Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Поварова Надежда Николаевна

: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект комплексного занятия по развитию речи

и конструированию в подготовительной группе

Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Программные задачи:

Образовательная – обучать детей составлять рассказ по картине.

Коррекционно- развивающая- продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих впечатлениях, навеянных рассматриванием пейзажа. Учить использовать в речи эпитеты, сравнения, описания.

Формировать умение видеть художественные средства создания образа.

Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину». Развивать творчество, создавая свою картину ранней весны используя приемы оригами.

Развитие мелкой моторики, обогащение сенсорного опыта

Словарная работа: 

Ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, строения, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.

 Материал к занятию:

 Репродукция картины «Грачи прилетели», указка, цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки макет весенней поляны.

Ход занятия

В: -  Ребята, какое сейчас время года?

-  Правильно, весна.                                                                                                                                                                              

 – Ребята, отгадайте загадку.

Тает снегом,

Ожил лужей,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Правильно, это весна.

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

В: -  Дети, а вы уже видели   грачей?

-  И я еще не видела, видимо они еще в пути. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц.  Сегодня я принесла вам картину, которую написал русский художник Саврасов. Называется она «Грачи прилетели».                       

(Даю детям время рассмотреть картину, читаю в это время стихотворение)

       Если видишь на картине, нарисована река.

       Или ель иль синий иней, или сад и облака,

       Или снежная равнина, или поле и шалаш,

       Обязательно картина называется - пейзаж.

В: -  Скажите, как же называются картины, на которых нарисована природа? Что может быть изображено на пейзажной картине?

-  Что вы видите на картине художника Саврасова?

-  Что изобразил художник на переднем плане картины?

-  Что вы видите на заднем плане картины?

В: -  Да, правильно, на дальнем плане нарисована небольшая деревня, и старая часовня.

-   Какие краски Саврасов использовал для изображения природы и строений?

-   Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?

(Рыхлый, мокрый, потемневший, осевший, серый…)

 

В: - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

   Как вы догадались?

Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.

Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

В: - А теперь давайте вы расскажите о грачах. Что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.

В: -  Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.  Знаете, у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник.  Как можно назвать эту березовую рощу на картине?

Д: -  Грачевник.

В: - Какие деревья выбрали грачи?

Д: - Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие.  Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

 

В: -  Подберите, пожалуйста, слова, которыми можно описать день, изображенный на картине.

Д: -  Хмурый, серый, пасмурный, холодный…

В: - Какие вы внимательные, молодцы. А сейчас я думаю надо немного отдохнуть.

Физминутка:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

В: - А сейчас посмотрите еще на картину и послушайте, как нужно будет рассказывать о том, что на ней изображено:

- Какой день изобразил художник Саврасов, какие березы, грачи, строения, небо, какое настроение навевает этот образ.

 - Рассказ вы будите придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит, а третий закончит.

(Дети составляют 1-2 описательных рассказа)

В: - Молодцы, ребята, очень точные у вас получились рассказы.  А знаете, что я придумала?  Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на наше дерево на полянке. Будет у нас весенняя полянка. Может и Весна скорее наступит. Согласны?

-  Кто нам напомнит, как сделать грача из бумаги? (вспоминают)

-  Перед тем как вы начнете работать, надо размять пальчики, вспомним про дружных ребят.

     Дружат в нашей группе девочки и мальчики

     Мы с тобой подружим маленькие пальчики

     1-2-3-4-5 начинай считать опять.

В: - Теперь приступайте к работе. Кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее.

(Дети выполняют поделку, я помогаю при необходимости)

 В: -  Посмотрите, ребята, какой грачевник у нас получился, вы все молодцы, постарались. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, как составили рассказы.

 - Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе. «Ателье».

Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе.«Ателье».Цели занятия:упражнятьдетей образовывать имена прилага­тельные от имен существительны...

На поляне. Конспект комплексного занятия по развитию речи и экологии в средней группе

Педагог закрепляет представление детей о насекомых: их видах, среде обитания, внешнем виде, характерных для них звуках, способе питания, устройстве жилища. Развивает умение видеть признаки сходства и ...

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Комплексное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы»

Комплексное занятие  по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР на тему  "Зимующие птицы»....

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

Комплексное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной группе ЗПР на тему: «Зимующие птицы».

Комплексное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной группе ЗПР. На тему: «Зимующие  птицы».Формирование нравственных представлений о взаимопомощи, поло...