«Экскурсия в весенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Варивода Елена Александровна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе (ОНР) 

Коррекционно-образовательные цели:

Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме.

Расширять, обобщать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: употребление в речи единственного и множественного числа, закреплять навык употребления предлогов, прилагательных.

Закреплять пословиц и поговорок о весне, уметь объяснять их значение.

Учить детей называть признаки времен года.

Учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.

 Коррекционно-развивающие цели:

Развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, выразительность движений.

Совершенствовать звукопроизношение.

Развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их. Развивать связную речь.

Закреплять навык использования в речи предлогов.

Упражнять в узнавании птиц по их описанию.

Закреплять знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах.

Воспитательные цели:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, животным, насекомым, птицам. Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Оборудование: ТСО, доска, пейзажные картины о весне, игрушка Умка, игра «Божья коровка», игра «Необычный паровозик», игра «Доскажи словечко», су - джоки, картинки мам и их детенышей, фрагмент из мультфильма «Умка», игра «Засели животных», релаксационная музыка,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_vesenniy_les.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе (ОНР) логопеда МАДОУ ДСКВ «Тополек» п. Старь Дятьковского района Варивода Елены Александровны

Тема: «Экскурсия в весенний лес»

Коррекционно-образовательные цели:

Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме.

Расширять, обобщать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: употребление в речи единственного и множественного числа, закреплять навык употребления предлогов, прилагательных.

Закреплять пословиц и поговорок о весне, уметь объяснять их значение.

Учить детей называть признаки времен года.

Учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.

 Коррекционно-развивающие цели:

Развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, выразительность движений.

Совершенствовать звукопроизношение.

Развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их. Развивать связную речь.

Закреплять навык использования в речи предлогов.

Упражнять в узнавании птиц по их описанию.

Закреплять знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах.

Воспитательные цели:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, животным, насекомым, птицам. Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Оборудование: ТСО, доска, пейзажные картины о весне, игрушка Умка, игра «Божья коровка», игра «Необычный паровозик», игра «Доскажи словечко», су - джоки, картинки мам и их детенышей, фрагмент из мультфильма «Умка», игра «Засели животных», релаксационная музыка,

Ход НООД:

(Звучит релаксационная музыка. Дети свободно лежат на ковре и собирают пазлы. Начинается диалог детей и логопеда).

Ребенок : -Где происходят чудеса?

Логопед: - За тридевять земель.

Ребенок: А можно мне на полчаса попасть туда?

Логопед: Проверь.

Ребенок: А где же я возьму билет?

Логопед: В ФАНТАЗИЮ билетов нет.

Из серых будней никогда Туда не ходят поезда,

И не летает самолет.

И даже катер не плывет.

Ребенок: Выходит, в сказку нет пути?

Логопед: Он есть.

Ребенок: Но как его найти?

Как мне попасть в тот край?

Логопед: Я дам тебе один совет.

Послушай и решай.

Дорога в сказку далека,

Длиною в целый шаг.

Шагни - и знай наверняка,

Ты - чародей и маг.

Ребенок: Ты шутишь?

Логопед: Ну конечно нет!

Но только есть один секрет:

Чтоб в волшебство открылась дверь,

Ты в чудеса, дружок, поверь.

Кто знает, может так случиться,

Что в дом твой сказка постучится.

(На экране - фрагмент мультфильма «Умка»).

Логопед: Ребята, вам понравился мультфильм?

Дети: Да.

Логопед: А как зовут этого любознательного медвежонка?

Дети: Умка.

Л: А знаете ли вы, где он живет?

Д: В Арктике.

Л: Вы абсолютно правы. Умка живет в Арктике, (показ карты). Там всегда зима и очень- очень холодно. Умка хоть и маленький, но знает что там где живут двуногие медведи (люди) бывает не только зима.

Ребята, а вы знаете другие времена года?

Д: Весна, лето, осень.

Л: А сколько месяцев длится ВЕСНА?

Д: Три.

Л: Какие это месяцы? Назовите их.

Д: Март, апрель, май.

JI: Ребята, а кто знает поговорки и пословицы о весне?

Назовите их.

Д: (Называют пословицы и поговорки о весне)

  • Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
  • Весна и червяка оживит.
  • Весна красна цветами, а осень- пирогами (снопами).
  • Весенний день год кормит.
  • Кто спит весною, плачет зимою.
  • Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
  • Весной час прогуляешь- неделей не наверстаешь.

Л: Молодцы! Вы очень много знаете и, поэтому к нам прибыл сегодня необычный гость медвежонок Умка. ( Показываю игрушку медвежонка).

Он прилетел к нам, чтобы узнать что такое ВЕСНА.

Я думаю, мы ему поможем и расскажем все, что знаем о весне, о том, какие изменения происходят весной в природе. И не только расскажем , но и покажем.

Для этого я приглашаю вас вместе с Умкой на прогулку в весенний лес.

Первый месяц весны- Март.

Д: Март- месяц сосулек .

Д: Март - месяц звонкой капели.

Д: Март - месяц первых проталин на земле.

Л: Пришла ВЕСНА. И что же мы видим, ребята?

Д: Кругом лежит снег.

Д: Деревья сонные и черные.

Л: Одно только солнце, увидев весну, улыбается.

  • « Солнце улыбается» - зачирикали воробьи.
  • «Карр! Карр! Кому? - закаркали вороны.
  • Всем-всем-всем!- проклюнулся в белом снегу ручеек. И зажурчал на весь лес: ВЕСНА! ВЕСНА! ВЕСНА!

Ребенок1: К нам весна шагает Быстрыми шагами.

И сугробы тают Под ее ногами.

Ребенок2: Черные проталины На полях видны.

Верно очень теплые Ноги у весны.

Ребенок 3: Пробирается медведь сквозь густой валежник Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

Л: Услышала ВЕСНА, как ей все радуются, и принялась за работу.

Закапали сосульки, снег стал таять, и деревья проснулись.

А как же, ведь ВЕСНЕ помогало СОЛНЦЕ.

Оно что было сил било вокруг своими лучами.

А весенний РУЧЕЕК под лучами СОЛНЦА становился все полноводнее...

«Я расту! Расту!» — радовался РУЧЕЙ! И журчал, журчал, журчал...

ИГРА «Большие и маленькие волны» Наш язык умеет показывать волны. Пускай он покажет маленькую волну (медленно провести языком от угла до угла нижней губы и обратно - 5-6 раз). Теперь он покажет большую волну (достаточно быстро провести языком по верхней губе и убрать язык - 5-6 раз.) Подул весенний ветерок и волны разбушевались. («Индюки болтают», «Болтушка»).

Л:А для Весеннего СОЛНЦА, после того как оно растопило Снег, главное, конечно, - разбудить деревья и кусты!...

-«А вдруг они не проснутся?» - волнуется СОЛНЦЕ и от волнения загорается еще ярче. -«Скорее бы появились почки»- беспокоится весеннее СОЛНЦЕ и от этого беспокойства ложится спать с каждым днем все позже и позже.

И вот появляются первые листочки, выбираются из зимних укрытий жуки, пауки и другие насекомые. Они сидят на пнях и стволах деревьев и греются на солнышке. Появились бабочки и божьи коровки.

Игра «Божья коровка»

Цель: Закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: Аппликация божьей коровки и кружочки из картона черного цвета.

Ход игры:

Логопед называет слова, ребенок определяет первый звук С и кладет кружочек на правое крылышко, затем определяет последний звук С и кладет кружочек на левое крылышко. (С - солнце, лес, свет, пес, снег, , нос )

Л: Шумно радуются приходу ВЕСНЫ и птицы, которые провели всю зиму в родном лесу. С приходом весны опасность голода для них миновала. Что это за птицы, ребята? Назовите их.

Д: Вороны, воробьи, синицы, снегири, голуби, совы, дятлы, сороки.

Л: Ни один другой месяц года не изменяет природу так резко, как апрель. Природа в апреле меняется буквально на глазах. Ведь на помощь СОЛНЦУ приходит ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ. Природа расстилает на его пути ковровые дорожки зазеленевших трав, бросает под ноги весенние цветы.

Что это за цветы, ребята?

Д: Подснежники, мать и мачеха, ландыши...

Л: Ребята, а какой аромат от цветов... Давайте понюхаем их вместе, (дыхательная гимнастика.)

Прошел ДОЖДЬ и любопытный ЕЖИК вылез из норки посчитать сколько у дождя ног.

ИГРА «ЕЖИК» ( мячик су-джок)

Катится колючий ежик, нет ни головы ни ножек, он по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Вам щекотно?

ДА! ДА!ДА!

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь.

Л: После долгой разлуки встретились на полянке друзья: животные, птицы, насекомые.
Они дружно выбрались из своих домишек и радуются встрече.

Физминутка.

Мишка вылез из берлоги,        (повороты влево и вправо).

Огляделся на пороге.

Потянулся ото сна:

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил
Наклонился взад-вперед,

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

(потянулся, руки вверх)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся.

(вращения головы).

(наклоны вперед, назад)

(наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, Потом левой рукой правой ступни)

А сейчас отгадайте как называются домики других животных

Игра «Засели животных»

У белки
У лисы
У медведя
У скворца
У бобра
У гусеницы
У муравья
У лягушки

нора

дупло

скворечник

берлога

листок

хатка

пруд

муравейник

Л: А теперь, ребята, давайте научим Умку играть в очень интересную игру, которая называется «Необычный паровоз»

Игра «Необычный паровоз»

Мы должны рассадить пассажиров по вагонам. В первый вагон- пассажиров, в названии которых один слог,, во второй вагон- пассажиров, в названии которых два слога, в третий вагон- пассажиров, в названии которых три слога.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я колесами стучу,

Я колесами стучу,

Прокатить я вас хочу.

Чох, чох, чу, чу,

Далеко я укачу!

Чух, чух, чух...

(Рыба, стрекоза, шмель, жук, муравей, бабочка, петух, белка, утка, слон, улитка).

Л: Все длиннее становится день, все сильнее согревает солнце землю. Природа окончательно пробуждается от зимнего сна. Наступает Май.

Д: Май - месяц молодой зелени.

Май - месяц звонких птичьих песен.

JI: Даже по ночам звенит лес птичьим пением (Играет музыка с пением птиц).

Игра « Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, расширять словарный запас по темам «Птицы», «Животные», «Растения», развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, учить дифференцировать звуки.

Логопед читает стихотворение, ребенок должен правильно досказать слово.

На ветке птичка- Зверек-невеличка,

Мех теплый,

Как грелка.

Кто же это? (белка)

  1. Шубка- иголки,

Свернется он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (еж)

  1. В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной Отправляется ( медведь)

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это? (лиса)

  1. самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется....(подснежник)

  1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица ... (грач)

Л : Умка, видишь, какие ребята молодцы! Как много они знают и умеют об этом рассказывать. Дети приготовили тебе в подарок картину, чтобы ты смог не только рассказать своим друзьям, что такое весна, но и показать ее. Дети сами рисовали, как настоящие художники. (Дети дарят рисунок «Весна»)

Л: А гостям, наши девочки дарят танец «Пять февральских роз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Комплексное занятие "Экскурсия в весенний лес"

Конспект комплексного занятия в  логопедической подготовительной к школе  группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи....

"Весна" -экскурсия в весенний парк.

Конспект экскурси весной для старшей группы....

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Конспект занятий в подготовительной группе "Экскурсия в весенний сквер"

Занятие учит детей правильному восприятию окружающего мира, заботе о животных и растениях....

Экскурсия в весенний парк в мае.

Этот материал знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятие направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, на развитие творческой способности, воображения.Так же и...

Конспект путешествия -экскурсии в весенний парк совместно с родителями.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родит...