Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Тещина Оксана Валерьевна

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Сентябрь

1

Пересказ рассказа

« Отчего у лисы длинный хвост?»

 Цель: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; развивать навыки планирования пересказа ( с опорой на наглядность; формировать целенаправленность восприятия и анализ текста. (Лебедева, 6) или

Пересказ Е .Пермяка

«Первая рыбка моя» (Затулина, 6)

«Предметы, которые нас окружают»

(Ознакомление с предметным миром)

Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны дерево, ткань, стекло).

Заучивание стихотворения «Осень» Е Трутневой

Цель: продолжать совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений; обратить внимание детей на сравнения, как средства выразительности; дать детям представления о предложении как единице речи- выделение его из рассказа; развивать чуткость к поэтическому слову, воспитывать любовь и интерес к художественной литературе. (Затулина, 10)

2

« Фрукты» натюрморт Б.В.Щербакова

Рассматривание картины

Цель: учить детей составлять рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), активизировать в речи детей слова. Относящие к темам «Фрукты»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки; развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

(Затулина,18)

 «Семья»

(явления общ. жизни)

Цель: Расширить представления детей о понятии «Семья», уточнить знания детей имён, отчеств родителей. Закрепить знание детьми домашнего адреса.  Продолжать развивать интерес к профессиям родителей. Обратить внимание детей на воинов разных поколений семьи.

Чтение детям

 Мамин-Сибиряк  «Медведко»

Цель: познакомить детей с новым произведением; обогащать словарь детей; совершенствовать  интонационную выразительность.

3

«Моя любимая игрушка».

Рассказывание об игрушке

Цель: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта: рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; сист-вать знания детей о способах словообразования; закреплять правильное произношение звуков в и ф, умение диф-ть эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно про-ть слова со ,Ф».(Гербова, 8)

«Жизнь осеннего леса»

Цель: дать детям представление о лесе как природном сообществе, научить понимать причины листопада, называть части листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса.

Чтение «Мой друг зонтик»

Г. Сапгир

Цель: познакомить детей с новым литературным произведением; продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, подводя детей к пониманию такой этической нормы как дружба; воспитывать у детей чувство дружбы, взаимопомощи; словарная работа – дружба, друг, подруга, товарищ, взаимопомощь. (Затулина, 14)

4

«Приезжайте в наш город»

Составление рекламных рассказов

Цель: продолжать учить детей составлять описательных рассказов по памяти; совершенствовать навыки монологической речи; развивать память, формировать познавательные интересы; словарная работа – реклама, рекламировать, достопримечательности.

 (Затулина, 12)

«Мы водители» Рассказы о транспорте и профессиях

Цель: обог-ть пред-ния детей о видах транспорта; совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и из опыта; учить понимать смысл обобщающих слов; дать детям представление о предложении как о единице речи; вос-ь интерес к профессиям людей, работающих на транспорте, дать пред-ие о значении их труда для общества. (Затулина, 7) или «История возникновения транспорта» (Алёшина, 96)

«Сказочница Матрена»

 викторина по сказкам

Цель: повторить с детьми знакомые сказки; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать память, воображение и  интонационную выразительность речи, эстетические чувства; воспитывать любовь и интерес к сказкам. (Затулина, 21)

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-1

-по воображению-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 1

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение художественных произведений - 2

Заучивание -1

Рассказывание сказок рассказов-1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Октябрь

1

 «За ягодами».

Рассказывание по серии сюжетных картин

Цель6должать учить составлять рассказы творческого характера по серии сюжетных картинок; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, составлении предложений по опорным словам. Учить вычленять предложения из рассказа. Развивать память, наблюдательность и воображение. Воспитывать любовь к природе.

(Затулина, 22)

 «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной».

Рассматривание и описание предметов

Цель: углублять представления детей о свойствах, качествах и признаков предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предметов. Учить составлять предложения – находить место слова в предложении, составлять предложения по опорным словам. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

(Затулина, 29) или (Алешина,21)

Заучивание наизусть

«Уж небо осенью дышало» А Пушкин

Цель: продолжать формировать умение детей выразительно читать стихотворения, учить их наизусть; развивать эстетические чувства, память, воображение; воспитывать любовь к поэтическим произведениям; словарная работа- прилагательные и сравнения как средства выразительности.

(Затулина, 33)

2

Рассказывание из личного опыта

«Моя семья»

Цель: поддерживать интерес детей к своей семье, закреплять желание изображать генеалогическое древо; развивать умение составлять рассказы из личного опыта; воспитывать любовь к близким людям, родственникам; словарная работа – обогащать словарь детей словами бытового характера. (Затулина, 35)

 

«Значение растений в жизни человека»- экология

Цель: Дать детям представление о значении растений в жизни человека; научить отличать пшеничный колос от ржаного, определять знакомые растения, места их произрастания, классифицировать их.

(Гербова, 28)

Чтение русской народной сказки «Семь Семионов»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь понять смысл; воспитывать интерес к русским сказкам, учить находить и объяснять различия между сказкой и рассказом.

3

Пересказ рассказа «Осень»

 ( по Соколову-Микитову)

Цель: формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания; развивать фразовую речь, навыки составления распространённых предложений; формировать грамматические обобщения; активизация и обогащение словаря по теме.  (Лебедева, 13)

«Подольский район»

Цель: закрепить знания детей о родном районе, его достопримечательностях; уточнить умение детей отличать город и село, знать отличительные особенности, занятия людей в городе и селе.

(Алёшина, 44)

Чтение дагестанской сказки «Храбрый мальчик»

 (обработка Булатова)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь осознать её основную мысль: поговорить о том, как они понимают половицу «Жизнь дана на добрые дела»; обогатить активный словарь детей за счёт слов и речевых оборотов, встречающихся в сказке.

 (Гербова, 40)

4

«Новая сказка»

творческое рассказывание

Цель: учить сочинять короткие сказки; учить рассказывать по плану, составляя описательные или сюжетные рассказы; учить использовать выразительные средства языка; продолжать формировать элементарное представление о предложениях: они бывают грустные, весёлые, длинные , короткие, простые, сложные; развивать мышление, память, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству. (Затулина, 16)

«Внешность человека может быть обманчива»

Цель: уточнить знания детей о безопасности при встрече с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых, к комму можно обратиться за помощью.

(Авдеева, 40)

Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»

Цель: поз-ь детей с новой сказкой; обратить внимание на образные слова и выражения характерные для русских сказок; продолжать знакомит детей с предложением: они бывают длинные и короткие, сложные и простые, несколько предложений на одну тему это рассказ; сос-ять предложение по набору слов; вос-ть любовь и интерес к сказкам, учить находить и об-ять различия между сказкой и рассказом. (Затулина, 24) или (Гербова, 53)

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-1

-по воображению-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение художественных произведений - 2

Заучивание -1

Рассказывание сказок рассказов-1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Ноябрь

1

Составление рассказа по картинкам «Путешествие на зонтике»

Цель: учить детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием; отмечать в ответах детей попытки увидеть изображённое по-своему.

(Гербова, 54)

«Путешествие в прошлое предмета – счётные устройства»

Цель: познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. (Дыбина, 61) или

 «Как человек себе помогал»

 рассказывание о предметах

 (Затулина, 47)

Викторина по сказкам

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам; развивать мышление, память, воображение; совершенствовать навыки выразительности речи; воспитывать интерес и любовь к сказкам .

(Затулина, 77)

2

Пересказ рассказа К.Ушинского

 «Четыре желания»

Цель: формировать действие целенаправленного восприятия текста; развивать навыки планирования пересказа текста ( с опорой на наглядность); закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний; работа над интонационной выразительностью. (Лебедева, 20) или

Пересказ «Как друзья познаются» С.Михалкова (Затулина, 45)

«В гостях у животных»

Цель: научить классифицировать животных (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы); различать и называть их представителей, рассказывать о том, как животные готовятся к зиме, отгадывать загадки. или

беседа «Осень унылая пора…»

Чтение «Окся труженица»

Е Емельянова

Цель: познакомить детей с новым произведением; продолжать формировать умение сети координированный диалог по поводу прочитанного произведения; развивать познавательные  интересы детей; словарная работа – север, тундра, опытный, смелый, трудолюбивый, труженица.

(Затулина, 43)

3

«Какая бывает зима»

 Творческое рассказывание

Цель: продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему; развивать мышление, память, воображение, интонационную выразительность; воспитывать любовь к родной природе; грамота- составление предложений, анализ их словесного состава; учить делить слова на слоги, анализировать, записывать в виде схемы.

(Затулина, 55)

 «Улица»

Цель: познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходный переход, расширять знания о правилах поведения на улице, воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому; уточнить с деть ми безопасный маршрут до детского сада от дома.

Заучивание П.Воронько

 «Лучше нет родного края»

Цель: продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений; развивать память, логику мышления; воспитывать любовь к малой Родине, эстетические чувства; грамота- составление предложений по опорным словам, анализ словесного состава предложений, составление схем, нахождение мета слова в предложении. (Затулина, 50)

4

Составление рассказов на тему «Одежда»

Цель: учить детей составлять описания одежды, руководствуясь готовым планом; поощрять попытки доводить до конца взятую на себя роль в игре; развивать воображение.

(Гербова, 76)

«Здоровье и болезни»

Цель: научить детей заботиться о совеем здоровье; избегать ситуаций приносящих вред здоровью.

 (Авдеева, 97)

Чтение рассказа В. Драгунского

 «Заколдованная буква»

Цель: познакомить детей с новыми рассказами юмористического рассказа; отрабатывать дикцию, совершенствовать фонематический слух; воспитывать чувство юмора и интерес детей к литературе этого жанра; грамота – продолжат учит детей работать над предложением, анализировать их виды.

(Затулина, 61)

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-

-по воображению-2

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 2

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Декабрь

1

Пересказ рассказа «Клесты»

 ( по И.Соколову-Микитову)

Цель: формировать связную монологическую речь; формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка; активизация и обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

(Лебедева, 33)

или 

Пересказ русской народной сказки

«Лиса и волк» (Затулина, 68)

«Урок вежливости» игра в слова

Цель: помогать детям усвоить формулы словесной вежливости, побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей; развивать память, продолжать учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией; воспитывать вежливость и уважение к окружающим.

(Затулина, 75)

Чтение сказки «Волк и лиса» обработка И.Соколова – Микитова

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь запомнить содержание сказки; совершенствовать навыки драматизации, интонационную выразительность.

(Гербова, 63)

2

Творческое рассказывание

«Новые приключения Лунтика»

Цель: продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; развивать мышление, память , воображение; воспитывать интерес к окружающему; грамота- упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении; учить делить слова на слоги, определять ударный слог.

(Затулина, 63

«Страна, в которой мы живём. Москва столица России»

Цель: закрепить знания детей о названии страны, её природе; познакомить с географической картой, учить «читать» её; дать детям знания о богатстве России, воспитывать стремление преумножать их; дать детям знания о столице нашей страны; воспитывать чувство гордости за свою родину. (Алёшина, 40) или (Гербова, 132)

 Беседа «Поездка в Москву» 

(Затулина, 96)

Заучивание наизусть

 И. Сурикова «Зима»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением , учить наизусть; помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. (Гербова, 68)

3

«Украсим ёлку» рассматривание и рассказывание по игрушкам

Цель: углублять представления о существенных признаках предметов, о свойствах и качествах различных материалов, совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов; продолжат работу по обогащению бытового словаря детей; грамота – учить делить слова с открытыми слогами на части; познакомить с ударным слогом; развивать память, мышление; прививать навыки работы с различными материалами, самостоятельно делать игрушки. (Затулина, 70)

Службы помощи людям  «01» «02», «03».

Цель: дать детям знания о существовании специальных служб помощи: милиции, пожарная служба, скорая помощь; познакомить с номерами телефонов этих служб, научить пользоваться ими при необходимости.

(Авдеева, 60-63)

Чтение детям нанайской

 сказки «Айога»

Цель: познакомить с новой сказкой; воспитывать навыки культурного общения и толерантность.

(Гербоваа, 82)

4

«Медведи» рассказывание по картинам

Цель: продолжать совершенствовать умение составлять рассказы по содержанию картин; закрепить знания о диких животных; продолжать работу по обогащению словаря; учить составлять предложения из 2-3 слов, анализировать их, делить слова на слоги, определять ударный слог; закрепять умение отражать впечатления в рисунках; развивать память, воображение; воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни. (Затулина, 73)

«У кого какой дом?»

Цель: дать детям представление об основных природных сообществах (лес, луг, водоём) как месте обитания ( доме) растений и животных, научить понимать зависимость состояния растений и животных от условий внешней среды, выделять характерные признаки зимы. Активизировать и обогащать словарь детей.

(Николаева)

Чтение стихотворения

И.Никитина «Встреча зимы»

Цель: познакомить детей с новым произведением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову; развивать память, воображение, выразительность речи; воспитывать эстетические чувства; грамота – составление рассказа из предложений, анализ составленных предложений их двух, трёх слов, анализ слов, деление на слоги. (Затулина, 64)

Обучение связной речи:

-по восприятию-2

-по памяти-

-по воображению-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 2

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Январь

1

Рождественские каникулы

2

Составление рассказов по памяти

 «О новогоднем празднике»

Цель: продолжать развивать умение составлять рассказы из опыта; совершенствовать монологическую речь, использовать разные типы предложений; упражнять детей в составлении предложений по набору слов; развивать память, воображение, воспитывать эстетические чувства. (Затулина, 80)

«На выставке кожаных изделий»

Цель: дать детям понятие о коже как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь её качества с назначением вещи; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

 (Дыбина, 70)

Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть; помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на енго; привлечь детей у выполнению творческих заданий: подобрать прилагательные к слову снег, однокоренные слова; совершенствовать интонационную выразительность речи. (Затулина, 84)

3

Составление рассказов по картине

 «Снегоуборочная машина».

Цель: совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины. Работа со словом—сложные и простые слова, определение и место нахождения слова в предложении. Познакомить детей с гласным звуком «о». Воспитывать интерес к окружающему, обратить внимание детей на значимость труда взрослых.

 «Что такое гололёд?»

Цель: дать детям представление о гололёде как явлении природы, рассказать, что гололёд  появляется,  если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололёдом.

(Николаева)

Чтение былины

«Илья Муромец и Соловей разбойник» ( в обработке А.Нечаева)

Цель: познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи; обогащать словарь словами обществоведческого характера; развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки , изобразительного искусства; воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев.

4

Пересказ рассказа «Стожок»

(по Ю.Ковалю)

Цель: учить связному последовательному пересказу; развивать навыки планирования пересказа текста; активизация и обогащение словаря ( определений, глагольной лексики).

(Лебедева, 39) или

Пересказ «Ветер и солнце» К.Д.Ушинский (Затулина, 86) или (Гербова, 102)

 «Культура и традиции русского народа»

Цель: закрепить знания детей о нашей стране, её природе, некоторых исторических событиях страны, культуре (устное народное творчество, народное декоративно –прикладное творчество).

(Алёшина, 121)

Чтение  П.Ершов

 «Конёк-горбунок»

Цель: познакомить детей с новой сказкой П.Ершова; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев.

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-1

-по воображению

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 2

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Февраль

1

Рассказывание из личного опыта

«Мой любимый мультфильм»

Цель: развивать умение составлять рассказы из личного опыта; помогать правильно строить сложно подчинённые предложения, используя союзы; грамота- продолжать учить составлять предложения по опорным словам, членить предложения на слова с указанием их последовательности; учить делить слова на слоги, выделяя в них гласный; развивать мышление, воображение, интонационную выразительность речи; развивать память, мышление, воображение; воспитывать желание делиться своими впечатлениями, переживать эстетические чувства. (Затулина, 88)

«Наши комнатные растения»

Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, научить определять их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой, познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

(Николаева)

«Время загадок, скороговорок и считалок»

Цель: повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми.

(Гербова, литература, 48)

2

«Небылицы в лицах» творческое рассказывание

Цель: продолжать развивать речевое творчество детей, память, воображение; учить составлять небылицы, развивать интонационную выразительность речи; грамота- продолжать работу над предложением, словесным его составом; учить делить слова на слоги, находить ударный слог, выделять в слогах гласные и согласные звуки; подбирать слова антонимы; воспитывать интерес к литературе малых жанров, чувство юмора. (Затулина, 91)

«Откуда пришла книга?»

Цель: дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд очень многих людей; подвести к пониманию того, что к книгам надо относится очень бережно, чтобы книги жили как можно долго. (Алёшина, 168) или

«Экскурсия в библиотеку» 

    (Гербова, 110) или (Алёшина, 176)

Чтение С.Алексеев

«Первый ночной таран»

Цель: поз-ить детей ч новым рассказом, побуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя; учить сос-ть предложения с определённым заданием, выделять слова в предложении; анал-ать слова, вычленяя слоги, опр-ить ударный слог; учить выделять в слове гласные звуки и согласные; развивать мышление, память, воображение; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших героев. (Затулина, 106)

3

«Пересказ рассказа

«Четыре художника. Зима».

( по Г.Скребицкому).

П.С: развивать навыки планирования пересказа; формирование связной монологической речи; закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

(Лебедева, 47)

«День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников» 

Цель: закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам.

(Алёшина, 125) или

Беседа «Защитники Отечества»

(Затулина, 111)

Заучивание Е.Благинина «Шинель»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть, развивать навыки декламации; учить детей делить слова на слоги, совершенствовать фонематический слух: выделять звук в слоге, слове, находить его положение и определять какой это звук; развивать мышление, память, связную речь; воспитывать уважением к защитникам отечества, к памяти павших воинов.(Затулина, 107)

4

Рассказывание по картине В. Васнецова

 «Три богатыря».

Цель: знакомить детей с произведениями живописи; совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины; развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

«Режим дня»

Цель: дать детям знания о режиме дня как необходимом условии здорового образа жизни; проверить знание детьми собственного режима дня в выходные дни дома.

(Авдеева, 108)

Чтение С.Маршака

 «Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить драматизировать сказку, изображая разные характеры героев; воспитывать чувство сострадания и сочувствия к героине сказки; учить делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, определять мягкие и твёрдые согласные; воспитывать интерес к художественной литературе.

 (Гербова, 80) или (Затулина, 115)

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-1

-по воображению-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Заучивание - 1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Март

1

«Времена года» -

 творческое рассказывание

Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять небольшие рассказы и сказки; вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; продолжать работу над слоговым и звуковым составом слова; развивать память и воображение, внятно и отчётливо произносить слова с естественной интонацией; воспитывать любовь к родной природе.

 (Затулина, 121)

Беседа о зиме. Чтение детям

 Ф.Тютчев «Весенние воды»

Цель: уточнить знания детей о признаках двух времён года, приметах смены одного на другое; познакомить с новым произведением, помочь увидеть красоту весны в поэтическом изложении Ф.Тютчева.

(Гербова, 124)

Чтение русской народной сказки «Снегурушка»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, вспомнить с ними другие народные сказки; совершенствовать интонационную выразительность речи, речевое дыхание (отрабатывать длительный выдох).

(Гербова, 121)

2

Составление рассказов ил личного опыта

«Как мы поздравляли маму, бабушку…»

Цель: совершенствовать умение  детей составлять рассказы из личного опыта, руководствуюсь планом и образцом; воспитывать любовь и уважение к матери, бабушке. (Гербова, 131)

«Поговорим о маме»

Цель: раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней; продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; развивать память, интонационную выразительность речи; воспитывать нравственные чувства.

(Затулина, 117) или (Гербова,126)

Чтение детям А.Фет «Уж верба пушистая…», А Плещеев «Уж тает снег…»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением о весне, напомнить произведение А.Плещеева; учить детей делить слова на слоги, совершенствовать фонематический слух: выделять звук в слоге, слове, находить его положение и определять какой это звук; развивать мышление, память, связную речь; (Гербова, 128)

3

«Мой гардероб»

рассматривание предметов

Цель: углублять представления о существенных характеристиках предмета, о свойствах и качествах различных тканей; продолжать работу по обогащению бытового словаря детей; совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; составлять рассказы о предметах; развивать наблюдательность, мышление , память; воспитывать бережное отношение к вещам. (Затулина, 127)

«Труд людей в сельском хозяйстве»

Цель: уточнить знания детей о труде людей сельской местности; о технике которая необходима для работы на полях; воспитывать уважение  труженикам полей.

