Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_priroda_osennego_lesa.docx | 26.62 КБ |
samoanaliz_vospitatel_goda.docx | 20.24 КБ |
nod_progulka_po_osennemu_lesu.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы
(познавательно-речевое развитие)
Тема:
«Природа осеннего леса»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Джанкойский район Республика Крым
воспитатель
Матвеева Людмила Олеговна
Тема: «Природа осеннего леса».
Цель: продолжать знакомить детей с природой леса.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить классифицировать предметы понимать обобщающие слова (деревья, животные, птицы);
- совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные (солнечный, кленовый и т. д;
- учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы;
2. Развивающие:
- развивать память, умение запоминать и рассказывать с помощью мнемотаблицы стихотворение;
- развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Методические приёмы и методы:
- игровой метод;
- наглядный метод (с использованием игрушек, слайдов);
- словесный метод (беседа, напоминание, индивидуальные ответы, художественное слово);
- эвристический метод (выполнение ребёнком части работы самостоятельно).
Используемые современные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, технология ТРИЗ.
Материалы: презентация; книга «Природа осеннего леса»; осенние листья (берёзовый, дубовый, кленовый); листочки (большие и маленькие) для дыхательной гимнастики; три листа ватмана с изображением ежей; восковые карандаши, цветные мелки; три корзины (большая, средняя, маленькая), шишки, орехи, жёлуди; корзина с листочками (желтого и красного цвета), кукла - Осень; игрушка – лиса; платочек.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
(Воспитатель стучит в дверь и заходит в группу)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, а куда я попала?
(Ответы детей). Я приехала к вам из другого детского сада! Давайте с вами познакомимся! А поможет нам в этом мой волшебный платочек.
Игровое упражнение «Знакомство».
Вот платочек голубой
Он всегда везде со мной
Кто его в руки возьмёт
Своё имя назовёт!
Меня зовут Людмила Олеговна.
(Дети передают друг другу платочек и называют свои имена)
-Вот мы и познакомились!
Психогимнастика.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Садятся на стульчики)
II. Основная часть.
Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила Осень, она подарила мне книгу о «Природе осеннего леса», это не простая книга, а волшебная, картинки на её страницах оживают. Давайте почитаем её вместе.
(Воспитатель показывает книгу, которая лежит на столе. Приоткрывает обложку. Появляется лиса.)
Воспитатель: Закройте глаза.
- Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.
- Кто это?
(Воспитатель берёт игрушку и подходит к детям даёт потрогать)
- Где живёт лиса?
- Лиса это дикое или домашнее животное? Почему?
- Лиса какая?
- Что есть у лисы? У лисы ушки короткие, а хвост …(длинный).
- Лисе очень любопытно, а знаете ли вы какое сейчас время года? А какая осенью бывает погода?
Игровое упражнение «Какая осенью бывает погода?»
-если идет дождь – дождливая
-если холодно – холодная
-если хмуро – хмурая
-если пасмурно – пасмурная
-если солнце – солнечная
-если мороз – морозная
-дует ветер – ветреная
Воспитатель: Продолжим читать книгу. Закройте глаза.
- Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.
(на экране появляется белка.)
Воспитатель: Кто это?
- Вы знаете, что Белка запасает на зиму?
Игра «Собери в корзину»
-Ребята, ветерок перемешал все запасы, которые белочка собрала на зиму. Давайте поможем разобрать запасы по корзинам. В самую большую корзину нужно собрать шишки. В среднюю корзину орехи, а в самую маленькую жёлуди.
(Дети собирают и кладут припасы в корзины)
-Что вы положили в самую большую корзину? и т.д. (Ответы детей)
- Ребята, давайте выучим про белочку стихотворение!
(Воспитатель зачитывает строчки из стихотворения и показывает схемы с условными обозначениями на экране)
Белка осенью без спешки
Припасла в дупле берёзы
Шишки, жёлуди, орешки.
Не страшны теперь морозы!
(Воспитатель предлагает всем, а затем одному ребенку повторить стихотворение по схемам)
Физминутка
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть, и побегать со мной. Вставайте за мной, побежали….
Ножки, ножки, бежали по дорожке
Бежали лесочком прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели дружно в кружок,
А потом дружно встали, потянулись.
Солнышку улыбнулись!
(На экране изображение ветерка.)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами бегали, из книги подул осенний ветерок, он проснулся и хочет с вами поиграть.
(Дети становятся в круг, выполняют движения за воспитателем.)
Самомассаж «Ветерок»
Ветер, ветер, ветерок! к нам лети на огонёк!
Ветерок проснулся, ручек коснулся,
Ветерок ручки обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.
Ветерок проснулся, лобика коснулся,
Ветерок лобик обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.
Ветерок проснулся, щёчек коснулся,
Ветерок щёчки обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.
И про ушки не забыл, поглаживал, поглаживал, поглаживал.
Воспитатель: Посмотрите, вместе с ветерком, из книги вылетели осенние листья.
Воспитатель показывает осенний кленовый листочек.
Игра «Чей листок?»
Воспитатель: этот листочек с какого дерева? (Ответы детей) Значит он какой? (Кленовый)
-А вот у меня есть ещё листочек с берёзы. Какой он?
- А вот ещё лист с дуба. Какой он?
(На столе в группе лежат осенние листья разные по размеру (большой и маленький соединённые ленточкой))
Игра на развитие речевого дыхания «Осенние листочки»
Воспитатель: Посмотрите, ветерок разбросал листочки. Подойдите к столу и возьмите их в руки. Сравните листочки, они одинаковые? (Ответы детей)
- Давайте подуем на них. На листочек большого размера будем дуть сильно, а на маленький листочек слабо.
- Дует холодный осенний ветер! (дуют на листочек сильно)
- Дует весёлый ветерок! (дуют на листочек слабо)
(Садятся на стульчики)
Воспитатель: Продолжим читать книгу. Закройте глаза.
- Волшебную книгу открываем,
и страницы оживают.
(Появляется зайчик)
Игра «Назови одним словом».
Воспитатель: Кто это? (Ответы детей) Зайчик тоже хочет с вами поиграть. Посмотрите на экран и назовите, что вы видите? Назовите одним словом.
(На экране изображение деревьев)
- берёза, дуб, клён, сосна?
(На экране изображение животных)
- лиса, волк, медведь, ёж?
(На экране изображение птиц)
- сорока, сова, дятел, воробей?
Воспитатель:
Воспитатель: Ребята, кто это там фырчит?
(Приоткрывает обложку, появляется ёжик)
- Кто это?
- Что умеет делать ёж? Давайте покажем, как фырчит ёж?
- Что есть у ёжа?
Воспитатель: Ёжик грустный, он говорит мне, что у маленьких ежат случилась беда, они потеряли свои иголки. Давайте им поможем.
(на трёх столах лежат листы ватмана, на которых изображены ёжики без иголок, восковые карандаши; дети становятся возле столов и выполняют гимнастику для пальчиков)
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Воспитатель: Ребята, возьмите карандаши и нарисуйте ёжикам иголки.
III. Рефлексивно- корригирующий этап.
Воспитатель: Осталась последняя страница книги. Закройте глазки.
- Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.
(Появляется Осень с корзиной, в которой лежат осенние листочки)
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей). Были ли у вас какие - то затруднения? (Ответы детей).
- Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.
(Раздача листочков)
-Мне с вами было очень интересно, вы умные, весёлые ребята. Спасибо вам большое!
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
открытого показа непосредственно образовательной деятельности
Матвеевой Людмилы Олеговны, воспитателя первой квалификационной категории
Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) разработан и проведен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Майский детский сад «Солнышко», программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по образовательной области «Познавательная» (образовательная область по ФГОС ДО), с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Тема НОД: «Природа осеннего леса».
Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.
Форма организации детей: групповая.
Форма проведения: непосредственно - образовательная деятельность.
Доминирующая образовательная область – речевое развитие.
Цель: продолжать знакомить детей с природой леса.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить классифицировать предметы понимать обобщающие слова (деревья, животные, птицы);
- совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные (солнечный, кленовый и т. д;
- учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы;
2. Развивающие:
- развивать память, умение запоминать и рассказывать с помощью мнемотаблицы стихотворение;
- развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Виды детской деятельности: (Дошкольный ребѐнок – человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка через
«ворота детской игры» и соответствующих возрасту видов деятельности.)
игровая деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, изобразительная деятельность.
Материалы и оборудование: презентация; книга «Природа осеннего леса»; осенние листья (берёзовый, дубовый, кленовый); листочки (большие и маленькие) для дыхательной гимнастики; три листа ватмана с изображением ежей; восковые карандаши, цветные мелки; три корзины (большая, средняя, маленькая), шишки, орехи, жёлуди; корзина с листочками, кукла - Осень; игрушка – лиса; платочек.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 20 минут. Быстрая смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Занятие проводилось в чистом, проветренном, хорошо освещённом помещении. Здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, самомассаж, дыхательная гимнастика.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывался: Во время проведения занятия, учитывала индивидуальные возможности детей. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Использование оборудования: На каждый момент занятия были подобраны наглядные материалы, соответствующие атрибуты эстетически оформленные, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.
Структура НОД:
- Вводная часть (организация детей) – 4 минуты.
- Основная часть (практическая деятельность) – 14 минут.
- Заключительная часть (подведение итогов) - 2 минуты.
Описание структуры НОД: для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части (рефлексия). Все они объединены единым сюжетом – игрой.
Вводная часть НОД: В первой части – организационной – решались задачи создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче. Длительность первой части - 4 мин
Основная часть НОД: В основной части деятельности решались познавательно – речевые и оздоровительные задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, задания поискового характера, дидактические пособия. Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников развитию речи. Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом. Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД. Длительность этой части составила - 14 мин.
Заключительная часть: В третьей, заключительной части обобщили знания детей. Длительность этой части занятия – 2 мин.
Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения: В ходе НОД использовала игровой метод, наглядный метод (с использованием игрушек, слайдов); словесный метод (беседа, напоминание, индивидуальные ответы, художественное слово); эвристический метод (выполнение ребёнком части работы самостоятельно).
Вывод: Во время проведения образовательной деятельности были использованы разнообразные виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, что позволило связать отдельные представления в целостную картину мира. Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей о элементарных представлений. Для повышения активности детей мной были использованы специальные приёмы: 1) воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей; 2) элемент новизны, которое сразу сосредоточила внимание; 3) сама форма образовательной деятельности, чтение книги «Природа осеннего леса» заинтересовала детей и держала на высокой ноте в течение всего времени. В течение занятия прослеживалась речевая активность детей.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, использовались вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Я считаю, что поставленные задачи в ходе занятия были решены. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы
тема: Фрукты. цель: закрепление имеющихся знаний о фруктах...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы "Путешествие в зимний лес".
Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы.2. Воспитывать доброжелательность, любознательность.Обучающие:1. Расширять, обобщать знания и предс...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Ходит осень по дорожкам…»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Ходит осень по дорожкам…»Цель: создание условий для формирования связной, гра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы На тему: «Ежик в гостях у детей»
Образовательная область: Речевое развитие.Интеграции: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальная деятельность».Цель: развивать ре...
Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень»»
Расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». Учить отвечать на вопросы воспитателя....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»
Тема: «Ежик в гостях у детей»Образовательная область: «Речевое».Интеграции: «Познавательное», «Физическое», «Художественно - эстет...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»...