ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Месяц, неделя | Тема занятия | Задачи | Лексическая тема | Примечание |
Сентябрь | I период | |||
1 | Обследование детей: - содержание прочитанных ранее произведений; - знание стихотворений, заученных в старшей группе. | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Октябрь |
| |||
1 | «Улетают журавли» (По И. Соколову-Микитову) | Познакомить детей с произведением; учить слушать; развивать умение видеть красоту живой природы; расширять у детей знания и представления об осени, птицах. | Осень. Названия деревьев | Хрестоматия по художественной литературе к «Комплексной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой (3-4 года, 4-5 лет) / сост. О.Н. Тверская, С.С. Лазукова, Е.А. Ушакова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г., с. 60 |
Н. Кнушевицкая «Осень», «Осень-волшебница» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 61 | ||
2 | Н. Нищева «Урожай» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об овощах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Огород. Овощи
| с. 62 |
Я. Бжехва «Помидор» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 62-63 | ||
3 | Н. Нищева «Фрукты» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о фруктах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Сад. фрукты | с. 63-64 |
У. Рашид «Наш сад» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 64 | ||
4 | Сказка (в обработке В. Даля) «Война грибов с ягодами» | Учить детей понимать образное содержание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, учить понимать значение пословицы и связывать ее с сюжетом сказки. | Лес. Грибы и лесные ягоды | с. 64-65 |
Русские народные потешки «Я по лесу по зеленому бреду», «Ножки, ножки, где вы были?» | Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику. | с. 65 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kal-tem._plan._po_hud._lit-re_23-24_uch.g.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(3 год обучения)
Месяц, неделя | Тема занятия | Задачи | Лексическая тема | Примечание |
Сентябрь | I период | |||
1 | Обследование детей: - содержание прочитанных ранее произведений; - знание стихотворений, заученных в старшей группе. | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Октябрь | ||||
1 | «Улетают журавли» (По И. Соколову-Микитову) | Познакомить детей с произведением; учить слушать; развивать умение видеть красоту живой природы; расширять у детей знания и представления об осени, птицах. | Осень. Названия деревьев | Хрестоматия по художественной литературе к «Комплексной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой (3-4 года, 4-5 лет) / сост. О.Н. Тверская, С.С. Лазукова, Е.А. Ушакова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г., с. 60 |
Н. Кнушевицкая «Осень», «Осень-волшебница» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 61 | ||
2 | Н. Нищева «Урожай» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об овощах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Огород. Овощи | с. 62 |
Я. Бжехва «Помидор» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 62-63 | ||
3 | Н. Нищева «Фрукты» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о фруктах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Сад. фрукты | с. 63-64 |
У. Рашид «Наш сад» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 64 | ||
4 | Сказка (в обработке В. Даля) «Война грибов с ягодами» | Учить детей понимать образное содержание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, учить понимать значение пословицы и связывать ее с сюжетом сказки. | Лес. Грибы и лесные ягоды | с. 64-65 |
Русские народные потешки «Я по лесу по зеленому бреду», «Ножки, ножки, где вы были?» | Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику. | с. 65 | ||
Ноябрь | ||||
1 | Т. Днепровская «Кукла-синеглазка» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | Игрушки | с. 67 |
Н. Нищева «Матрешка», «Лопатка», «Машинка», «Кукла» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об игрушках; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 68 | ||
2 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Воспитывать активный интерес к книге, любовь к сказкам; учить внимательно слушать; развивать память, словесно-логическое мышление. | Одежда | с. 69-70 |
Н. Нищева «Хитрый кот» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об одежде; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 71 | ||
3 | Украинская народная сказка «Чудесные лапоточки» | Учить детей внимательно слушать сказку, побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки. | Обувь | с. 72-74 |
Н. Кнушевицкая «Валенки» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 75 | ||
4 | Н. Кнушевицкая «Кровать», «Стул» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | Мебель | с. 76 |
Н. Нищева «Много мебели в квартире» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о мебели; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 76 | ||
Всего за I период: 16 ч | ||||
Декабрь | II период | |||
1 | К. Чуковский «Федорино Горе» | Формировать умение понимать содержание, сопереживать героям, участвовать в беседе по содержанию произведения; развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь; воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения, бережное отношение к посуде. | Кухня. Посуда | с. 77-81 |
В. и Я. Гримм «Горшок каши» | Формировать у детей старшего дошкольного возраста интереса к восприятию художественной литературы через сказочные образы; развивать творческое воображение, память, внимание; воспитывать доброту, желание оказывать помощь. | с. 81 | ||
2 | Русская народная сказка «По щучьему веленью» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки. | Зима, зимующие птицы | с. 83-87 |
Русская народная сказка «Зимовье» | Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей. | с. 88-89 | ||
3 | Н. Нищева «В нашей группе на окне…», «Бегония», «Фикус» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о комнатных растениях; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Комнатные растения | с. 92 |
Н. Нищева «Зимний сад» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 93 | ||
4 | Н. Нищева «Елочка», «Елка» | Формировать представление детей о времени года – зиме, ее признаках; познакомить детей с новогодним праздником, воспитывать положительные эмоции; побуждать детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворений. | Новогодний праздник | с. 93 |
Н. Кнушевицкая «Елочка», «Мандарин», «Елочные игрушки» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 94-95 | ||
Январь | ||||
1 | У детей зимние каникулы. | |||
2 | К. Ушинский «Чужое яичко» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о домашних птицах; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | Домашние птицы | с. 95-96 |
Н. Нищева «Селезень», «Индюк», «Гуси» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 97 | ||
3 | Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | Познакомить детей с русской народной сказкой; учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; воспитывать милосердие и отзывчивость. | Домашние животные и их детеныши | с. 97-99 |
К. Ушинский «Спор животных» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать бережное отношение к домашним животным; развивать слуховое восприятие и память, мыслительные процессы, интонационную выразительность при передаче характера животного. | с. 99 | ||
4 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» | Познакомить детей с рассказом; воспитывать любовь и доброе отношение к животным; формировать понятия «добро», «красота», «уважение», «милосердие». | Дикие животные и их детеныши | с. 101 |
Ш. Перро «Красная Шапочка» | Создать условия для формирования добрых чувств, потребность заботиться о близких; формировать навык играть в коллективе и фантазировать; формировать уважительное отношение к сверстникам, к старшим; научить правильному поведению при встрече с незнакомым человеком; довести до сознания детей замысел сказки. | с. 101-102 | ||
Февраль | ||||
1 | Н. Кнушевицкая «Продавец» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о профессии: продавец; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | Профессии. Продавец. | с. 104 |
Русская народная сказка «Колобок» | Помочь детям понять содержание сказки; учить запоминать последовательность сюжета; развивать интеллектуальные способности; продолжать учить классифицировать, обобщать. | с. 31 | ||
2 | В. Нищев «Ждет письма мой старший брат» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о профессии: почтальон; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Профессии. Почтальон. | с. 104-105 |
Н. Нищева «Журналы, письмо, телеграмму, газеты» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 105 | ||
3 | Э. Мошковская «Я – маши- на» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о транспорте; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Транспорт. | с. 105 |
Э. Мошковская «Троллейбус», «Метро», «Электрич- ка», «Легковая машина» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 105-106 | ||
4 | К. Чолиев «Шуршат по дорогам веселые шины…» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о профессиях на транспорте; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Профессии на транспорте. | с. 106 |
Н. Нарзиллаев «Я стану машинистом!» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 107 | ||
Всего за II период: 22 ч | ||||
Март | III период | |||
1 | Народные заклички «Ау, ау, аукаем», «Весна-красна, ты с чем пришла?», «Жаворонки, прилетите» | Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с народными закличками; побуждать запоминать и воспроизводить текст заклички; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику. | Весна | с. 107-108 |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | Учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сказки; обогащать и активизировать словарь; развивать у детей эмоциональное восприятие текста; развивать произвольное внимание; воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми; воспитывать сопереживание, сочувствие животным. | с. 109-110 | ||
2 | Народная потешка «Расти коса» | Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику. | Мамин праздник. Профессии мам. | с. 112 |
Я. Аким «Мама» | Познакомить детей со стихотворением «Мама»; помочь выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой; побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства к маме; воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме, умение ценить ее заботу о близких. | с. 112 | ||
3 | В. Нищев «Весна» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о весне; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Первые весенние цветы | с. 112 |
Н. Нищева «Крокус», «Мать-и-мачеха» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о первых весенних цветах; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 112-113 | ||
4 | Н. Нищева «Вот растет бегония», «Меня фиалкою зовут» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о цветущих комнатных растениях; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Цветущие комнатные растения. | с. 113 |
Н. Кнушевицкая «Герань», «Фиалка», «Бальзамин» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 113-114 | ||
Апрель | ||||
1 | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. | Дикие животные весной | с. 115-116 |
Н. Кнушевицкая «Медведь», «Белка» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о диких животных; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 116, с. 103 | ||
2 | Народная потешка «Ранним-рано, поутру» | Приобщать детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками; побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки; развивать речевую активность детей; побуждать к эмоциональному отклику. | Домашние животные весной. | с. 117 |
Английская сказка (в пересказе С. Михалкова) «Три поросенка» | Продолжать учить слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение, слуховое и зрительное внимание; воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, уважительное отношение к труду, к дружбе. | с. 117-123 | ||
3 | Л. Толстой «Рассказы из азбуки» («Хотела Галка пить…») | Познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л. Толстого; формировать умение слушать текст, со скрытым смыслом, моделировать его содержание; воспитывать интерес к окружающему миру, привычку наблюдать за окружающей природой и видеть все интересное. | Птицы прилетели | с. 125 |
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости; развивать интерес к русскому народному творчеству (сказкам); развивать зрительную память, воображение; развивать способности общения между сверстниками, чувство товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать. | с. 125-127 | ||
4 | К. Чуковский «Муха-Цокотуха» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей. | Насекомые. | с. 127-131 |
Н. Нищева «Пчела» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о насекомых; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 131 | ||
Май | ||||
1 | В. Нищев «Аквариум» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Рыбки в аквариуме | с. 132 |
Н. Нищева «Аквариум», «Меченосец», «Золотая рыбка» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления об аквариумных рыбках; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 132-133 | ||
2 | А. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…» (отрывок из поэмы «Медный всадник») | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | Наш город. Моя улица. | с. 133 |
М. Борисова «Красавица Нева» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас; активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление. | с. 133 | ||
3 | Н. Нищева «Переход», «Светофор» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о правилах дорожного движения; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | Правила дорожного движения | с. 134 |
В. Кожевников «Посадочная площадка» | Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; расширять у детей знания и представления о правилах дорожного движения; обогащать словарный запас, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | с. 134 | ||
4 | К. Чуковский «Краденое солнце» | Воспитывать умение слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному; следить за развитием действий, сопереживать героям произведения; развивать умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказки. | Лето. Цветы на лугу | с. 135-138 |
Русская народная сказка «Пых» |
| с. 138-140 | ||
Всего за III период: 24 ч | ||||
Всего за год: 62 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...
Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема "День рождение клоуна Клёпы"
Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности. Итоговые занятия...
Методическая разработка: «Перспективное планирование по речевому развитию. Восприятие художественной литературы в подготовительной группе»
laquo;Перспективное планирование по речевому развитию. Восприятие художественной литературы в подготовительной группе»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»
В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...
Конспект образовательной деятельности (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» (восприятию художественной литературы)
Тема: заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» в подготовительной к школе группе....
Речевое развитие (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе «Четыре желания»
Цель: ознакомление детей подготовительной группы с рассказом К. Ушинского «Четыре желания» с включением дидактической игры по содержанию художественного произведения.Задачи:- развивать диа...