Конспект интегрированной НОД "Необыкновенная посылка" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Опубликовано 10.11.2021 - 8:55 - Ткач Светлана Алексеевна
Цель: развитие речи посредством познавательно- исследовательской и экспериментальной деятельности.
Задачи:
ОО "Познавательное развитие":
- дать представление о некоторых свойствах апельсина;
- учить творчески использовать знания,полученные в процессе исследования объекта;
- учить видеть объект с различных позиций("Ах и Ох") и обосновывать свою точку зрения.
ОО "Речевое развитие":
- развивать умение правильно формулировать вопросы по признакам предмета, подбирать и использовать сравнения(дидактическая игра "Карусель");
- учить составлять загадки,используя отрицательную частицу "не" и союз - противопоставление "но",вставкой слов-связки "но не"(дид.игра "Волшебные слова");
- учить составлять предложения со связью "потому что";
- дать детям представление,что междометия "ах" и "ох" тоже слова,которые обозначают чувства;
- учить составлять рассказ,используя мнемодорожки.
ОО "Социально- коммуникативное развитие:
- воспитывать в детях доброжелательность,отзывчивость(помощь персонажам из м/ф и друг другу);
- развивать навыки совместной исследовательской деятельности, умение ставить перед собой задачу и находить пути её решения.
ОО "Художественно- эстетическое развитие":
- развивать творческие способности.
ОО "Физическое развитие":
- закрепить знания детей о пользе апельсина для здоровья;
- использовать здоровьесберегающие формы организации НОД.
Методы и приёмы:
-сюрпризный момент(почтальон Печкин с посылкой);
- мотивация (помощь мамонтёнку и сыщику);
- динамичная дидактическая игра "Карусель");
- дидактическая игра "Волшебные слова";
- малоподвижная дид. игра "Ох и Ах";
- эксперименты "Плавающий апельсин" и "Кто стрелял?";
- работа по мнемодорожкам "Совмести несовместимое";
- коллективное сочинение истории для нового мультфильма.
Материал и оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- дидактическое поле для игры "Карусель"
- предметные карточки для игры "Волшебные слова";
- магнитная доска с магнитами;
- мяч для игры "Ох и Ах";
- апельсины (по 2 на каждого ребёнка);
- прозрачные ёмкости с водой для эксперимента "Плавающий апельсин";
- салфетки и клеёнки на стол;
- воздушные шары для эксперимента "Кто стрелял?"(по кол- ву детей);
- карточки- мнемодорожки;
- костюм почтальона Печкина.
Дифференцированный подход.
Игра "Карусель" проводится по подгруппам.В первую входят дети, легко усвоившие правила игры, умеющие свободно задавать вопросы и подбирать сравнения.Им предлагаются карточки с более сложными к формулировке признаками.Вторая подгруппа сможет использовать образец ответов своих товарищей.Им достаются признаки,вопросы к которым легче сформулировать
Предварительная работа:
- изучение ТРИЗ- технологий в применении к ДОУ и работа по ним с детьми;
- экперементально- исследовательская деятельность с детьми по плану;
- просмотр м/ф дома и в ДОУ "Ох и Ах", "38 попугаев", "Мама для мамонтёнка" ,"По следам бременских музыкантов";
- работа по проекту "Как создаются мультфильмы?";
- опрос и наблюдение за детьми "Тебя не пугает звук лопающегося шарика?";
- опрос родителей на предмет аллергии на апельсины у детей;
- подбор и изготовление дидактического наглядного материала;
- подготовка видеоматериала;
- подготовка оборудования и материала для экспериментирования;
- оформление помещения "Студия "Союзмультфильм".
Ход образовательной деятельности
(На экране картинка с иллюстрацией "Студия "Союзмультфильм".На стенах - изображения героев советских мультиков.Дети входят в помещение.)
Воспитатель
- Ребята, сегодня герои наших с вами любимых мультфильмов пригласили нас в свою студию.Здесь создаются мультфильмы.Посмотрите , сколько знакомых персонажей.
(Раздаётся стук в дверь.)
