Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «В царстве богини природы - Фауны».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Шелудько

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи на тему "В царстве богини природы - Фауны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию

2021 г.

Тема занятия: «В царстве богини природы - Фауны».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: Обобщающая беседа о живой природе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить знания детей о живой природе (животных, птицах, рыбах, насекомых).
  2. Систематизировать знания детей об обитателях лесов, водоемов, неба.
  3. Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

Развивающие:

  1. Развивать умение отвечать на вопросы полным, развернутым текстом, аргументировать свои высказывания.
  2. Активизировать словарь по темам: животные, рыбы, птицы, насекомые.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Социально – коммуникативное развитие:

•        Формировать навыки совместной деятельности.

•        Развивать интерес, любознательность, инициативу.

•        Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Познавательное развитие:

•        Закрепить знания детей о живой природе.

Речевое развитие:

•        Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.

•        Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

•        Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

•        Развивать связную речь на основе личного опыта.

•        Формировать умение вести беседу.

Художественно – эстетическое развитие:

•        Учить замечать красоту окружающего мира.

•        Развивать фантазию, творческое воображение.

Физическое развитие:

•        Развивать эмоциональную свободу,  двигательную активность детей.

Словарная работа: фауна, климат, хищник, пернатые, перелетные, зимующие.

Индивидуальная работа: словесная игра «Один – много». Цель:  упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. (София, Маша, Ксения М.)

Методы и приемы: словесные – вопрос-ответ, рассуждение, рассматривание, пояснение; игровая ситуация; дидактические игры; индивидуальная работа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.

Оборудование: предметные картинки с изображением зверей, рыб, птиц; карта путешествия; изображения животных для игры «Узнай зверя»; панно с изображением среды обитания птиц, рыб, животных, насекомых и силуэты животных, птиц, рыб, насекомых; картинки бабочек для штриховки на каждого ребенка.

  1. Организационная часть:

Воспитатель: Ребята, а вы помните, я обещала пойти с вами в поход? И сегодня я выполню свое обещание. Вот и карту я вам принесла. Для чего нам нужна карта?

Дети: Чтобы в походе не заблудиться.

Рассматриваем карту.

Воспитатель: Какую природу мы называем живой?

Дети: Ту, что рождается, растет, питается, размножается и умирает.

Воспитатель: А вы знаете, кто такая Фауна?

Ответы детей.

Воспитатель: Фауна – это богиня, покровительница животных. И сейчас мы отправляемся в путь, в гости к покровительнице животных – Фауне.

 

  1. Основная часть:

Первая остановка – ЛЕС.

Вопросы к детям:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает?
  4. Чем питаются животные?

(Карточки с изображением животных: заяц, медведь, белка, еж, волк)

Рассказы детей.

  1. Как называются животные, которые едят только растения?
  2. Как называются животные, которые едят только мясо?
  3. Как готовится к зиме заяц?
  4. Как готовится к зиме медведь? Белка?
  5. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
  6. Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель делает вывод: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие едят животных, и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной они здесь не найдут. А если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты. Объедят всю кору и деревья погибнут.

Дидактическая игра «Узнай зверя»

Прикрепить на спину ребенка картинку с изображением животного. Затем предложить всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенности его движения, повадок, среды обитания. «Зверь» пытается выяснить – кто он. (Игра повторяется 3-4 раза с заменой картинки с изображением животного и заменой угадывающего ребенка).

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся дальше?

Дети: Да!

Вторая остановка – ВОДОЕМ

Вопросы к детям:

  1. Кто живет в воде?
  2. Какие рыбы живут в реке?
  3. Какие рыбы и животные живут в море?
  4. Какое животное самое большое на земле?
  5. Что нужно обитателям водоемов для жизни?
  6. Как развивается лягушка?

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Третья остановка – НЕБО, ВОЗДУХ

Воспитатель: А сейчас мы с вами с земли поднимемся в небо.

Вопросы к детям:

  1. Кто живет в воздухе?
  2. Чем отличаются птицы от животных?
  3. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  4. Как называют птиц, которые улетают в теплые края? Назовите таких птиц.
  5. Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас? Назовите таких птиц.
  6. Почему птицы улетают?
  7. Чем питаются птицы?
  8. Как развивается птица?
  9. Что общего есть у всех птиц?

Воспитатель: Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда на земле. Птицы, в отличии от животных, покрыты перьями. Поэтому их называют пернатыми. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но и мы должны им помогать.

Словесная игра «Один – много» (родительный падеж множественного числа существительных)

В наших лесах и парках много:

Синица - … (много синиц)

Ворона - … Снегирь - …

Дятел - … Голубь - …

Грач - … Воробей - …

Ласточка - … Журавль - …

Соловей - … Сова - …

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ. Назовите их.

Дети: Жук, стрекоза, муравей, пчела…

Воспитатель: Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован? (Насекомые)

- Кому нужны на земле насекомые?

- Что будет, если исчезнут все насекомые?

Дети выстраивают экологическую цепочку:

Исчезнут насекомые – исчезнут все птицы, которые питаются насекомыми – не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители – не будет деревьев, негде будет жить животным.

Воспитатель: Давайте поиграем.

Игра «Кто, где живет?» (Большое панно с изображением среды обитания птиц, рыб, животных, насекомых).

Дети раскладывают вырезанные фигурки животных, птиц, рыб, насекомых в месте их обитания.

 

  1. Заключительная часть

Творческое задание «Поможем бабочке» (штриховка крыльев бабочки).

Воспитатель: Вы слышите стук за окном? Посмотрите, к нам на подоконник села бабочка. Но, что это с ней? Ее кто-то обидел, ей поломали и протерли крылышки, а без крылышек она погибнет. Давайте ей поможем.

Дети заштриховывают крылья и лечат бабочек (простые карандаши и листы с контуром бабочки).

Воспитатель: Вот теперь наши бабочки здоровы и могут лететь дальше.

Рефлексия: оценивают себя с помощью звездочек. Красная – все понятно и легко; оранжевая – испытывал(а) затруднения, но потом справил(ась)ся; зеленая – было тяжело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему : «По дороге колобка» Образовательная область: «Речевое развитие»

Данный конспект воспитывает у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения          Формировать знания детей скатыванию теста в ша...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....