(Алёшина, 28 – «фермер»)

Заучивание наизусть Ф. Тютчев «Зима не даром злится»

Цель: уточнить представле5ния детей о слоге, звуке: поупражнять в составлении предложений и их анализе, в подборе слов с заданным звуком, делении слов на слоги; помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение. (Гербова, 137)

4

Пересказ «Ягодознание»

(по Н.Сладкову)

Цель: учить детей пересказу, с использованием природоведческой литературы; формировать связную речь; формировать активный зрительный и слуховой контроль правильности составления рассказа; формировать навыки словообразования; закрепление навыков образования сравнения прилагательных и наречий; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

(Лебедева, 53) или

Пересказ Н.Сладков «Медведь и солнце» (Затулина, 123)

«Физкультура и здоровье человека»

Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны и ценны для здоровья человеческого организма; рассказать о разных видах спорта.

(Авдеева, 109)        

Чтение туркменской сказки

«Голубая птица»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, дающей им первичные представления о природе и обычаях туркменского народа; обратить внимание на язык сказки, необычные сравнения (малыш ростом с верблюжье ухо, мальчик родился ростом с небольшой кусок перца и т.п.), вызвать желание узнать о жизни других народов населяющих нашу Родину. (Гербова, 139)

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-1

-по воображению-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Заучивание - 1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Апрель

1

«Пересказ рассказа

М.Пришвина

 «Золотой луг».

Цель: расширить знания детей о жизни растений. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. Учить детей слоговому и звуковому анализу слов. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Развивать наблюдательность, мышление, память. Воспитывать интерес к природе, учить беречь ее, любить.(Затулина, 143)

 

«Правила поведение на улице и в транспорте»

Цель: познакомить детей с правилами поведения в транспорте, рассказать о необходимости вести себя этично и безопасно для окружающих; уточнить знания детьми правил поведения на улице: где можно и где нельзя играть.

(Авдеева, 114, 127)

Заучивание стихотворения

Я. Аким «Апрель»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением , учить его наизусть; продолжать учить детей слоговому и звуковому анализу слов; развивать память и интонационную выразительность речи; воспитывать эстетические чувства.

 (Затулина, 133)

2

 

«Ледоход» - рассматривание картины

цель: продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять рассказы по ней. Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений. Учить выделять в слове гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

(Затулина134),

 

«День космонавтики»

Цель: Расширять представление детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики. Закрепить знания о первом космонавте – Гагариным Ю.А.  или беседа «Космос и люди» (Затулина, 138)

(Алёшина, 192)

 Чтение Н.Некрасова

 «Дед Мазай и зайцы»

Цель: познакомить детей с новым произведением, вызвать сочувствие к животным, воспитывать чувство доброго юмора; прививать чуткость к поэтическому слову, обратить внимание детей на образные выражения; продолжать работу над словом; учить выделять слоги в слове и характеризовать его звуковой состав; развивать память, воображение, совершенствовать диалогическую форму речи; воспитывать доброту, взаимопомощь, любовь к животным и желание им помогать.

(Затулина, 136)

3

«Когда я вырасту» - творческое рассказывание

Цель: формировать и интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь детей к людям новых профессий: менеджер, художник – дизайнер, фермер и др.; продолжать учить составлять рассказы творческого характера, развивать память, воображение; учить составлять предложения, анализировать их словесный состав; делить слова на слоги, выделять гласные и согласные в словах; воспитывать познавательные интересы, уважение к людям труда. (Затулина, 125)

«К первоцветам в гости». Чтение стихотворения З.Александровой «Подснежник»

Цель: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь( мать-мачеха, ландыш, первоцветы, заморозки).;познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; (Николаева)+ (Затулина, 119) или

Беседа «Птицы – наши друзья»

 (Затулина, 130)

Чтение сказки В. Катаева

«Цветик – семицветик»

Цель: познакомить детей с новой литературной сказкой; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию сказки; закрепить знания детей о слоговом и звуковом составе слова; воспитывать добрые чувства, желание помочь тем, кто в этом нуждается.

(Затулина, 160)

4

«Мы играем» рассказы из опыта

Цель: совершенствовать умение составлять рассказы из опыта; анализ рассказа, сколько в нем предложений; анализ предложений, словесный состав; вычленение слогов в словах, определение ударного слога, звуковой анализ слова; развивать память, мышление, умение правильно строить сложносочинённые предложения; воспитывать познавательные интересы через современные игры.

(Затулина, 141)

Чтение сказки

 К. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель: познакомить детей с новой сказкой К. Паустовского; учить детей составлять сказку по мотивам знакомого им произведения; развивать творческое воображение.

(Гербова, 142)

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-1

-по памяти-1

-по воображению-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 1

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Заучивание - 1

Неделя

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественная литература

Май

1

Пересказ рассказа «Первая охота»

 ( по В.Бианки)

Цель: обучение связному последовательному пересказу; формировать действие целенаправленного восприятия текста; формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты содержания; активизация и обогащение словаря. (Лебедева,60)

«Что такое глобус?»

Цель: Познакомить детей с глобусом, уточнить его назначение. Рассказать детям – что это Планета Земля. Учить пользоваться глобусом, находить континенты и страны, заинтересовавшие детей.

Сказки  А.С..Пушкина

Цель: уточнить и обогатить представления детей о сказках А.С.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения поэта.

 (Гербова, ХЛ, 47)

2

Рассказывание по картинкам с развивающим сюжетом

 «Путешествие медвежонка».

Цель: учить детей составлять творческие рассказы по серии сюжетных картин. Совершенствовать умение анализировать предложение, выделяя каждое слово, как единицу речи, определяя порядок слов в нем. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги. Развивать восприятие, память, воображение. Воспитывать положительные чувства:

доброту, взаимопомощи и дружбы. (Затулина,155)

Беседа «День Победы»

Цель: углублять и уточнять представления о праздновании в нашей стране Дня победы; продолжать формировать умение детей сети координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; развивать память, интонационную выразительность речи, нравственные чувства; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, желание возлагать цветы к памятникам. (Затулина, 157)

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Цель: познакомить детей с новой сказкой; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию сказки, отвечать на вопросы.

3

Рассказывание и описывание предметов «Рассматривание школьных принадлежностей».

Цель: познакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Учить детей использовать в речи разные виды сложных предложений. Учить детей понимать скрытый смысл загадок, развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к предметам и соблюдать правила пользования ими. (Затулина,161)

 «Земля, с днём рождения тебя!

Цель: уточнить представлении детей о жизни  на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных людей ( воздух, вода, пища, температура). Уточнить , что в разных местах условия разные: есть территории, где легко( плодородные земли, лесистые местности), но есть и горы, песчаные и каменистые пустыни.

(Николаева) или

«Мы – все жители планеты Земля»

Цель: Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви у своей стране.

(Алёшина, 182) или (Затулина, 168)

 Заучивание стихотворения «Очень, очень вкусный пирог» Н.Гернет и Д.Хармс

Цель: познакомить детей с новым произведением, заучить его наизусть; развивать память, интонационную выразительность речи.

4

«Мой дом» - творческое рассказывание

Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещении; продолжат работу по обогащению словаря детей, совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов; развивать память и логическое мышление, желание беречь и украшать дом.

(Затулина, 147)

«Обучение правилам поведения на воде»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

(Авдеева, 108)

Чтение литературной сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Цель: познакомить детей с новой литературной сказкой; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев.

Итого:

Обучение связной речи:

-по восприятию-2

-по памяти-

-по воображении-1

Пересказ -1

Ознакомление с социальным миром-1

Ознакомление с предметным миром – 2

Экология - 1

ОБЖ + ЗОЖ - 1

Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

Пересказ-1

Рассказывание сказок рассказов-1

Заучивание - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год.

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год.

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе....