Комплексное занятие "Экскурсия в весенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект комплексного занятия в логопедической подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_vesenniy_les.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия в логопедической подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Садовничая Тамара Григорьевна, учитель- логопед МАДОУ ДС КВ №4 ст. Северской
Тема: «Экскурсия в весенний лес»
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить четкое произношение звука [Э] в словах.
- Развивать фонематический слух.
- Закрепить навык звукового анализа и синтеза слов.
- Развивать умение анализировать состав предложения.
- Упражнять в составлении распространенных предложений.
- Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать умения выражать свои чувства и эмоции.
- Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.
- Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: картинки первоцветов (подснежник, пролеска, фиалка, ландыш, одуванчик, примула, медуница, крокус); электронная игра «Четвертый лишний», мультимедийная установка, карточка с буквой Э, наборы с мелкими предметами, наборы со схемами предложений, кассы, пеналы с символами звуков.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку. Здороваются с гостями.
Дети: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Логопед: Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели,
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла…
Дети: Весна!
Логопед: Да, ребята. К нам опять пришла весна.
Изменения в природе она нам принесла.
Давайте вспомним весенние месяцы.
Дети: Первый – март.
Второй – апрель.
Третий – май.
Логопед: Предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес.
Там сейчас полно чудес.
Вашим экскурсоводом буду я.
В лес весенний мы шагаем, Ноги выше поднимаем. | Дети идут маршевым шагом. |
Топают ножки По прямой дорожке. | Шагают по всей стопе. |
И поскачут ножки По прямой дорожке. | Делают подскоки. |
Скакали, скакали И встали. Стоп! | Останавливаются. |
По узенькой дорожке Пойдут тихонько ножки. | Идут на носках. |
Друг за дружкой побежали И нисколько не устали. | Бегут на носках. |
И опять шагаем, Ножки поднимаем. | Идут маршевым шагом. |
Вот мы и в лесу. | Остановились. |
Логопед: Ребята, посмотрите вокруг, как изменился лес весной? Назовите
приметы весны. На экране мультимедийной установки изображаются картинки для описания примет весны.
Дети:
- Выглянуло яркое, лучистое солнце.
- По небу плывут легкие, воздушные, пушистые облака.
- Вернулись перелетные, шумливые птицы.
- Тает зимний, темный снег.
- Бегут веселые, быстрые, говорливые ручьи.
- На улице капают сосульки, слышна звонкая капель, появились темные проталины.
- На деревьях набухли пышные, клейкие почки.
- Распустились первые нежные цветы.
Логопед: Ребята, как называются цветы, которые зацветают первыми.
Внимательно послушайте: первые цветы.
Ребенок: Они называются первоцветы.
Логопед: Посмотрите на полянку, какие первоцветы вы сейчас видите. Назовите и подойдите к этому цветку.
Дети называют по одному цветку и останавливаются около картинки, на которой изображен этот цветок.
1. подснежник | 4. ландыш | 7. крокус |
2. пролеска | 5. одуванчик | 8. медуница |
3. фиалка | 6. примула |
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Логопед: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
Упражнение «Цветы»
Логопед | Сначала опустили головки, | Дети опускают головы, плечи, |
потом листочки. | роняют руки вдоль туловища. | |
А потом согнулся весь стебелек | Приседают на корточки. | |
до самой земли. | ||
Вдруг закапал дождь, | Медленно встают, поднимают руки, | |
и цветочки начали оживать. | потом поднимают головки. | |
Подул ветерок, | Руки над головой, произносят звук «ш», | |
зашумели стебельки. | покачивают руками. | |
Затих ветерок. | Спокойно опускают руки. |
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Логопед: Давайте понюхаем эти цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет» и называете свой цветок.
Дети: 1. Ах, как чудно пахнет подснежник.
- Ах, как чудно пахнет пролеска.
- Ах, как чудно пахнет фиалка.
- Ах, как чудно пахнет ландыш.
- Ах, как чудно пахнет одуванчик.
- Ах, как чудно пахнет крокус.
- Ах, как чудно пахнет примула.
- Ах, как чудно пахнет медуница.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас появились три полянки.
А полянки не простые,
А полянки слоговые.
Сколько в названии цветка слогов, столько капелек на полянке.
Чтоб найти свою полянку, надо прошагать названия цветка.
Раз, два, три – каждый цветок свою полянку найди.
Ребенок прошагивает свое слово и становится на свою полянку.
лан-дыш кро-кус | |
под-снеж-ник про-лес-ка фи-ал-ка при-му-ла | |
о-ду-ван-чик ме-ду-ни-ца |
Звучит музыка.
Логопед: Ребята, слышите, к нам кто-то скачет. Давайте, тихонько посидим и посмотрим, кто это может быть.
Под музыку на полянку выбегает белый зайка, огляделся кругом и загоревал.
Зайка: Что я буду делать в своей белой шубке? Я стал теперь очень заметным, меня сразу заметят лиса и волк.
Под музыку входит Весна
Весна: Я весна-красна, всем радость принесла. И тебе, зайка, помогу.
Я подарю тебе серую шубку, в ней ты будешь незаметным.
Весна дарит зайцу серую шубку.
Зайка: Спасибо тебе, весна! Эх, удивлю сейчас я всех! Эге-ге-э-э-э!
Эхо: Э-э-э-э…
Зайка: Ой, кто-то отзывается,
От меня скрывается.
Побегу его искать,
Чтобы с ним весну встречать.
Заяц убегает. Весна уходит.
Логопед: Дети, скажите, кто это отозвался зайке?
Ребенок: Зайке отозвалось эхо!
Логопед: Правильно, это эхо.
Песня «Эхо».
Логопед: Ну что ж, вы все правильно решили,
С эхом мы разобрались.
А теперь пора нам в сад,
Становитесь дружно в ряд.
Друг за другом мы пойдем,
В садик наш мы попадем.
В детский садик мы шагаем, | Дети идут маршевым шагом. |
Ноги выше поднимаем. | |
Топают ножки По прямой дорожке. | Шагают по всей стопе. |
И поскачут ножки По прямой дорожке. | Делают подскоки. |
Скакали, скакали и встали. Стоп! | Останавливаются. |
По узенькой дорожке Пойдут тихонько ножки. | Идут на носках. |
Друг за дружкой побежали И нисколько не устали. | Бегут на носках. |
И опять шагаем, Ножки поднимаем. | Идут маршевым шагом. |
Вот мы и в нашем детском саду. | Остановились. |
Логопед: Давайте, вспомним, где мы с вами были?
Ребенок: Мы были на экскурсии в весеннем лесу.
Логопед: Кто проводит экскурсии?
Ребенок: Экскурсии проводит экскурсовод.
Логопед: Вслушайтесь в эти слова:
Экскурсия, Экскурсовод, Эхо
Какой звук слышится в начале этих слов?
Ребенок: Слышится звук [Э].
Логопед: Давайте еще раз произнесем этот звук хором: «Э…Э…Э…Э…». Что мы слышим?
Реб-к: Звук поется и тянется, значит, он гласный.
Реб-к: Звук [Э] – гласный, потому что он поется и тянется.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». С нами играет «волшебный экран».
На экране мультимедийной установки появляются картинки:
- Автобус, эскимо, апельсин, арбуз.
Логопед: Какая картинка лишняя и почему?
Ребенок: Лишняя картинка – эскимо, т.к. все слова начинаются со звука [А], а слово эскимо на звук [Э].
- Электричка, этажерка, эму, утюг.
Логопед: Какая картинка лишняя?
Ребенок : Лишняя – утюг, т.к. все слова начинаются со звука [Э], а слово утюг на звук [У].
Облако, обруч, экран, окна.
Логопед: Здесь какая картинка лишняя?
Ребенок : Лишняя – экран, т.к. все слова начинаются со звука [О], а слово зкран на звук [Э].
Экскаватор, иголка, индюк, игрушки.
Логопед: Какая лишняя картинка?
Реб-к: Лишняя – экскаватор, все слова начинаются со звука [И], а слово экскаватор на звук [Э].
Логопед: Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.
Дети: Звук мы произносим и слышим,
А букву мы видим и пишем.
Логопед: Совершенно верно, пришло время мне показать вам букву Э. (Показывает карточку с буквой.)
Логопед: На что похожа эта буква?
Дети: - Буква Э похожа на половинку буквы О.
- Буква Э похожа на лук и стрелу.
- Буква Э напоминает половину руля.
Звучит музыка, на экране мультимедийной установки на голубом небе пролетает ласточка в виде буквы Э.
Логопед: Над лучами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Логопед: Ребята, обратите внимание, что ласточка летит вперед. Значит, буква Э повернута влево. Подойдите к своим местам. У каждого на столе лежит материал, из которого можно смастерить букву Э.
1. нитки (2), бархатная бумага | 5. фасоль |
2. камушки | 6. пазлы |
3. ракушки | 7. макароны |
4. пуговицы | 8. пробки бутылок |
Логопед: Приступайте к изготовлению буквы Э. Обратите внимание, куда смотрит буква Э.
Ребенок: Буква Э смотрит влево.
Логопед: Молодцы, никто не ошибся. А теперь обратите внимание, перед вами картинка мальчика. Придумайте ему имя, которое начиналось бы на звук [Э].
Ребенок: Имя мальчика – Эдик.
Логопед: Это Эдик. Что я произнесла?
Ребенок: Вы произнесли предложение.
Логопед:Сколько слов в этом предложении?
Ребенок: В этом предложении два слова.
Логопед: Назовите первое слово.
Ребенок: Это.
Логопед: Назовите второе слово.
Ребенок: Эдик.
Логопед: давайте выложим схему предложения.
●
Логопед: Почему первую полоску вы взяли с уголком?
Ребенок: Потому что, первое слово в предложении мы пишем с большой буквы.
Логопед: Поделим первое слово на слоги. Обозначим слоги.
●
Логопед: Поделим второе слово на слоги. Обозначим слоги.
●
Л-д: А теперь обозначим звуки в первом слове.
●
● ● ●
Логопед: Обозначим звуки во втором слове.
●
● ● ● ● ● ● ●
Логопед: А теперь добавим буквы.
●
● ● ● ● ● ● ●
Э Т О Э Д И К
Логопед: Почему второе слово печатаем с большой буквы?
Ребенок: Имена мы пишем с большой буквы.
Логопед: Повторим правила написания предложения.
Дети: 1. Первое слово в предложении пишем с большой буквы.
2. В предложении между словами оставляем расстояние.
3. в конце предложения ставим точку.
Логопед: давайте прочтем это предложение.
Вместе произносят.
Логопед: Молодцы! Вы сегодня постарались. Давайте вспомним, с каким звуком познакомились. Дайте характеристику звука [Э].
Пора прощаться нам с гостями.
Дети: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое комплексное музыкальное занятие "Весеннее путешествие".
Занятие для средней группы, составляла сама....
Конспект итогового комплексного образовательного процесса на тему : "Весенняя сказка" (2 младшая группа).
Программное содержание :Воспитательные задачи:воспитывать бережное отношение к пробуждению природы ,к ее отдельным явлениям; продолжать формировать у детей доброжелательность, дружелюбие, желани...
Конспект итогового комплексного образовательного процесса на тему : "Весенняя сказка" (2 младшая группа).
Программное содержание :Воспитательные задачи:воспитывать бережное отношение к пробуждению природы ,к ее отдельным явлениям; продолжать формировать у детей доброжелательность, дружелюбие, ...
Конспект итогового комплексного образовательного процесса на тему : "Весенняя сказка" (2 младшая группа).
Программное содержание :Воспитательные задачи:воспитывать бережное отношение к пробуждению природы ,к ее отдельным явлениям; продолжать формировать у детей доброжелательность, дружелюбие, ...
конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"
Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...
Комплексное занятие по рисованию Тема:" Весеннее настроение"
Занятие по рисованию.Тема:"Весеннее настроение"Цель: Развивать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.Познакомить с фольклорным речевым материалом. Обогащать представление детей об бъектах ж...
Комплексно-тематическое планирование "Весенний перезвон"
Комплексно-тематическое планирование "Весенний перезвон" (старшая группа)...