конспект занятия по развитию речи "Дары осени"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
закрепить знания детей о грибах, овощах, фруктах и ягодах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dary_prirody.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 67 «НАДЕЖДА»
Конспект занятия
По развитию речи в средней группе
«Дары осени»
Разработала воспитатель: Романова Л. В. 1 категория
Г. Набережные Челны
2011 год
Тема занятия: «Дары осени».
Программное содержание:
- учить формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между явлениями живой и неживой природой;
- расширять знания детей о природе родного края;
- закреплять знания детей о грибах, ягодах, овощах, фруктах; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; закрепить обобщающие понятия «грибы», «ягоды», «овощи», «фрукты»;
- продолжать формировать умение выражать свою точку зрения, проявлять внимательное отношение к настроению и самочувствию героев;
- развивать звуковую культуру речи;
- воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: украшение группы листочками , букетами из осенних листьев и рябины, картины и иллюстрации с изображением осеннего леса, цветов, грибов, ягод, овощей, фруктов; муляжи: грибов, овощей, фруктов.
Предварительная работа: проведена групповая выставка с участием родителей «Дары осени» и «Осенние букеты»; рисование на темы: Золотая осень», «Осень в лесу», «Урожай собирай»; лепка «Овощи», «Фрукты», аппликация на темы: «Фрукты в вазе», «Осенний букет».
Ход занятия:
- Осень скверы украшает разноцветною листвой. Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой. На полях идет уборка – собирают люди хлеб. Тащит мышка зерна в норку, чтобы был зимой обед. Сушат белочки коренья, запасают пчелы мед. Варит бабушка варенье, в погреб яблоки кладет.
- Ребята, вспомните, как называется время года, когда мы с вами много гуляли, купались, загорали, было жарко? ( Ответы детей: «Лето». ) - Лето закончилось и наступила не менее прекрасная пора осень: красивая, богатая на урожаи овощей и фруктов, щедрая на дожди, ветра и холода. Сегодня утром пришла я в детский сад и встретила, как думаете кого? (Дети угадывают.) Сама Осень ходила по нашему саду. Заглянула она к нам, взмахнула своей волшебной веточкой, и превратила группу в красивый «золотой» лес, взмахнула еще раз и появились ее подарки (показываю на грибы, цветы, овощи и фрукты). Взмахнула третий раз и в ее корзину «посыпались» загадки, игры, пословицы, стихи, песенки и сказки. Отдала она мне эту корзинку, сказала что мы с ней встретимся на празднике «Золотой осени» и ушла. Давайте все вместе посмотрим, что находится в корзине? ( Приоткрываю корзину, раздается песня и входит Машенька.)
Воспитатель: Гуляла Машенька по лесу, Погожим утром ранним. Сбивала прутиком росу, На ягодной поляне. Венки красивые плела, Да землянику ела. Гуляла Машенька одна И по тихоньку пела.
Машенька: Ягодка красная Земляничка спелая От чего ты красна? - На пригорочке росла, Да на солнышке цвела, Вот я и поспела.
(Маша идет и находит гриб). Машенька: Что это? Под кочкою крошка, Только шляпка, да ножка.
Воспитатель: Ребята, что нашла Маша? ( Гриб.) А как этот гриб называется? ( Мухомор. ) А вы узнали девочку, из какой она сказки? ( «Маша и медведь» )
Воспитатель: Машенька, а почему ты гуляешь в лесу одна, где твои подружки?
Машенька: Не знаю. АУ – АУ – АУ!!! Кажется я заблудилась, кто мне сможет помочь, ребята, может вы знаете? - Маша расстроилось, (варианты ответов детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое настроение у Маши? (плохое, грустное) А как вы догадались? (Ответы детей: лицо у нее грустное, глаза печальные, ротик не улыбается, голова опущена вниз)
Воспитатель: Да, Машенька огорчена, расстроена, но мы с вами ей сможем помочь. Мы же совсем забыли про корзинку, а там я видела письмо. (Из корзины достается письмо и читается, что когда она ответит на вопросы и соберет осенний букет, тогда она сможет найти дорогу домой в деревню.)
Машенька: А где я смогу найти сейчас цветы, сейчас осень и цветов уже нет. Я еще маленькая и на вопросы не умею отвечать.
Воспитатель: Ребята, поможем Маше? За ваши правильные ответы я буду давать вам красивую веточку, потом из них вы составите осенний букет и подарите Маше. Согласны? Видишь, Машенька, ребята тебе помогут, оставайся с нами и не переживай. Слушайте внимательно, первое задание «Отгадай загадку и придумай ласковое название».
- Он большой, крепкий, на большой белой ножке, коричневая шляпка.
Смотреть на него – одно удовольствие. ( Боровик)
Назовите его ласково. (Боровичок)
- «Рыжая сестричка, и зовут ее?» (Лисичка).
