Обучающая педагогическая технология по развитию речи детей с использованием интеллектуальных карт
материал по развитию речи
Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intelekt_karty_tehnologii.docx | 134.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»
«Малинка»
143900 Московская обл., г. Балашиха, тел: 8 (498) 726-58-00
Балашихинское шоссе, д.14 e-mail: malinka52@list.ru
http:bal-ds52.edumskо.ru
Обучающая педагогическая технология по развитию речи детей с использованием интеллектуальных карт
воспитатель Дергачёва А.В.
«Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Актуальность
В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.
Я считаю, что эффективной методикой для освоения знаний и развития связной речи, является метод интеллект - карт .
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. Способствует развитию всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. При этом появляется возможность развития речевых способностей старших дошкольников.
Цель:
Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт.
Задачи:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- развивать умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
- ознакомить педагогов с эффективным методомв образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;
- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Свойства интеллект - карты:
1.Наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
2.Привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
3.Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
4.Своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
5.Творчество (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
6.Возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
-Главная идея обводится в центре страницы.
-Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
В своей педагогической практике я применяю интеллект-карты следующим образом:
1 – направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 - направление Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам.
Последовательность работы:
1 вариант:
1.Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и словадействия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
Интеллект-карта по изученной теме «Фрукты»
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема « Фрукты».
3. От центра расходятся цветные ветви.
4. Подбираются картинки, которые относятся к фруктам.
5. От каждого фрукта также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому фрукту.
7. Дети составляют предложения.
Применяя данный метод, возникла необходимость составить варианты работы с интеллект-картами в зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей.
1 вариант – Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом. - Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.
2 вариант - Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.
- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка. Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.
3 вариант - Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его
4 вариант - Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям :
- обозначается тема (профессии); -дети составляют рассказ.
- дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения;
- по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.
Использование в работе метода интеллект-карт на логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями. Если говорить о психических процессах, то у детей: развивается способность к мышлению; развивается восприятие; память; творческие способности; воображение.
А в развитии связной речи: пополнился словарный запас; улучшилась лексико - грамматическая структура речи; дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Что это даёт ребёнку?
Использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Вся эта работа направленна на приобретение ребёнком интегративных качеств. У ребенка появляется любознательность, активность; овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
При организации работы добилась следующих результатов:
- Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект – карты, раскрыть детям свои способности, почувствовать свою успешность.
- Стимулировать речевую активность, расширить пассивный и активный словарь, компенсировать те проблемы, которые создавали трудности в речевом развитии детей.
- Составление интеллект карт вызвало огромный интерес у ребят.
Литература:
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов на Дону, 2011.
2.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Просвещение ,1994 .
4. Гербова В.В Развитие речи в детском саду. Мозаика-Синтез 2019.
5.Ушакова О.С. Развитие речи в детском саду. Сфера 2018.
6.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лекс...
НОД по развитию речи «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».
«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…» ...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»
Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....
Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
Развитие речи детей подготовительной группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ....
Мастер-класс для педагогов "Методы развития речи детей: ТРИЗ, Синквейн, интеллектуальные карты"
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется материал моего мастер-класса для педагогов по развитию детей. В нем раскрыто применение таких методов развитияречи как ТРИЗ, "Синквей...