Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Матвеева Людмила Олеговна

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы

(познавательно-речевое развитие)

Тема:

«Природа осеннего леса»

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Майский детский сад «Солнышко»

Джанкойский район Республика Крым

воспитатель

Матвеева Людмила Олеговна

Тема: «Природа осеннего леса».

Цель: продолжать знакомить детей с природой леса.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить классифицировать предметы понимать обобщающие слова (деревья, животные, птицы);
  • совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные (солнечный, кленовый и т. д;
  • учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
  • формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы;

2. Развивающие:

  • развивать память, умение запоминать и рассказывать с помощью мнемотаблицы стихотворение;
  • развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Методические приёмы и методы:

  • игровой метод;
  • наглядный метод (с использованием игрушек, слайдов);
  • словесный метод (беседа, напоминание, индивидуальные ответы, художественное слово);
  • эвристический метод (выполнение ребёнком части работы самостоятельно).

Используемые современные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, технология ТРИЗ.

Материалы: презентация; книга «Природа осеннего леса»; осенние листья (берёзовый, дубовый, кленовый); листочки (большие и маленькие) для дыхательной гимнастики; три листа ватмана с изображением ежей; восковые карандаши, цветные мелки; три корзины (большая, средняя, маленькая), шишки, орехи, жёлуди; корзина с листочками (желтого и красного цвета), кукла - Осень; игрушка – лиса; платочек.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

(Воспитатель стучит в дверь и заходит в группу)

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, а куда я попала?

(Ответы детей). Я приехала к вам из другого детского сада! Давайте с вами познакомимся! А поможет нам в этом мой волшебный платочек.

Игровое упражнение «Знакомство».

Вот платочек голубой

Он всегда везде со мной

Кто его в руки возьмёт

Своё имя назовёт!

Меня зовут Людмила Олеговна.

(Дети передают друг другу платочек и называют свои имена)

-Вот мы и познакомились!

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Садятся на стульчики)

II. Основная часть.

Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила Осень, она подарила мне книгу о «Природе осеннего леса», это не простая книга, а волшебная, картинки на её страницах оживают. Давайте почитаем её вместе.

(Воспитатель показывает книгу, которая лежит на столе. Приоткрывает обложку. Появляется лиса.)

Воспитатель: Закройте глаза.

- Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.

- Кто это?

(Воспитатель берёт игрушку и подходит к детям даёт потрогать)

- Где живёт лиса?

- Лиса это дикое или домашнее животное? Почему?

- Лиса какая?

- Что есть у лисы? У лисы ушки короткие, а хвост …(длинный).

- Лисе очень любопытно, а знаете ли вы какое сейчас время года? А какая осенью бывает погода?

Игровое упражнение «Какая осенью бывает погода?»

-если идет дождь – дождливая

-если холодно – холодная

-если хмуро – хмурая

-если пасмурно – пасмурная

-если солнце – солнечная

-если мороз – морозная

-дует ветер – ветреная

Воспитатель: Продолжим читать книгу. Закройте глаза.

- Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.

(на экране появляется белка.)

Воспитатель: Кто это?

- Вы знаете, что Белка запасает на зиму?

Игра «Собери в корзину»

-Ребята, ветерок перемешал все запасы, которые белочка собрала на зиму. Давайте поможем разобрать запасы по корзинам. В самую большую корзину нужно собрать шишки. В среднюю корзину орехи, а в самую маленькую жёлуди.

(Дети собирают и кладут припасы в корзины)

-Что вы положили в самую большую корзину? и т.д. (Ответы детей)

- Ребята, давайте выучим про белочку стихотворение!

(Воспитатель зачитывает строчки из стихотворения и показывает схемы с условными обозначениями на экране)

Белка осенью без спешки

Припасла в дупле берёзы

Шишки, жёлуди, орешки.

Не страшны теперь морозы!

(Воспитатель предлагает всем, а затем одному ребенку повторить стихотворение по схемам)

Физминутка

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть, и побегать со мной. Вставайте за мной, побежали….

Ножки, ножки, бежали по дорожке

Бежали лесочком прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели дружно в кружок,

А потом дружно встали, потянулись.

Солнышку улыбнулись!

(На экране изображение ветерка.)

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами бегали, из книги подул осенний ветерок, он проснулся и хочет с вами поиграть.

(Дети становятся в круг, выполняют движения за воспитателем.)

Самомассаж «Ветерок»

Ветер, ветер, ветерок! к нам лети на огонёк!

Ветерок проснулся, ручек коснулся,

Ветерок ручки обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.

Ветерок проснулся, лобика коснулся,

Ветерок лобик обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.

Ветерок проснулся, щёчек коснулся,

Ветерок щёчки обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.

И про ушки не забыл, поглаживал, поглаживал, поглаживал.

Воспитатель: Посмотрите, вместе с ветерком, из книги вылетели осенние листья.

Воспитатель показывает осенний кленовый листочек.

Игра «Чей листок?»

Воспитатель: этот листочек с какого дерева? (Ответы детей) Значит он какой? (Кленовый)

-А вот у меня есть ещё листочек с берёзы. Какой он?

- А вот ещё лист с дуба. Какой он?

(На столе в группе лежат осенние листья разные по размеру (большой и маленький соединённые ленточкой))

Игра на развитие речевого дыхания «Осенние листочки»

Воспитатель: Посмотрите, ветерок разбросал листочки. Подойдите к столу и возьмите их в руки. Сравните листочки, они одинаковые? (Ответы детей)

- Давайте подуем на них. На листочек большого размера будем дуть сильно, а на маленький листочек слабо.

- Дует холодный осенний ветер! (дуют на листочек сильно)

- Дует весёлый ветерок! (дуют на листочек слабо)

(Садятся на стульчики)

Воспитатель: Продолжим читать книгу. Закройте глаза.

- Волшебную книгу открываем,

и страницы оживают.

(Появляется зайчик)

Игра «Назови одним словом».

Воспитатель: Кто это? (Ответы детей) Зайчик тоже хочет с вами поиграть. Посмотрите на экран и назовите, что вы видите? Назовите одним словом.

(На экране изображение деревьев)

- берёза, дуб, клён, сосна?

(На экране изображение животных)

- лиса, волк, медведь, ёж?

(На экране изображение птиц)

- сорока, сова, дятел, воробей?

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, кто это там фырчит?

(Приоткрывает обложку, появляется ёжик)

- Кто это?

- Что умеет делать ёж? Давайте покажем, как фырчит ёж?

- Что есть у ёжа?

Воспитатель: Ёжик грустный, он говорит мне, что у маленьких ежат случилась беда, они потеряли свои иголки. Давайте им поможем.

(на трёх столах лежат листы ватмана, на которых изображены ёжики без иголок, восковые карандаши; дети становятся возле столов и выполняют гимнастику для пальчиков)

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорее к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Воспитатель: Ребята, возьмите карандаши и нарисуйте ёжикам иголки.

III. Рефлексивно- корригирующий этап.

Воспитатель: Осталась последняя страница книги. Закройте глазки.

- Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.

(Появляется Осень с корзиной, в которой лежат осенние листочки)

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей). Были ли у вас какие - то затруднения? (Ответы детей).

- Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.

(Раздача листочков)

-Мне с вами было очень интересно, вы умные, весёлые ребята. Спасибо вам большое!



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

открытого показа непосредственно образовательной деятельности

Матвеевой Людмилы Олеговны, воспитателя первой квалификационной категории

Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) разработан и проведен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Майский детский сад «Солнышко», программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по образовательной области «Познавательная» (образовательная область по ФГОС ДО), с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Тема НОД: «Природа осеннего леса».

Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.

Форма организации детей: групповая.

Форма проведения: непосредственно - образовательная деятельность.

Доминирующая образовательная область – речевое развитие.

Цель: продолжать знакомить детей с природой леса.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить классифицировать предметы понимать обобщающие слова (деревья, животные, птицы);
  • совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные (солнечный, кленовый и т. д;
  • учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
  • формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы;

2. Развивающие:

  • развивать память, умение запоминать и рассказывать с помощью мнемотаблицы стихотворение;
  • развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Виды детской деятельности: (Дошкольный ребѐнок – человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка через

«ворота детской игры» и соответствующих возрасту видов деятельности.)

игровая деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, изобразительная деятельность.

Материалы и оборудование: презентация; книга «Природа осеннего леса»; осенние листья (берёзовый, дубовый, кленовый); листочки (большие и маленькие) для дыхательной гимнастики; три листа ватмана с изображением ежей; восковые карандаши, цветные мелки; три корзины (большая, средняя, маленькая), шишки, орехи, жёлуди; корзина с листочками, кукла - Осень; игрушка – лиса; платочек.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 20 минут. Быстрая смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Занятие проводилось в чистом, проветренном, хорошо освещённом помещении. Здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, самомассаж, дыхательная гимнастика.

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывался: Во время проведения занятия, учитывала индивидуальные возможности детей. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Использование оборудования: На каждый момент занятия были подобраны наглядные материалы, соответствующие атрибуты эстетически оформленные, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.

Структура НОД:

  •  Вводная часть (организация детей) – 4 минуты.
  •  Основная часть (практическая деятельность) – 14 минут.
  •  Заключительная часть (подведение итогов) - 2 минуты.

Описание структуры НОД: для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части (рефлексия). Все они объединены единым сюжетом – игрой.

Вводная часть НОД: В первой части – организационной – решались задачи создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче. Длительность первой части - 4 мин

Основная часть НОД: В основной части деятельности решались познавательно – речевые и оздоровительные задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, задания поискового характера, дидактические пособия. Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников развитию речи. Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом. Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД. Длительность этой части составила - 14 мин.

Заключительная часть: В третьей, заключительной части обобщили знания детей. Длительность этой части занятия – 2 мин.

Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения: В ходе НОД использовала игровой метод, наглядный метод (с использованием игрушек, слайдов); словесный метод (беседа, напоминание, индивидуальные ответы, художественное слово); эвристический метод (выполнение ребёнком части работы самостоятельно). 

Вывод: Во время проведения образовательной деятельности были использованы разнообразные виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, что позволило  связать отдельные представления в целостную картину мира. Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей о элементарных представлений.  Для повышения активности детей мной были использованы специальные приёмы: 1) воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей; 2) элемент новизны, которое сразу сосредоточила внимание; 3) сама форма образовательной деятельности, чтение книги «Природа осеннего леса» заинтересовала детей и держала на высокой ноте в течение всего времени. В течение занятия прослеживалась речевая активность детей.

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, использовались вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Я считаю, что поставленные задачи в ходе занятия были решены. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым Воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Людмила Олеговна Непосредственная Образовательная Деятельность по развитию речи (познавательно-речевое развитие) Тема: «Прогулка по осеннему лесу»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы "Путешествие в зимний лес".

Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы.2. Воспитывать доброжелательность, любознательность.Обучающие:1. Расширять, обобщать знания и предс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Ходит осень по дорожкам…»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Ходит осень по дорожкам…»Цель: создание условий для формирования связной, гра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы На тему: «Ежик в гостях у детей»

Образовательная область: Речевое развитие.Интеграции: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальная деятельность».Цель: развивать ре...

Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень»»

Расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». Учить отвечать на вопросы воспитателя....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Тема:  «Ежик в гостях у детей»Образовательная область: «Речевое».Интеграции: «Познавательное», «Физическое», «Художественно - эстет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»...