Воспитатель
- Кто там?(Звучит запись из м/ф "Каникулы в Простоквашино":"Это я почтальон Печкин принёс посылку.Только вам я её не отдам, потому что у вас документов нет.(Входит почтальон Печкин (переодетый взрослый) с посылкой)
Воспитатель
-Есть у меня документ.Вот, посмотрите - это мой паспорт.Где нужно расписаться?Спасибо.До свиданья.(Воспитатель берёт посылку.Печкин уходит.Воспитатель возвращается с посылкой к детям)
Воспитатель
- Ребята, посмотрите, почтальон Печкин принёс нам посылку.Какой тяжёлый ящик!Интересно,что в нём?А вам интересно?Смотрите, на ящике что то написано: "Ты загадку отгадай, и что в ящике, узнай."Это мы умеем.Правда,ребята?
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(Дети:"Апельсин". Воспитатель открывает посылку.)
Воспитатель
-Вот это да! Сколько апельсинов!Кто же их прислал нам? Посмотрите,здесь ещё что то есть.Это диск с видеописьмом.Сейчас я установлю его в компьютер...
(На экране появляются персонажи из м/ф "38 попугаев")
Мартышка
- Привет, друзья! Вам понравилась наша посылка? Вы ,конечно, можете сразу всё съесть и всё...И все?Как не интересно.
Слонёнок
- А что же ещё с ними делать?Извините.
Попугай
- Исследовать! Апельсин - это прекрасный объект для исследований и экпериментов!
Удав
- Зачем?Зачем исследовать?
Попугай
- Чтобы узнавать.
Удав
- Зачем узнавать?
Попугай
- Чтобы творить и изобретать.
Мартышка
- Да.И создавать новое.Например, новый мультфильм.
Удав
- Не понимаю!
(На экран возвращается картинка "Студия "Союзмультфильм"")
Воспитатель
- А я,кажется,понимаю. Мартышка и её друзья хотят,чтобы мы исследовали апельсины, а потом придумали про них новый мультфильм.
Ребята, вы согласны стать исследователями и не сразу съедать эти апельсины?("Да!")Тогда я прошу вас подойти ко мне и присесть на стульчики.Начать свои исследования я предлагаю с хорошо знакомой вам игры "Карусель",а объектом исследования у нас сегодня будет апельсин.(Воспитатель помещает апельсин в центр игрового поля.)Я вам напоминаю, что каждая остановка на нашей карусели обозначена карточкой - символом какого- нибудь признака объекта.Например, "цветик- семицветик" - это цвет, "термометр"- это температура, "весы"- соответсвенно,вес и так далее.Оказавшись на остановке, вы должны правильно сформулировать по своему признаку объекта и сами ответить на этот вопрос,добавив сравнение.Например, апельсин какой по весу?Лёгкий, как чашка, или тяжёлый,как ботинок.Оба ответа будут правильные,ведь это ваше личное ощущение и мнение.Всё понятно? Карусель вращается- игра начинается.
(Проводится игра "Карусель")
Воспитатель
- Ребята,мы с вами определили признаки апельсина.И теперь мы можем с помощью этих признаков сами сочинить загадку.Я предлагаю вам поиграть в игру "Волшебные слова". Давайте подойдём к магнитной доске.(Воспитатель на магнитной доске выкладывает слова "НО НЕ".Ребята,сначала мы называем признак(выкладываем картроку- символ) и называем его, потом произносим волшебные слова "но не" , а затем ставим картинку- сравнение и называем.(Проводится игра "Волшебные слова":
Материал - сочный,но не ягода;
Форма - круглый, но не мяч;
Цвет - оранжевый, но не солнце,
Вкус - вкусный(сладкий,кисло- сладкий), но не конфета;
Части - с кожурой, но не картошка;
Место- на дереве, но не яблоко;
Запах- ароматный, но не цветок;
Температура- прохладный, но не мороженое;
Рельеф- бугорчатый, но не ковёр.(Возможно, .дети придумают другие варианты.)
Воспитатель
- Молодцы, ребята! Вот какая длинная и содержательная загадка у нас получилась.Сколько признаков апельсина она содержит?(Дети:"Она содержит девять признаков апельсина.)
Воспитатель
- Правильно.
(Звучит музыка из м/ф "Мама для мамонтёнка")
Воспитатель
- Ребята, вы узнали, чья это песня?
(На экране появляется мамонтёнок)
Мамонтёнок
- Здравствуйте, ребята.Я бы тоже хотел отправить несколько апельсинов моим друзьям к берегам холодных морей далёкой северной земли.Но на наших островах, к сожалению,нет почты.Не могли бы вы мне что- нибудь посоветовать?
Воспитатель
- Ребята, у вас есть какие- нибудь идеи? Мамонтёнок может как то отправить апельсины своим друзьям?(Дети рассуждают и приходят к выводу, что можно попробовать отправить апельсины по воде.)
Воспитатель
- А чтобы выяснить, могут ли апельсины плавать, давайте проведём эксперемент.Подойдите, пожалуйста,к рабочим столам и посмотрите, что здесь приготовлено.(На столах тазики с водой, по 1 очищенному апельсину в одноразовых тарелках, лупы, салфетки- по количеству детей)
Воспитатель (демонстрирует карточки- схемы,выполненные детьми в ходе прошлых опытов с водой)
- Ребята, давайте вспомним, какие предметы плавают?(Дети: "Плоские по форме, лёгкие, не впитывающие воду")
Воспитатель
- Верно.А что вы можете сказать об апельсине до того,как опустите его в таз с водой?("Апельсин не плоский и не лёгкий")Да.Я даже очистила апельсины от корки для чистоты эксперимента.Как вы думаете, утонут наши апельсины или будут плавать на поверхности воды?(Ответы детей)Давайте проверим.(Дети опускают очищенные апельсины в воду.Воспитатель задаёт вопросы индивидуально:"Что ты сделал?Что получилось?Апельсин впитал в себя воду?("Нет")А как ты узнал?("Я достал апельсин.Воды в тазу не стало меньше.) Но он всё - таки утонул?Значит мы можем сделать вывод?(Дети: "Да.Апельсины не плывут,а тонут.")
Воспитатель
- А вы не поторопились?Ведь мы провели эксперимент с очищенным апельсином.Я предлагаю вам взять из ящика по одному апельсину и повторить экперимент.(Дети выполняют.Педагог обращается индивидуально с просьбой прокомментировать свои действия и результат.)
Воспитатель
- Как же так получается?Ведь апельсин в кожуре должен быть тяжелее, чем очищенный, а значит быстрее пойти ко дну! Вы можете мне объяснить такое неправильное поведение апельсина?(Дети рассуждают.)
Воспитатель
- Ребята, давайте возьмём лупы и рассмотрим апельсиновую кожуру внимательно.Что вы видите?(Дети:"На кожуре апельсина есть ямочки и бугорки)
Воспитатель- Верно.В этих ямочках содержится воздух.А воздух легче воды или тяжелее?(Дети:"Воздух легче воды.")
Воспитатель- Правильно.А в бугорках есть такое вещество ланолин, оно очень полезное для людей и растений, но ,если попадёт в глаза, будет больно.Ланолин- вещество едкое и маслянистое.Ребята, кто скажет,что легче вода или масло?(Дети: "Масло")
Воспитатель
- Поэтому кожура апельсина не тонет и удерживает на поверхности воды весь апельсин.Так что же мы можем посоветовать мамонтёнку?
(Дети: "Чтобы мамонтёнок отправил апельсины своим друзьям по воде.)
Воспитатель
- А если они расплывутся в разные стороны?(Дети:"Нужно положить их в сетку.")
(На экране появляется изображение мамонтёнка: "Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! До свидания!
Воспитатель
- Молодцы,ребята! А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и подвигаться.Вы помните мультфильм про человечков, имена которых были Ох и Ах?Как вы думаете,почему их так назвали?(Дети: "Ох во всём видел плохое, а Ах- хорошее.")
Воспитатель
- Правильно.Потому что эти короткие слова обозначают чувства."Ах!"- это какое чувство?(Дети:"Это чувство радости,восторга,восхищения")
Воспитатель
- А что можно выразить словом "Ох"?(Дети:"Словом "ох" можно выразить огорчение, грусть,усталость...")
Воспитатель
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру "Ох и Ах".Встаньте,пожалуйста,в круг.Я буду бросать кому - нибудь мяч и при этом произносит одно из этих слов.Если скажу "Ах!",поймавший мяч должен представить,что он весёлый Ах, который поймал апельсин и сказать: "Хорошо, потому что..."и объяснить, почему апельсин хорошо, а если скажу "Ох", то вы скажете:"Плохо, потому что..."и представить,чем же Уможет апельсин не угодить ворчливому Оху.Условия игры всем понятны?
(Проводится игра с мячом "Ох и Ах".)
(Звучит песня сыщика из м/ф "По следам бременских музыкантов".На экране появляется сыщик: "Здравствуйте, мои юные друзья, разрешите перейти сразу к делу.А дело в том, что в моём расследовании образовалась одна проблема.Свидетели слышали звук выстрела, а очевидцы утверждают, что стрелял апельсин! Но ведь этого не может быть! Ведь апельсин не снайпер какой - нибудь,а цитрус! Как же он может стрелять?
Воспитатель
- Ребята, вы хотите помочь сыщику? Он сказал, что у него в следствии появилась проблема.Кто сможет её сформулировать?
(Дети: "Говорят, что стрелял апельсин, но апельсин стрелять не может.")
Воспитатель
- А что мы делаем с проблемой?(Дети:"Превращаем её в задачу.")
Воспитатель
- Правильно.И какую задачу вы поставите перед собой в этом случае?(Дети:"Сделать так, чтобы апельсин выстрелил.")
Воспитатель
-Ну, давайте попробуем.Что мы делаем дальше?(Дети:"Ищем ресурсы.")
Воспитатель
- Молодцы!Давайте посмотрим на столы.Дополнительно мы можем взять только один предмет.Что вы возьмёте?(Дети:"Шарик.")Почему?(Дети:"Потому что он лопается со звуком выстрела")
Воспитатель
- Верно.А как нам связать между собой шарик и апельсин?(Предположения детей.)Вспомните,какой едкий сок в апельсиновой кожуре.Давайте проведём следственный эксперимент.Попробуйте надавить на кусочек кожуры и брызнуть её соком на шарик.Что произошло?(Дети: шарик лопнул".Как вы думаете, теперь у сыщика есть проблема в следствии?(Дети:"Нет.")
(На экране появляется сыщик: "Да вы настоящие гении сыска! Спасибо вам, ребята!)
Воспитатель
- Ребята, мы с вами исследовали апельсин, выявили много его признаков и свойств, и теперь можем придумать интересную историю про апельсины для нового мультфильма. Правда?Помогут нам в этом вот такие карты - подсказки.Но, чтобы разобраться, кто начнёт рассказывать нашу историю, а кто продолжит, вам нужно выстроиться в очередь.Обратите внимание на свои значки.На каждом- своя картинка, но все вместе они представляют собой цепочку превращения семечки апельсина в апельсиновый сок.Ваша задача- правильно восстановить эту цепочку.(Дети выстраиваются в соответствии со значком.)
Воспитатель
- А теперь каждый из вас в порядке очереди будет подходить ко мне, брать свою карту(параллельно изображение проецируется на экран),
рассмотрит её внимательно и попробует придумать по ней предложение.
(Дети составляют рассказ с использованием мнемодорожки)
Воспитатель
-Ну как,ребята, получилась у нас история?Может быть, когда- нибудь по ней создадут новый мультфильм. А сейчас нам пора возвращаться в группу.Вам понравилось сегодня в студии "Союзмультфильм"?Что нового вы узнали?Кому помогли?Что было особенно интересно?В чём вы затруднялись?
Сегодня мы учились главному.Мы учились использовать свои знания,полученные при исследовании объекта, для творчества и изобретательства.Мы учились размышлять и фантазировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"
Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Весеннее настроение"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответсвии с фгт...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Виды транспорта"
интегрированное занятие...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Виды транспорта"
виды транспорта...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Формирование представлений детей подготовительной группы об осенних изменениях в природе».
создание условий для закрепления знаний детей об изменениях в природе осенью....