Конспект интегрированной НОД "Необыкновенная посылка" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: развитие речи посредством познавательно- исследовательской и экспериментальной деятельности. Задачи: ОО "Познавательное развитие": - дать представление о некоторых свойствах апельсина; - учить творчески использовать знания,полученные в процессе исследования объекта; - учить видеть объект с различных позиций("Ах и Ох") и обосновывать свою точку зрения. ОО "Речевое развитие": - развивать умение правильно формулировать вопросы по признакам предмета, подбирать и использовать сравнения(дидактическая игра "Карусель"); - учить составлять загадки,используя отрицательную частицу "не" и союз - противопоставление "но",вставкой слов-связки "но не"(дид.игра "Волшебные слова"); - учить составлять предложения со связью "потому что"; - дать детям представление,что междометия "ах" и "ох" тоже слова,которые обозначают чувства; - учить составлять рассказ,используя мнемодорожки. ОО "Социально- коммуникативное развитие: - воспитывать в детях доброжелательность,отзывчивость(помощь персонажам из м/ф и друг другу); - развивать навыки совместной исследовательской деятельности, умение ставить перед собой задачу и находить пути её решения. ОО "Художественно- эстетическое развитие": - развивать творческие способности. ОО "Физическое развитие": - закрепить знания детей о пользе апельсина для здоровья; - использовать здоровьесберегающие формы организации НОД. Методы и приёмы: -сюрпризный момент(почтальон Печкин с посылкой); - мотивация (помощь мамонтёнку и сыщику); - динамичная дидактическая игра "Карусель"); - дидактическая игра "Волшебные слова"; - малоподвижная дид. игра "Ох и Ах"; - эксперименты "Плавающий апельсин" и "Кто стрелял?"; - работа по мнемодорожкам "Совмести несовместимое"; - коллективное сочинение истории для нового мультфильма. Материал и оборудование: - мультимедийное оборудование; - дидактическое поле для игры "Карусель" - предметные карточки для игры "Волшебные слова"; - магнитная доска с магнитами; - мяч для игры "Ох и Ах"; - апельсины (по 2 на каждого ребёнка); - прозрачные ёмкости с водой для эксперимента "Плавающий апельсин"; - салфетки и клеёнки на стол; - воздушные шары для эксперимента "Кто стрелял?"(по кол- ву детей); - карточки- мнемодорожки; - костюм почтальона Печкина. Дифференцированный подход. Игра "Карусель" проводится по подгруппам.В первую входят дети, легко усвоившие правила игры, умеющие свободно задавать вопросы и подбирать сравнения.Им предлагаются карточки с более сложными к формулировке признаками.Вторая подгруппа сможет использовать образец ответов своих товарищей.Им достаются признаки,вопросы к которым легче сформулировать Предварительная работа: - изучение ТРИЗ- технологий в применении к ДОУ и работа по ним с детьми; - экперементально- исследовательская деятельность с детьми по плану; - просмотр м/ф дома и в ДОУ "Ох и Ах", "38 попугаев", "Мама для мамонтёнка" ,"По следам бременских музыкантов"; - работа по проекту "Как создаются мультфильмы?"; - опрос и наблюдение за детьми "Тебя не пугает звук лопающегося шарика?"; - опрос родителей на предмет аллергии на апельсины у детей; - подбор и изготовление дидактического наглядного материала; - подготовка видеоматериала; - подготовка оборудования и материала для экспериментирования; - оформление помещения "Студия "Союзмультфильм". Ход образовательной деятельности (На экране картинка с иллюстрацией "Студия "Союзмультфильм".На стенах - изображения героев советских мультиков.Дети входят в помещение.) Воспитатель - Ребята, сегодня герои наших с вами любимых мультфильмов пригласили нас в свою студию.Здесь создаются мультфильмы.Посмотрите , сколько знакомых персонажей. (Раздаётся стук в дверь.) Воспитатель - Кто там?(Звучит запись из м/ф "Каникулы в Простоквашино":"Это я почтальон Печкин принёс посылку.Только вам я её не отдам, потому что у вас документов нет.(Входит почтальон Печкин (переодетый взрослый) с посылкой) Воспитатель -Есть у меня документ.Вот, посмотрите - это мой паспорт.Где нужно расписаться?Спасибо.До свиданья.(Воспитатель берёт посылку.Печкин уходит.Воспитатель возвращается с посылкой к детям) Воспитатель - Ребята, посмотрите, почтальон Печкин принёс нам посылку.Какой тяжёлый ящик!Интересно,что в нём?А вам интересно?Смотрите, на ящике что то написано: "Ты загадку отгадай, и что в ящике, узнай."Это мы умеем.Правда,ребята? С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. (Дети:"Апельсин". Воспитатель открывает посылку.) Воспитатель -Вот это да! Сколько апельсинов!Кто же их прислал нам? Посмотрите,здесь ещё что то есть.Это диск с видеописьмом.Сейчас я установлю его в компьютер... (На экране появляются персонажи из м/ф "38 попугаев") Мартышка - Привет, друзья! Вам понравилась наша посылка? Вы ,конечно, можете сразу всё съесть и всё...И все?Как не интересно. Слонёнок - А что же ещё с ними делать?Извините. Попугай - Исследовать! Апельсин - это прекрасный объект для исследований и экпериментов! Удав - Зачем?Зачем исследовать? Попугай - Чтобы узнавать. Удав - Зачем узнавать? Попугай - Чтобы творить и изобретать. Мартышка - Да.И создавать новое.Например, новый мультфильм. Удав - Не понимаю! (На экран возвращается картинка "Студия "Союзмультфильм"") Воспитатель - А я,кажется,понимаю. Мартышка и её друзья хотят,чтобы мы исследовали апельсины, а потом придумали про них новый мультфильм. Ребята, вы согласны стать исследователями и не сразу съедать эти апельсины?("Да!")Тогда я прошу вас подойти ко мне и присесть на стульчики.Начать свои исследования я предлагаю с хорошо знакомой вам игры "Карусель",а объектом исследования у нас сегодня будет апельсин.(Воспитатель помещает апельсин в центр игрового поля.)Я вам напоминаю, что каждая остановка на нашей карусели обозначена карточкой - символом какого- нибудь признака объекта.Например, "цветик- семицветик" - это цвет, "термометр"- это температура, "весы"- соответсвенно,вес и так далее.Оказавшись на остановке, вы должны правильно сформулировать по своему признаку объекта и сами ответить на этот вопрос,добавив сравнение.Например, апельсин какой по весу?Лёгкий, как чашка, или тяжёлый,как ботинок.Оба ответа будут правильные,ведь это ваше личное ощущение и мнение.Всё понятно? Карусель вращается- игра начинается. (Проводится игра "Карусель") Воспитатель - Ребята,мы с вами определили признаки апельсина.И теперь мы можем с помощью этих признаков сами сочинить загадку.Я предлагаю вам поиграть в игру "Волшебные слова". Давайте подойдём к магнитной доске.(Воспитатель на магнитной доске выкладывает слова "НО НЕ".Ребята,сначала мы называем признак(выкладываем картроку- символ) и называем его, потом произносим волшебные слова "но не" , а затем ставим картинку- сравнение и называем.(Проводится игра "Волшебные слова": Материал - сочный,но не ягода; Форма - круглый, но не мяч; Цвет - оранжевый, но не солнце, Вкус - вкусный(сладкий,кисло- сладкий), но не конфета; Части - с кожурой, но не картошка; Место- на дереве, но не яблоко; Запах- ароматный, но не цветок; Температура- прохладный, но не мороженое; Рельеф- бугорчатый, но не ковёр.(Возможно, .дети придумают другие варианты.) Воспитатель - Молодцы, ребята! Вот какая длинная и содержательная загадка у нас получилась.Сколько признаков апельсина она содержит?(Дети:"Она содержит девять признаков апельсина.) Воспитатель - Правильно. (Звучит музыка из м/ф "Мама для мамонтёнка") Воспитатель - Ребята, вы узнали, чья это песня? (На экране появляется мамонтёнок) Мамонтёнок - Здравствуйте, ребята.Я бы тоже хотел отправить несколько апельсинов моим друзьям к берегам холодных морей далёкой северной земли.Но на наших островах, к сожалению,нет почты.Не могли бы вы мне что- нибудь посоветовать? Воспитатель - Ребята, у вас есть какие- нибудь идеи? Мамонтёнок может как то отправить апельсины своим друзьям?(Дети рассуждают и приходят к выводу, что можно попробовать отправить апельсины по воде.) Воспитатель - А чтобы выяснить, могут ли апельсины плавать, давайте проведём эксперемент.Подойдите, пожалуйста,к рабочим столам и посмотрите, что здесь приготовлено.(На столах тазики с водой, по 1 очищенному апельсину в одноразовых тарелках, лупы, салфетки- по количеству детей) Воспитатель (демонстрирует карточки- схемы,выполненные детьми в ходе прошлых опытов с водой) - Ребята, давайте вспомним, какие предметы плавают?(Дети: "Плоские по форме, лёгкие, не впитывающие воду") Воспитатель - Верно.А что вы можете сказать об апельсине до того,как опустите его в таз с водой?("Апельсин не плоский и не лёгкий")Да.Я даже очистила апельсины от корки для чистоты эксперимента.Как вы думаете, утонут наши апельсины или будут плавать на поверхности воды?(Ответы детей)Давайте проверим.(Дети опускают очищенные апельсины в воду.Воспитатель задаёт вопросы индивидуально:"Что ты сделал?Что получилось?Апельсин впитал в себя воду?("Нет")А как ты узнал?("Я достал апельсин.Воды в тазу не стало меньше.) Но он всё - таки утонул?Значит мы можем сделать вывод?(Дети: "Да.Апельсины не плывут,а тонут.") Воспитатель - А вы не поторопились?Ведь мы провели эксперимент с очищенным апельсином.Я предлагаю вам взять из ящика по одному апельсину и повторить экперимент.(Дети выполняют.Педагог обращается индивидуально с просьбой прокомментировать свои действия и результат.) Воспитатель - Как же так получается?Ведь апельсин в кожуре должен быть тяжелее, чем очищенный, а значит быстрее пойти ко дну! Вы можете мне объяснить такое неправильное поведение апельсина?(Дети рассуждают.) Воспитатель - Ребята, давайте возьмём лупы и рассмотрим апельсиновую кожуру внимательно.Что вы видите?(Дети:"На кожуре апельсина есть ямочки и бугорки) Воспитатель- Верно.В этих ямочках содержится воздух.А воздух легче воды или тяжелее?(Дети:"Воздух легче воды.") Воспитатель- Правильно.А в бугорках есть такое вещество ланолин, оно очень полезное для людей и растений, но ,если попадёт в глаза, будет больно.Ланолин- вещество едкое и маслянистое.Ребята, кто скажет,что легче вода или масло?(Дети: "Масло") Воспитатель - Поэтому кожура апельсина не тонет и удерживает на поверхности воды весь апельсин.Так что же мы можем посоветовать мамонтёнку? (Дети: "Чтобы мамонтёнок отправил апельсины своим друзьям по воде.) Воспитатель - А если они расплывутся в разные стороны?(Дети:"Нужно положить их в сетку.") (На экране появляется изображение мамонтёнка: "Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! До свидания! Воспитатель - Молодцы,ребята! А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и подвигаться.Вы помните мультфильм про человечков, имена которых были Ох и Ах?Как вы думаете,почему их так назвали?(Дети: "Ох во всём видел плохое, а Ах- хорошее.") Воспитатель - Правильно.Потому что эти короткие слова обозначают чувства."Ах!"- это какое чувство?(Дети:"Это чувство радости,восторга,восхищения") Воспитатель - А что можно выразить словом "Ох"?(Дети:"Словом "ох" можно выразить огорчение, грусть,усталость...") Воспитатель - Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру "Ох и Ах".Встаньте,пожалуйста,в круг.Я буду бросать кому - нибудь мяч и при этом произносит одно из этих слов.Если скажу "Ах!",поймавший мяч должен представить,что он весёлый Ах, который поймал апельсин и сказать: "Хорошо, потому что..."и объяснить, почему апельсин хорошо, а если скажу "Ох", то вы скажете:"Плохо, потому что..."и представить,чем же Уможет апельсин не угодить ворчливому Оху.Условия игры всем понятны? (Проводится игра с мячом "Ох и Ах".) (Звучит песня сыщика из м/ф "По следам бременских музыкантов".На экране появляется сыщик: "Здравствуйте, мои юные друзья, разрешите перейти сразу к делу.А дело в том, что в моём расследовании образовалась одна проблема.Свидетели слышали звук выстрела, а очевидцы утверждают, что стрелял апельсин! Но ведь этого не может быть! Ведь апельсин не снайпер какой - нибудь,а цитрус! Как же он может стрелять? Воспитатель - Ребята, вы хотите помочь сыщику? Он сказал, что у него в следствии появилась проблема.Кто сможет её сформулировать? (Дети: "Говорят, что стрелял апельсин, но апельсин стрелять не может.") Воспитатель - А что мы делаем с проблемой?(Дети:"Превращаем её в задачу.") Воспитатель - Правильно.И какую задачу вы поставите перед собой в этом случае?(Дети:"Сделать так, чтобы апельсин выстрелил.") Воспитатель -Ну, давайте попробуем.Что мы делаем дальше?(Дети:"Ищем ресурсы.") Воспитатель - Молодцы!Давайте посмотрим на столы.Дополнительно мы можем взять только один предмет.Что вы возьмёте?(Дети:"Шарик.")Почему?(Дети:"Потому что он лопается со звуком выстрела") Воспитатель - Верно.А как нам связать между собой шарик и апельсин?(Предположения детей.)Вспомните,какой едкий сок в апельсиновой кожуре.Давайте проведём следственный эксперимент.Попробуйте надавить на кусочек кожуры и брызнуть её соком на шарик.Что произошло?(Дети: шарик лопнул".Как вы думаете, теперь у сыщика есть проблема в следствии?(Дети:"Нет.") (На экране появляется сыщик: "Да вы настоящие гении сыска! Спасибо вам, ребята!) Воспитатель - Ребята, мы с вами исследовали апельсин, выявили много его признаков и свойств, и теперь можем придумать интересную историю про апельсины для нового мультфильма. Правда?Помогут нам в этом вот такие карты - подсказки.Но, чтобы разобраться, кто начнёт рассказывать нашу историю, а кто продолжит, вам нужно выстроиться в очередь.Обратите внимание на свои значки.На каждом- своя картинка, но все вместе они представляют собой цепочку превращения семечки апельсина в апельсиновый сок.Ваша задача- правильно восстановить эту цепочку.(Дети выстраиваются в соответствии со значком.) Воспитатель - А теперь каждый из вас в порядке очереди будет подходить ко мне, брать свою карту(параллельно изображение проецируется на экран), рассмотрит её внимательно и попробует придумать по ней предложение. (Дети составляют рассказ с использованием мнемодорожки) Воспитатель -Ну как,ребята, получилась у нас история?Может быть, когда- нибудь по ней создадут новый мультфильм. А сейчас нам пора возвращаться в группу.Вам понравилось сегодня в студии "Союзмультфильм"?Что нового вы узнали?Кому помогли?Что было особенно интересно?В чём вы затруднялись? Сегодня мы учились главному.Мы учились использовать свои знания,полученные при исследовании объекта, для творчества и изобретательства.Мы учились размышлять и фантазировать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

          «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"

Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Весеннее настроение"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответсвии с фгт...