Лексико-грамматическое занятие на тему: "Новый год"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматическое занятие на тему: «Новый год»
Цели:
Коррекционно-образовательная:
учить детей употреблять предлог без и имена существительные в различных падежах.
Коррекционно-развивающие:
закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;
учить составлять простые предложения;
расширять и активизировать словарь по теме;
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.
Оборудование: искусственная елка (небольшого размера), елочные игрушки: Дед Мороз, Снегурочка, мишура, конфетти, шары, дождик и т.д., предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.; подарки для детей: например, карандаши, альбомы, фломастеры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Это черный сундучок,
А на нем висит замок.
Как же нам его открыть?
Как узнать, что там лежит?
Если в щелку заглянуть,
Посмотреть внимательно,
То узнать об этом мы
Сможем обязательно.
Логопед заглядывает в сюрпризный сундучок.
2. Объявление темы.
Логопед: Скоро Новый год. Я предлагаю всем вместе отправиться на этот волшебный праздник. Как вы думаете, что в сундучке? (Ответы детей. Если дети затрудняются, то логопед напоминает им, какой праздник приближается.) Да, конечно, там подарки к этому празднику. А что же такое Новый год? Хотите узнать? (Ответы детей.)
3. Вводная беседа.
Новый год
Чудесный праздник — Новый год! Загораются разноцветные огоньки елок, приходят с подарками Дед Мороз и Снегурочка. Обычай наряжать елку родился давным-давно. И не у нас, в Украине, а у жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились.
Но не всегда Новый год отмечали 1 января. Долго новый год на Руси встречали осенью. И только после указа царя Петра I его стали отмечать зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели. Мила нам нарядная елка, увешанная блестящими игрушками, в теплой, уютной комнате, когда за окном бродит славный мороз и танцуют в воздухе изящные снежинки.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Без чего не может быть Нового года?
Дети: Новогоднего праздника не может быть без елочки (Деда Мороза, Снегурочки, подарков, песен, сюрпризов, гирлянд и конфетти, улыбок и т.д.)
Логопед: Посмотрите на нашу елочку. Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Правильно, игрушек. Сейчас мы будем украшать елочку и рассказывать, чем мы ее украшаем.
Игра «Украсим елочку». Дети украшают елку, комментируя свои действия.
Я украшу елочку шарами.
Я украшу елочку гирляндами.
Я украшу елочку мишурой.
Я украшу елочку бусами.
Я украшу елочку снежинками. И т.д.
Логопед: Я поставлю Деда Мороза и Снегурочку рядом с елочкой. А теперь скажите, какая елочка?
Игра «Подбери признак». Подбор имен прилагательных к именам существительным, согласование частей речи.
Елка (какая?) — зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная.
Праздник Новый год (какой?) — веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый.
Дед Мороз (какой?) — старый, добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный.
Снегурочка (какая?) — веселая, добрая, миловидная, красивая, веселая, умная.
Подарки (какие?) — разнообразные, неожиданные, новые, сюрпризные, долгожданные, красивые, полезные.
Настроение (какое?) — праздничное, веселое, задорное, новогоднее.
Физкультминутка.
Сразу станет в доме
празднично,
Закружится хоровод.
Берутся за руки и становятся в хоровод.
Дед Мороз спешит с
подарками —
Наступает Новый год.
Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.
Логопед: Пора нам вернуться к замечательному сюрпризному сундучку. Сейчас вы выберете подарок и расскажете, кому его можно подарить.
Подарки в сундучке не только для вас, но и для лесных жителей. Не можем же мы оставить наших друзей без праздника! (Дети по одному подходят к сундучку, выбирают подарок и рассказывают, кому его можно подарить.)
Дети: Это морковка. Морковку я подарю зайчику. Это орешки. Орешки я подарю белке. Это мед. Мед я подарю медведю. И т.д.
Затем ребята поздравляют друг друга с Новым годом и дарят подарки, которые заранее приобрели для детей родители.
Дети: Катя, поздравляю тебя с Новым годом. Я дарю тебе альбом. Саша, поздравляю тебя с Новым годом. Я дарю тебе карандаши. И т.д.
Каждый ребенок должен получить подарок.
5. Итог занятия.
Логопед: О каком празднике мы сегодня говорили на занятии? В какое время года мы его отмечаем? Что нужно обязательно сделать перед Новым годом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».
Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...
Конспект занятия по теме: «Новый дом в стране Смешариков» (средняя группа)
Цели:· учить детей передавать реальное сходство с грузовой машиной с помощью деталей конструктора по типу ЛЕГО; продолжаем учить анализировать...
Аппликация Конспект занятия на тему: "Новые дома на нашей улице"
Аппликация «Новые дома на нашей улице» Цель: Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. ...
Конспект занятия на тему "Новый год"
-формировать умение сравнивать предметы по величине-развивать моторику рук...
Конспект занятия на тему: «Новый год весёлый праздник» в средней группе
Конспект занятия на тему: «Новый год весёлый праздник» в средней группеЦель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.Задачи:-познакомить детей с историей возникнове...
конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"
Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...
Конспект занятия на тему «Новый год у ворот».
Цель: - дать представление о Новогоднем празднике;Задачи: - расширить активный словарь за счёт имён существительных (ёлка, праздник, подарки, сосулька, макушка); глаголов (встречать, за...