Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
План-конспект занятия по речевому развитию
Тема занятия: Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .
Цель: систематизировать и закрепить представления детей о дарах осени в лесу.
Задачи:
Образовательные:
– расширить знания о грибах и ягодах, их отличительных особенностях, местах произрастания, назначении, времени сбора;
– учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;
– расширить и уточнить словарь по теме «Грибы и ягоды»;
– уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Развивающие:
– развивать умение описывать и классифицировать предметы, замечая характерные признаки;
– активизировать речевую деятельность детей, продолжать развивать связную, последовательную и диалогическую речь, артикуляционный аппарат и интонационную выразительность;
– совершенствовать грамматический строй речи (учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, образовывать множественное число имен существительных);
– развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), воображение, память, мышление.
– развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным и птицам;
– способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
– продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей;
– воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: виртуальное путешествие
Форма организации: групповое занятие
Оснащение:
– оборудование: магнитная доска;
– дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод;
– реквизит: мяч;
–презентационный, литературный материал: презентация «Грибы, лесные ягоды», сказка А. Толстого «Грибы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_noyabr_21.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по речевому развитию
Тема занятия: Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .
Цель: систематизировать и закрепить представления детей о дарах осени в лесу.
Задачи:
Образовательные:
– расширить знания о грибах и ягодах, их отличительных особенностях, местах произрастания, назначении, времени сбора;
– учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;
– расширить и уточнить словарь по теме «Грибы и ягоды»;
– уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Развивающие:
– развивать умение описывать и классифицировать предметы, замечая характерные признаки;
– активизировать речевую деятельность детей, продолжать развивать связную, последовательную и диалогическую речь, артикуляционный аппарат и интонационную выразительность;
– совершенствовать грамматический строй речи (учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, образовывать множественное число имен существительных);
– развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), воображение, память, мышление.
– развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным и птицам;
– способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
– продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей;
– воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: виртуальное путешествие
Форма организации: групповое занятие
Оснащение:
– оборудование: магнитная доска;
– дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод;
– реквизит: мяч;
–презентационный, литературный материал: презентация «Грибы, лесные ягоды», сказка А. Толстого «Грибы».
Ход занятия:
- Организационная часть: приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.
- Актуализация опорных знаний: повторение и закрепление темы прошлого занятия.
- Систематизация и закрепление теоретических сведений:
– Сегодня, я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Любите собирать грибы да ягоды? (слайд 2)
– Ребята, а кто знает, в какое время года и где растут грибы? (грибы растут в лесу летом и осенью; слайд 3).
– А какие животные питаются грибами? (грибы едят мыши полевки, олени, белки, кабаны; слайд 4).
– И последний вопрос: Из каких частей состоит гриб? (из шляпки и ножки; слайд 5).
- Практическая часть:
– Сейчас проверим, знаете ли вы, какие грибы растут в лесу.
Загадки (слайд 6)
Серенькие шапочки, рябенькие ножки, Под березою растут, Скажите, как же их зовут? (подберезовики) На пеньке сидят ребята, Называют их … (опята) Встали возле тропочки Желтенькие кнопочки. Симпатичные сестрички! Назовите их … (лисички) Я в красной шапочке расту Под стройною осиною, Меня узнаешь за версту, Зовусь я …(подосиновик) | Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый …(мухомор) Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растет сосновом. Ой, схватили белки вмиг Этот белый… (боровик) В рощах на лесных полянках, Под деревьями и в ямках, Под листочками без спешки Разместились ...(сыроежки) |
– Молодцы, друзья мои, все загадки разгадали.
– Как называются грибы, которые люди употребляют в пищу? (съедобные)
– Правильно, съедобные грибы мы собираем, а ядовитые оставляем в лесу.
– Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если быть не внимательными, то в вашу корзинку залезут не прошеные гости. Что это за гости? (ядовитые грибы).
– Какие ядовитые грибы вы знаете? (мухоморы, поганки и бледные поганки)
– Эти грибы настолько ядовиты, что могут вызвать смерть человека (показ иллюстраций ядовитых грибов; слайд 7). Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Запомните ее и всегда проходите мимо (слайд 8).
– Грибы, которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу. Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу?
Игра «Собери грибы в корзину» (в кабинете развешаны грибы, дети собирают съедобные грибы в корзинку, следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда).
– Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из-за отравления грибами. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы (педагог предлагает детям иллюстрации ядовитых грибов – дети называют их).
– Скажите мне, пожалуйста, а может ли быть такая ситуация, когда даже съедобный гриб есть нельзя ни в коем случае? (ни в коем случае нельзя есть даже самые хорошие грибы, которые выросли около автомобильных дорог).
– Почему? (такие грибы впитывают вредные вещества из воздуха и земли, они очень опасны для организма человека).
Физкультминутка «В лес по грибы»
Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли Наклонялись, собирали, По дороге растеряли. Мама дальше всех пошла, Больше всех грибов нашла! Раз – грибок, два – грибок Вот и полон кузовок! | Ходьба на месте; размеренное приседание; наклоны вперёд; разведение рук в стороны ходьба на месте; круговое движение рук наклоны вперёд; вытягивание рук вперёд. |
Пальчиковая гимнастика «Мухомор»
Красный-красный мухомор – Белых крапинок узор. Ты красивый, но не рвем! И в корзину не берем! | Соединяем кончики пальцев, изображаем шляпку гриба Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки» Погрозили пальчиком Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест |
– В лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды. Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем – клад витаминов. Чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он болеет зимой и весной.
– Ребята, а какие вы знаете лесные ягоды? (малина, земляника, ежевика, черника…; слайд 9)
– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете ягоды?
Загадки:
Сколько бус рассыпано По лесной опушке! Девочки-подружки Соберут их в кружки Трудятся, стараются Девочки проворные, Потому что вкусные Эти бусы черные! (черника) Эти ягоды все знают, Нам лекарства заменяют, Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с … (малиной) | На припеке у пеньков Много этих стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки (земляника) Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет (черная и красная смородины) Эту ягоду найдете не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, красненькая … (клюковка) |
– Молодцы, хорошо знаете лесные ягоды.
– Ребята, а кто знает, что мы делаем из ягод? (сок, варенье, компот, кисель…)
– Сейчас мы проверим, как вы это знаете.
Игра «Какой? Какое?»
Сок из клубники (какой?) – (клубничный).
Варенье из смородины (какое?) – (смородиновое).
Компот из малины (какой?) – (малиновый).
Варенье из черники (какое?) – (черничное).
Кисель из смородины (какой?) – (смородиновый).
Морс из клюквы (какой?) – (клюквенный).
Отвар из калины (какой?)– (калиновый).
– Это все съедобные ягоды, но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды (педагог предлагает детям иллюстрации с изображением ядовитых ягод – волчья ягода, вороний глаз).
– Если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. Но чтобы этого не произошло нужно различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
– Ягоды любят не только люди, но и лесные животные и птицы.
– Обратите внимание на портрет этого человека (слайд 10). Знаете ли вы кто это? (писатель Алексей Николаевич Толстой)
– Алексей Николаевич очень любил детей и писал интересные рассказы и сказки для них. Сегодня я прочитаю вам эту сказку, а затем мы её перескажем и побеседуем.
Чтение сказки А. Толстого «Грибы» (слайд 11).
Вопросы по содержанию текста…
– Как звали главных героев сказки?
– Почему дети удрали в тёмный лес?
– Что придумал Иван, когда Косичка захотела есть?
– Какие грибы дети встретили в лесу?
– Почему они не стали их есть?
– Какая опасность поджидала детей в лесу?
– Почему грибы пришли детям на помощь?
– Чему учит сказка Грибы? (она учит добру, состраданию, взаимовыручке)
– Главная мысль сказки Грибы: За добро получай добро!
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Добро добром покрывают.
- Повторение и закрепление изученного материала:
– Для закрепления знаний мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное».
– Я буду называть какую-либо ягоду или гриб и бросать вам мяч, а вы должны будете либо поймать мяч, либо отбить его. Когда вы будете ловить мяч? (когда будет назван съедобный гриб или ягода).
- Подведение итогов: Здорово, ребята, вы справились со всеми заданиями, хорошо все запомнили! Молодцы!
– На этом, друзья мои, наше путешествие заканчивается. Вам понравилось оно? Что вы нового узнали? Я надеюсь, вы запомнили ядовитые грибы и ягоды и они никогда не попадут в вашу корзинку.
Педагог дополнительного образования __________ О.А. Сухнёва
Список использованной литературы:
- Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней и старшей группах детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. – Воронеж: Учитель, 2006.
- Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Е. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» – Волгоград: Учитель, 2013.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: Учитель, 2006.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2008.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
- Мухомориной Л.Г. Конспекты занятий по экологическому воспитанию (старшая группа). – Евпатория: НАТА, 2007.
- Программно-методическое пособие. Проект. М. – НОУ УЦ им. Венгера Л.А. «Развитие», 2012.
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малышей. М., Эксмо, 2011.
- Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.
- Источник:http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/4169/352948/sitepage_7/images/d9cbddf2a21a_na_sayt.png
- Источник:http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/novprospekt.18/0_76a95_f9b46c7c_XL
- Источник:https://ihappymama.ru/iq/skazki/griby-aleksej-nikolaevich-tolstoj/
Приложение
Сказка
Алексей Толстой – Грибы
Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнёт – и пошла возня, а мамка рубашонку задёрнет да – шлёп…
В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет…
Подумали об этом Иван да Косичка да в тёмный лес и удрали.
Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.
К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.
– Поесть бы, – захныкала Косичка.
Иван начал живот чесать – догадываться.
– Мы гриб найдём и съедим, – сказал Иван. – Пойдём, не хнычь.
Нашли они под дубом боровика и только сорвать его нацелились, как Косичка зашептала:
– А может, грибу больно, если его есть?
Иван стал думать. И спрашивает:
– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?
Отвечает боровик хрипучим голосом:
– Больно.
Пошли Иван да Косичка под берёзу, где рос подберёзовик, и спрашивают у него:
– А тебе, подберёзовик, если тебя есть, больно?
– Ужасно больно, – отвечает подберёзовик.
Спросили Иван да Косичка под осиной подосинника, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опёнку тощую, масленника, лисичку и сыроежку.
– Больно, больно, – пищат грибы.
А груздь мокрый даже губами зашлёпал:
– Што вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…
– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.
А Косичка дала рёву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый.
Ахнули Иван да Косичка:
– Миленький гриб, можно тебя съесть?
– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.
Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг откуда ни возьмись налетают грибы: боровик и подберёзовик, подосинник и белый, опёнка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленник, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить – колошматить:
– Ах ты, яд, Мухомор, чтобы тебе лопнуть, ребятишек травить удумал…
С Мухомора только мука летит.
– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор…
– Мы тебе посмеёмся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул.
И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда…
– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.
И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.
Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.
А к вечеру прибежал заяц и повёл ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлёпку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:
– Ешь, барабанщик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.
Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...
Календарно-тематическое планирование по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)»
Календарно-тематическое планирование по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: средняя группа (4-5 лет)....
Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)»
Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)» Подготовила: Воспитатель - Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: средняя группа (4-5 лет).Вре...
Календарно - тематическое планирование на тему "Золотая осень. Деревья, кустарники, грибы, лесные ягоды".
Календарно - тематическое планирование на тему "Золотая осень. Деревья, кустарники, грибы, лесные ягоды"....
Календарно -тематическое планирование по теме недели: «Лес (грибы, лесные ягоды)».
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.Календарно- темати...
Лес. Грибы. Лесные ягоды.(рекомендации родителям по закреплению пройденной темы)
Игры и упражнения на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя, развития связной речи детей с ОНР....
Домашнее задание в средней группе по теме: "Лес. Грибы. Лесные ягоды"
Рекомендации для родителей на закрепление пройденного материала в выходные....