- «Сам весь белый. Шляпка напоминает воронку. Хорош когда посолят». (Груздь) Назовите его ласково… (Груздочек)
- Тяжелая шляпка, крепкая ножка, растет под осиной. (Подосиновик – подосиновечек)
- Яркая шляпка, серая ножка, растет под березой. (Подберезовик – подберезовичек)
- Сам красавец, в красной шляпке в белую горошину. Стоит на белой длинной ножке. ( Мухомор – мухоморчик )
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете грибы и как они называются. Кто правильно угадал, возьмите по одной веточке. Ребята, а хотите прямо сейчас оказаться в лесу и прособирать грибы и ягоды? Давайте представим, что мы на лесной полянке, где много грибов и ягод. Но сразу скажу вам по секрету, что здесь живет хозяин-леса - он косолапый и большой, и не только любит мед, но и грибы с ягодами. Кто же это? (Медведь)
Дети играют в игру «У медведя во бору».
Воспитатель: Задание про грибы мы выполнили, посмотрим в корзину что еще Осень там приготовила для нас. Читается задание - Вспомнить и назвать овощи с фруктами. Разложить фрукты и овощи в разные корзины, а так же отгадать их на вкус.
Машенька: Ребята, молодцы вы так много назвали овощей с фруктами. А знаете ли вы пословицы и стихи про них? (Чтение стихов и рассказывание пословиц детьми) Какие вы молодцы!
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки про овощи и фрукты, и угадывать их на вкус. Отгадки перед вами на столе. Отгадав загадку и узнав на вкус правильно вы получите веточку для букета.
- Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Сама оранжевая, а коса зеленая. Она вкусна и полезна.
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.
- Сидит модница на грядке, на голове платков десятки. И где тут нос, и где тут рот, Никто никак не разберет?
- Не красавица собой темна. Ее жарят, варят, запекают, кормилицей называют. Что это?
- Ярко желтый, ароматный, кисловатый вкус приятный, хорош с чаем он. Называется?
Воспитатель: А сейчас с Машей поиграем в игру «Подскажи слово», т.е. назвать овощ, фрукт, гриб, ягоду. ( например: длинный – огурец, кислый – лимон, сладкая - морковь, душистая - груша, круглое - яблоко, горький – лук, и т.д.)
Машенька: Ребята, а вы знаете как заготавливают фрукты, овощи и грибы на зиму, и что из них делают?
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто у нас лучшая хозяйка?» Отвечать можно хором, только словами: «да» и «нет».
Яблоко – это овощ? (нет), это фрукт? (да), из яблока варят варенье? (да). А что еще? (павидло, компот, сок).
Помидор – это фрукт? (нет), это ягода? (нет), это овощ (да). Его сушат? (нет) Солят? (да). А что еще делают? (сок, салат)
Грузди – это грибы? (да). Их сушат? (нет). Сок делают (нет). Солят (да).
Вишня – это овощ? (нет), это ягода? (да), Что делают из вишни? (сок, компот, варенье). ( Сразу после ответов, раздаются детям веточки )
Машенька: Вы такие хорошие хозяйки и хозяева, так много знаете, что можно готовить из овощей и фруктов, вы молодцы.
Воспитатель: А сейчас ребята, возьмите веточки для букета Машеньки. Посмотрите, как много у вас веточек, давайте сделаем из них букет для Маши. ( Дети составляют букет и отдают его Машеньке ).
Воспитатель: Машенька, посмотри какой красивый букет ребята сделали для тебя ребята. Букеты можно делать не только летом из цветов, но и осенью из красивых осенних веток и листьев.
Машенька : Теперь я знаю, что букеты бывают осенние и они то же очень красивые.
Воспитатель: Ребята, как по вашему, изменилось настроение у Маши? Какое оно стало? (ответы детей: радостное, веселое, хорошее). Почему вы так решили? (ответы детей: лицо – веселое, глаза - радостные, ротик – улыбается). Машенька очень рада и теперь она знает, как вернуться к бабушке и дедушке домой. Давайте попрощаемся с ней.
Машенька: Я так рада, ребята, что вы мне помогли и сейчас мне пора уходить домой. До свидания.
Воспитатель: Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? (игры, стихи, Машенька и т.д.) А мне понравилось, как вы занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"
Конспект, где представлено много интересного для ребят....
Конспект занятия по развитию речи "Осенние забавы"
занятие для детей первой младшей группы...
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Тема: Осень.Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....
Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай" с использованием современных образовательных технологий
Конспект "Осенний урожай" (презентацией)...
Конспект занятия по развитию речи " Осенний лес"
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Осенний лес»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.Сочинение сказки «Осенью в лесу».Цель:- развитие детского словесног...
Конспект занятия по развитию речи "Осень" с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мнемотехники....
Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста.
Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста....