

4

Октябрь

1

«Улетают журавли» (По И. Соколову-Микитову)

Познакомить детей с произведением; учить слушать; развивать умение видеть красоту живой природы; расширять у детей знания и представления об осени, птицах.

Осень. Названия деревьев

Хрестоматия по художественной литературе к «Комплексной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой (3-4 года, 4-5 лет) / сост. О.Н. Тверская, С.С. Лазукова, Е.А. Ушакова.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г., с. 60

Н. Кнушевицкая «Осень», «Осень-волшебница»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 61

2

Н. Нищева «Урожай»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об овощах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Огород. Овощи

с. 62

Я. Бжехва «Помидор»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 62-63

3

Н. Нищева «Фрукты»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о фруктах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Сад. фрукты

с. 63-64

У. Рашид «Наш сад»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 64

4

Сказка (в обработке В. Даля) «Война грибов с ягодами»

Учить детей понимать образное содержание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, учить понимать значение пословицы и связывать ее с сюжетом сказки.

Лес. Грибы и лесные ягоды

с. 64-65

Русские народные потешки «Я по лесу по зеленому бреду», «Ножки, ножки, где вы были?»

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику.

с. 65

Ноябрь

1

Т. Днепровская «Кукла-синеглазка»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Игрушки

с. 67

Н. Нищева «Матрешка», «Лопатка», «Машинка», «Кукла»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об игрушках; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 68

2

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Воспитывать активный интерес к книге, любовь к сказкам; учить внимательно слушать; развивать память, словесно-логическое мышление.

Одежда

с. 69-70

Н. Нищева «Хитрый кот»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об одежде; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 71

3

Украинская народная сказка «Чудесные лапоточки»

Учить детей внимательно слушать сказку, побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки.

Обувь

с. 72-74

Н. Кнушевицкая «Валенки»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 75

4

Н. Кнушевицкая «Кровать», «Стул»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Мебель

с. 76

Н. Нищева «Много мебели в квартире»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о мебели; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 76

Всего за I период: 16 ч

Декабрь

II период

1

К. Чуковский «Федорино Горе»

Формировать умение понимать содержание, сопереживать героям, участвовать в беседе по содержанию произведения; развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь; воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения, бережное отношение к посуде.

Кухня. Посуда

с. 77-81

В. и Я. Гримм «Горшок каши»

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интереса к восприятию художественной литературы через сказочные образы; развивать творческое воображение, память, внимание; воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

с. 81

2

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки.

Зима, зимующие птицы

с. 83-87

Русская народная сказка «Зимовье»

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

с. 88-89

3

Н. Нищева «В нашей группе на окне…», «Бегония», «Фикус»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о комнатных растениях; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Комнатные

растения

с. 92

Н. Нищева «Зимний сад»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 93

4

Н. Нищева «Елочка», «Елка»

Формировать представление детей о времени года – зиме, ее признаках; познакомить детей с новогодним праздником, воспитывать положительные эмоции; побуждать детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворений.

Новогодний праздник

с. 93

Н. Кнушевицкая «Елочка», «Мандарин», «Елочные игрушки»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 94-95

Январь

1

У детей зимние каникулы.

2

К. Ушинский «Чужое яичко»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о домашних птицах; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Домашние птицы

с. 95-96

Н. Нищева «Селезень», «Индюк», «Гуси»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 97

3

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

Познакомить детей с русской народной сказкой; учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; воспитывать милосердие и отзывчивость.

Домашние

животные и их детеныши

с. 97-99

К. Ушинский «Спор животных»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать бережное отношение к домашним животным; развивать   слуховое   восприятие   и   память, мыслительные   процессы, интонационную выразительность при передаче характера животного.

с. 99

4

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Познакомить детей с рассказом; воспитывать любовь и доброе отношение к животным; формировать понятия «добро», «красота», «уважение», «милосердие».

Дикие животные и их детеныши

с. 101

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Создать условия для формирования добрых чувств, потребность заботиться о близких; формировать навык играть в коллективе и фантазировать; формировать уважительное отношение к сверстникам, к старшим; научить правильному поведению при встрече с незнакомым человеком; довести до сознания детей замысел сказки.

с. 101-102

Февраль

1

Н. Кнушевицкая «Продавец»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о профессии: продавец; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Профессии.

Продавец.

с. 104

Русская народная сказка «Колобок»

Помочь детям понять содержание сказки; учить запоминать последовательность сюжета; развивать интеллектуальные способности; продолжать учить классифицировать, обобщать.

с. 31

2

В. Нищев «Ждет письма мой старший брат»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о профессии: почтальон; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Профессии.

Почтальон.

с. 104-105

Н. Нищева «Журналы, письмо, телеграмму, газеты»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 105

3

Э. Мошковская «Я – маши-

на»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о транспорте; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Транспорт.

с. 105

Э. Мошковская «Троллейбус», «Метро», «Электрич-

ка», «Легковая машина»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 105-106

4

К. Чолиев «Шуршат по дорогам веселые шины…»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о профессиях на транспорте; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Профессии на транспорте.

с. 106

Н. Нарзиллаев «Я стану машинистом!»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 107

Всего за II период: 22 ч

Март

III период

1

Народные заклички «Ау, ау, аукаем», «Весна-красна, ты с чем пришла?», «Жаворонки, прилетите»

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с народными закличками; побуждать запоминать и воспроизводить текст заклички; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику.

Весна

с. 107-108

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сказки; обогащать и активизировать словарь; развивать у детей эмоциональное восприятие текста; развивать произвольное внимание; воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми; воспитывать сопереживание, сочувствие животным.

с. 109-110

2

Народная потешка «Расти коса»

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику.

Мамин праздник. Профессии мам.

с. 112

Я. Аким «Мама»

Познакомить детей со стихотворением «Мама»; помочь выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой; побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства к маме; воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме, умение ценить ее заботу о близких.

с. 112

3

В. Нищев «Весна»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о весне; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Первые весенние цветы

с. 112

Н. Нищева «Крокус», «Мать-и-мачеха»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о первых весенних цветах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 112-113

4

Н. Нищева «Вот растет бегония», «Меня фиалкою зовут»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о цветущих комнатных растениях; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Цветущие комнатные растения.

с. 113

Н. Кнушевицкая «Герань», «Фиалка», «Бальзамин»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 113-114

Апрель

1

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Дикие животные весной

с. 115-116

Н. Кнушевицкая «Медведь», «Белка»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о диких животных; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 116, с. 103

2

Народная потешка «Ранним-рано, поутру»

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику.

Домашние животные весной.

с. 117

Английская сказка (в пересказе С. Михалкова) «Три поросенка»

Продолжать учить слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение, слуховое и зрительное внимание; воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, уважительное отношение к труду, к дружбе.

с. 117-123

3

Л. Толстой «Рассказы из азбуки» («Хотела Галка пить…»)

Познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л. Толстого; формировать умение слушать текст, со скрытым смыслом, моделировать его содержание; воспитывать интерес к окружающему миру, привычку наблюдать за окружающей природой и видеть все интересное.

Птицы прилетели

с. 125

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости; развивать интерес к русскому народному творчеству (сказкам); развивать зрительную память, воображение; развивать способности общения между сверстниками, чувство товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

с. 125-127

4

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Насекомые.

с. 127-131

Н. Нищева «Пчела»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о насекомых; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 131

Май

1

В. Нищев «Аквариум»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Рыбки в аквариуме

с. 132

Н. Нищева «Аквариум», «Меченосец», «Золотая рыбка»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об аквариумных рыбках; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 132-133

2

А. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…» (отрывок из поэмы «Медный всадник»)

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

Наш город. Моя улица.

с. 133

М. Борисова «Красавица Нева»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление.

с. 133

3

Н. Нищева «Переход», «Светофор»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о правилах дорожного движения; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Правила дорожного движения

с. 134

В. Кожевников «Посадочная площадка»

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о правилах дорожного движения; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

с. 134

4

К. Чуковский «Краденое солнце»

Воспитывать умение слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному; следить за развитием действий, сопереживать героям произведения; развивать умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказки.

Лето. Цветы на лугу

с. 135-138

Русская народная сказка «Пых»

  1. Учить осмысливать содержание текста; развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; формировать умение выделять главную мысль текста.

с. 138-140

Всего за III период: 24 ч

Всего за год: 62 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических  представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема "День рождение клоуна Клёпы"

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности. Итоговые занятия...

Методическая разработка: «Перспективное планирование по речевому развитию. Восприятие художественной литературы в подготовительной группе»

laquo;Перспективное планирование  по речевому развитию.  Восприятие художественной литературы  в подготовительной группе»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...

Речевое развитие (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе «Четыре желания»

Цель: ознакомление детей подготовительной группы с рассказом К. Ушинского «Четыре желания» с включением дидактической игры по содержанию художественного произведения.Задачи:- развивать диа...