Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения) Развитие связной речи «В мире мудрых пословиц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программные задачи:
Образовательные: - Обучать составлению творческих рассказов по пословицам. - Продолжать обучать пониманию простого и переносного смысла пословиц. - Отработать умение подбирать антонимы к словам именам существительным.
- Формировать умения применять пословицы в различных жизненных ситуациях. - Активизировать словарь по теме: «Русское народное творчество».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать конструктивное и творческое воображение, абстрактное мышление. - Способствовать снятию психического напряжения и создать возможность для самовыражения.
- Развивать интонационные характеристики речи и умение выразительными движениями передавать образ.
-Отработать умение пользоваться объяснительной речью.
Воспитательные: - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию русского народа.
- Способствовать созидательному отношению к своему поведению.
-Обогащать внутренний мир ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема занятия в подготовительной логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения): Развитие связной речи «В мире мудрых пословиц»
Цель: Дети самостоятельно составят творческие рассказы по пословицам.
Программные задачи:
Образовательные: - Обучать составлению творческих рассказов по пословицам. - Продолжать обучать пониманию простого и переносного смысла пословиц. - Отработать умение подбирать антонимы к словам именам существительным.
- Формировать умения применять пословицы в различных жизненных ситуациях. - Активизировать словарь по теме: «Русское народное творчество».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать конструктивное и творческое воображение, абстрактное мышление. - Способствовать снятию психического напряжения и создать возможность для самовыражения.
- Развивать интонационные характеристики речи и умение выразительными движениями передавать образ.
-Отработать умение пользоваться объяснительной речью.
Воспитательные: - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию русского народа.
- Способствовать созидательному отношению к своему поведению.
-Обогащать внутренний мир ребёнка.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: «В мире мудрых пословиц»
- Карты с рисунками прямого значения пословиц.
- Выставка книг с малыми фольклорными формами.
- Схема с зашифрованной пословицей.
- «Мини-книжки» по количеству детей.
- Аудиозапись русских народных мелодий.
Предварительная работа:
- Чтение, разучивание устных малых фольклорных форм (с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, родителями). (См. «Поговорки для Егорки» (В. Волина), подборка книжек - малышек с русскими народными фольклорными формами).
- Чтение художественных произведений «Коли делать нечего», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Одно дело делаешь, другого не порть» (Л.Н. Толстой), «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей» «Слон и Моська» (И. Крылова), «Лиса и Журавль» (русская народная сказка), «Белка и волк» (Л. Толстого).
- Рисование на тему: «В мире русских народных пословиц»
- Свободное рисование «Как я понимаю пословицу?»
- Дидактическая игра «Минутки радости».
- Решение проблемной ситуации в сказке «Два жадных медвежонка».
- Прослушивание аудиодисков: «Мои первые сказки», «Русские народные сказки. Сборник» - в 3 частях, Аудиоэнциклопедия: «Как жили на Руси. Путешествие в страну знаний»
Ход занятия:
Организационный момент: Дети рассматривают книжную выставку.
Воспитатель: На нашей выставке собраны произведения русского народного творчества. Назовите их.
Дети: русские народные сказки, сказания, заклички, былины, потешки, дразнилки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, считалки, загадки, причты, ярмарочный кукольный театр, чистоговорки, скороговорки
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У русского народа для всякого случая есть своя пословица — короткая Мудрая мысль, поучение, как правильно поступать, а как не правильно. Чему нас учат пословицы?
Дети: Пословицы учат нас смелости,
- верности,
- дружбе,
- трудолюбию,
- преданности,
- мудрости,
- бережливости,
- уму,
- храбрости,
- справедливости,
- правдивости,
- честности.
2. Игра «Скажи наоборот» Подбор слов-антонимов.
Воспитатель: Много пословиц придумал русский народ.
Есть пословицы о правде, а есть...
1Ребёнок. Пословицы о лжи.
Воспитатель: Пословицы о труде, а...
2 Ребёнок. Пословицы о лени.
Воспитатель: Пословицы о войне а...
3 Ребёнок. Пословицы о мире.
Воспитатель: Пословицы о горе, а...
4 Ребёнок. Пословицы о счастье
Воспитатель: Пословицы о родителях, а...
5 Ребёнок. Пословицы о детях.
Воспитатель: Пословицы о лентяях, а …
6 Ребёнок. Пословицы о мастерах.
Воспитатель:Пословицы о храбрецах, а …
7 Ребёнок. Пословицы о трусах.
Воспитатель:Пословицы о чужбине, а
8 Ребёнок. Пословицы о Родине.
Воспитатель:Пословицы о предательстве, а...
9 Ребёнок. Пословицы о дружбе.
Воспитатель:Пословицы о совести, чести а...
10 Ребёнок. Пословицы о бесчестии.
Воспитатель:Пословицы о зле, а…,
11 Ребёнок. Пословицы о добре.
Воспитатель: Пословицы о транжирстве, а …,
12 Ребёнок. Пословицы о бережливости.
Воспитатель: Пословицы о жадности, а...
13 Ребёнок. Пословицы о доброте.
Воспитатель: Есть пословицы о баловстве, а есть …
14 Ребёнок. Пословицы о воспитанности.
3.Понимание прямого и переносного смысла пословиц
Воспитатель: Вы уже знаете много различных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них. Выберите карточку с картиной, догадайтесь о какой пословице идёт речь, и по-своему объясните её смысл.
Дети берут 1 карту с рисунком, на которой изображено то, о чем говорится в пословице (прямой смысл). Садятся на стулья и называют пословицу и своими словами объясняют переносный смысл пословицы.
Воспитатель: Итак, узнай пословицу и по-своему объясни, значение этой пословицы.
1) Кто людям добра желает - тот сам его добывает!
2) Грамоте учиться - всегда пригодится.
3) Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
4) Нет здоровья - нет и счастья.
5) Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.
6) Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.
7) Зависть здоровья забирает.
8) В правде - сила.
9) Когда у друзей лад, каждый этому рад.
10) Что сейчас убежит, завтра не догонишь.
11) Маленький труд лучше большого безделья.
12) Любую болезнь лечит доброе слово.
4 Воспитатель: Миша и Данил приготовили стихотворение- шутку «Ссора друзей» Послушайте его, пожалуйста, и постарайтесь подобрать подходящие пословицы.
Инсценирование стихотворения - шутки «Ссора друзей». А другие дети пробуют догадаться и подобрать подходящую пословицу, объясняя свой выбор.
Миша: - Кто кого обидел первый?
Данил: - Ты меня!
Миша: - Нет, ты меня!
Данил: - Кто кого ударил первый?
Миша: - Ты меня!
Данил: - Нет, ты меня!
Миша: - Мы же раньше так дружили?
Данил: - Я дружил!
Миша: - И я дружил!
Данил: - Что же мы не поделили?
Миша: - Я забыл!
Данил: - И я забыл!
Примерные пословицы:
Когда у друзей лад, каждый этому рад.
Кто людям добра желает - тот сам его добывает!
Дружба - в делах помощница.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.
Вместе тесно, а врозь скучно!
В трудную минуту - друг всегда рядом!
Человек без друзей, что дерево без корней.
5. Ф/М: «Книги»
Много книжек есть на свете, - руками над головой и на цыпочки.
Читать их очень любят дети. - руки «книгой - открыть, закрыть
Если книги мы прочтем, - правой ладонью гладить левую на каждое слово
То узнаем обо всем: - тоже со сменой рук
Про моря, про океаны, - волнообразные движения руками, показать просторы океана
Удивительные страны. - руки под подбородок
Про животных прочитаем - скачем как зайцы
И про пословицы узнаем. - русский поклон.
6. Воспитатель:А пословицу можно не только объяснить, или применить к жизненной ситуации. Пословицу можно изобразить. Попробуйте показать нам пословицу, а другие дети её отгадают.
«Изображаем пословицу» - аудиозапись.
1) Без труда - не вынешь и рыбку из пруда!
2) Нет друга - ищи, а нашёл - береги!
3) Трусливому зайке, и пенёк - волк.
4) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
5) Дружба - в делах помощница.
Как много пословиц о дружбе знают мои дети.
7. Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать ребусы. И сегодня я приготовила зашифрованную пословицу. Какую пословицу я загадала?
Семь пятниц на неделе.
А какие вы ещё знаете пословицы связанные с днями недели?
Не откладывай на понедельник то, что можно выполнить в воскресенье.
Логопед: Всем понятен смысл этих пословиц. Тогда попробуйте придумать интересные творческие рассказы, использовав эти мудрые пословицы.
Дети придумывают творческие рассказы.
Логопед: Замечательные получились у вас рассказы. А старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, они украшают нашу речь. А людей, которые их используют делают мудрее и добрее.
Воспитатель: Я благодарю вас за работу на занятии. Вы все старались. Оцените свою работу с помощью оценочных карточек.
Известно: дом без книги - что без окон. А я предлагаю вам создать свою книгу: книжку - малышку. Вспомните любую русскую народную пословицу, придумайте сказку или рассказ и нарисуйте иллюстрации к вашему произведению. А затем принесите в детский сад и порадуйте своих друзей и нас взрослых. Договорились. А сейчас занятие закончено. Большое спасибо вам за внимание и старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».
Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи" Насекомые наши друзья"
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Насекомые наши друзья&ra...
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»
Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....