Конспект НОД по развитию речи на тему "Лесные дары"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36 «НАЙЫРАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Конспект НОД по речевому развитию
не тему:
«Лесные дары»
Выполнила воспитатель
старшей группы №6
«Смешарики»
Марчин-оол И.В.
Кызыл-2020г
Тема: «Лесные дары»
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Вид занятия: Занятие - путешествие.
Формы образовательной деятельности: Совместная деятельность педагога с детьми.
Цель:
- Обогащать представление детей о дарах леса.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация и расширение словаря по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды».
- Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, речевого дыхания, силы голоса, логического мышления.
- Упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.
- Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
- Развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
- Воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Планируемый результат: Углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах. Пополняет словарный запас. Развивает навыки общения и речь. Стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор.
Оборудование и материалы: Слайдовая презентация, аудиозапись «Шорох листьев», «Вой ветра», Звуки осеннего леса», листья деревьев из картона для игры, грецкие орехи на каждого ребенка, игрушка белочка, корзина с орехами, елочки, деревья, разрезные картинки с изображениями грибов, картинки лесных и садовых ягод, схема пословицы, шапочки грибочков для музыкальной разминки «Грибы»
Методические приемы: Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций, подбор графических схем (моделирование). Лексико-грамматические упражнения, сюрпризный момент.
Словарная работа: Лесные дары, вой ветра, шорох листьев.
Предварительная работа: Беседа, отгадывание загадок, рассматривание осенних иллюстраций, использование игр и упражнений, составление альбомов на тему «Осень», «Деревья», «Ягоды», «Грибы», чтение художественной литературы.
Ход проведения досуга:
1.Организационный момент – развитие слухового внимания и логического мышления.
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся.
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? (Да!)
Воспитатель. Тогда, отгадайте загадку:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен, кто я такая?
Дети. Осень!
Воспитатель. Правильно, ребята, это письмо от осени. Давайте, посмотрим, что же пишет нам осень (открываю конверт, достаю бумажку). Ребята, осень приглашает нас в осенний лес полюбоваться лесными дарами, принимаем приглашение от осени? Хотите оправиться в осенний лес? (Да!)
Воспитатель. Но прежде чем идти в лес, отгадайте, что вы там увидите. Присаживайтесь на стульчики (загадываю загадки)
Весной веселят,
Летом холодят,
Осенью питают,
Зимой согревают
(деревья) (1 слайд)
В лесу под елкой крошки-
Только шапки да ножки
(грибы) (2 слайд)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
(ягоды) (3 слайд)
(После каждой отгаданной загадки на экране появляется картинка-отгадка)
Воспитатель. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А сейчас можно отправиться в лес (на экране появляется изображение осеннего леса с тропинкой) (4 слайд) А чтобы попасть в лес, нам нужно идти по этой лесной тропинке (показываю на изображение тропинки) Посмотрите, какой красивый осенний лес нас ждет. Пойдемте. Встаем друг за другом. Будем идти друг за другом, потому что тропинка узкая (включается аудиозапись «Шорох листьев» дети идут за воспитателем по лесной тропинке)
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Вдохните чистый лесной воздух. Вдох через нос, выдох через рот (3 раза) (включается аудиозапись «Вой ветра»)
Воспитатель. Вы слышите звуки ветра в лесу? Покажите, как он дует.
Дети. в-в-В-В-в-в… На одном выдохе – усиление и ослабление звука.
Воспитатель. Молодцы, ребята, а давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки (включается аудиозапись «Звуки осеннего леса»)
Воспитатель. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. Открываем. Ребята, кто что услышал? (Шуршание листьев, вой ветра, шум дождя)
Воспитатель. Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел. Скажите мне, пожалуйста, а чем же богат лес осенью? (Грибами, ягодами, орехами, целебными травами)
Воспитатель. Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья желтеют, краснеют, опадают, облетают, осыпаются, сохнут)
Воспитатель. Правильно, ребята, молодцы. А теперь пойдемте по тропинке дальше. Посмотрите, сколько опавших листочков в лесу. В лесу много разных деревьев. Соберите мне, пожалуйста, листочки и скажите, с каких деревьев они упали и как называются.
Воспитатель. Откуда упал твой лист?
1-й ребенок. Мой листик упал с березы, он березовый.
2-й ребенок. Я поднял тополиный листик, он упал с тополя.
3-й ребенок. А я поднял дубовый листик, он упал с дуба и т.д.
Воспитатель. Какие же вы молодцы ребята, разбираетесь в листьях и знаете название деревьев.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру с листочками. Образуем большой круг.
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь положите листья под елочку.
Посмотрите, нас встречает белочка. Она принесла для нас орешки (игрушка под елкой), берите по одному орешку из корзинки.
Воспитатель. Все взяли орешки? Давайте поиграем в игру с орешками
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
По ладошке покатаем
Силу пальчиков узнаем.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо поиграли, а теперь вернем белочке ее орешки? (Да!) (дети обратно кладут орешки в корзину) Спасибо тебе, белочка, ну а мы пойдем дальше.
Воспитатель. Ребята, скажите мне, а что еще растут в лесу кроме деревьев и грибов? (Ягоды)
Воспитатель. Да, ребята, ягоды растут. Посмотрите сколько, много ягод. Скажите мне, ребята, какие они, ягоды? (Сочные, вкусные, круглые, красивые, разноцветные, сладкие, кислые)
Воспитатель. Я предлагаю поиграть в игру с ягодами. Здесь лежат лесные и садовые ягоды. Выберите себе понравившуюся ягоду, и скажите, как ягода называется, и где она растет (дети называют название своих выбранных ягод, и говорят, где они растут)
(на экране появляется Лесовик – кукла) (5 слайд)
Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам пожаловал Лесовичок.
Лесовик. Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы пожаловали в наш лес! У меня в волшебной корзине рассыпанные части грибов, я не могу понять, что за грибы. Помогите мне, соберите и назовите их.
Воспитатель. Ребята, соберем Лесовику грибы? (Да!)
Воспитатель. Посмотрите, на столах лежат рассыпанные части грибов, вы должны их собрать в одно целое (дети собирают части грибов в одно целое, и называют название гриба, определяют, съедобные или несъедобные)
Воспитатель. Молодцы ребята, о грибах вы много знаете.
Лесовик. Спасибо дети, за это хочу с вами поиграть и хочу проверить вас, угадайте, пожалуйста, по схеме одну пословицу:
(Дети произносят пословицу по схеме)
Не всякий гриб
В кузовок кладут
Собирай по ягодке
Наберешь кузовок
Воспитатель. Ну что Лесовичок, справились ребята с заданием?
Лесовичок. Да, какие вы молодцы! А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы потанцевали. Я превращаю вас в грибы.
Воспитатель. Ребята, давайте превратимся грибочков (покружились)
(дети надевают шляпы – грибы и становятся врассыпную)
Мы грибы Антошки, Вани и Сережки
Вверх растем, стараемся, к солнцу поднимаемся
Дождиком умылись мы
Листиком прикрылись мы
Сосчитай-ка до пяти
И попробуй нас найти.
Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо потанцевали, а теперь обратно превращаемся в детей (покружились)
Лесовичок. Молодцы ребята, вы замечательно справились с моими заданиями, я приготовил и прислал вам сюрприз.
Воспитатель. Вот ребята, сюрприз, который вам прислал Лесовичок, лесные дары! А теперь ребята, нам пора обратно возвращаться в детский сад. Чтобы попасть в детский сад, нам нужно идти по той же тропинке, по которой пришли.
(включается аудиозапись «Шорох листьев», дети идут за воспитателем по лесной тропинке)
Воспитатель. Вот мы и вернулись в наш родной детский сад. Ребята, вам понравилось в лесу? Что больше всего вам понравилось? Чем вы сегодня занимались в лесу? Вы бы хотели еще раз попасть в осенний лес?
Дети. Мне понравилось:
- отгадывать загадки,
- угадывать с какого дерева упал листик,
- играть в игру с орешками,
- играть в игру с ягодами,
- помогать, Лесовичку собрать грибы,
- танцевать танец грибочков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста «Дары Осени»
Познавательно-речевое занятие "Дары Осени" для детей среднего возраста по расширению и уточнению знаний о фруктах....
конспект занятия по развитию речи "Дары осени"
закрепить знания детей о грибах, овощах, фруктах и ягодах...
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста №1 "Дары осени"
В работе представлен план-коспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста №1 (ясельной группе)....
Конспект занятия по развитию речи с использованием игрового набора «Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»
Знакомство с детской«литературой»....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дары Осени».
НОД для средней группы по развитию речи по теме осень...
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Дары леса: грибы».
Конспектзанятия по развитию речи во 2 младшей группеТема: «Дары леса: грибы».Цели: Закреплять словарный запас по лексической теме "Грибы", развивать словесно-логическое мышление,...