Рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Послушный язычок"
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников с нарушениями речи (ФФН, ФД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poslushnyy_yazychok.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
Рассмотрено на заседании Методического совета МАДОУ «Детский сад № 9» Протокол № ___от « ___ » _____2017 г. | Утверждаю |
Заведующий | |
МАДОУ «Детский сад № 9» ______________Л.И. Кордюк №_____от « » ___ 2017 г. |
Рабочая программа
социально-педагогической направленности
«Послушный язычок»
Срок реализации программы: 1-2 года | ||
Возраст обучающихся:5-7 лет | ||
Разработчики программы: учителя логопеды | ||
Севостьянова Елена Викторовна Тягилева Елена Николаевна Локтионова Татьяна Евгеньевна |
Курчатов
2020-2021
Содержание:
1.Пояснительная записка _________________________________________ 2
2. Учебно-тематический план _____________________________________ 7
3. Содержание программы________________________________________ 8
4. Материально-методическое обеспечение программы ______________12
5. Список литературы_____________________________________________24
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. Содержание рабочей программы соответствует ФГОСДО, утверждённому Министерством образования и науки от17.10.2013 г. № 1155(зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384), целям и задачам образовательной программы учреждения.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевым нарушением, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие.
В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются следующие
задачи:
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников ДОУ.
Одним из основных принципов построения Программы является принцип системности, предполагающий воздействие на все компоненты речевой функциональной системы. Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, а также в понимании единства психического и речевого развития.
Также в рабочей программе реализуется принцип развивающего обучения (учет «зоны ближайшего развития» по Л.Б. Выготскому), предполагающий постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы. Программа учитывает онтогенетический принцип, позволяющий осуществлять коррекционно-логопедическое воздействие с учётом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т.е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Программа построена с учётом общедидактических принципов: систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, наглядности, сознательности, индивидуального подхода и др.
В реализации программы участвуют дети 5-7 лет, имеющие ФНР (фонетические нарушения речи) и ФФНР (фонетико-фонематические нарушения речи).
Сроки реализации программы.
Продолжительность работы с детьми с ФНР – 3 – 6 месяцев, с ФФНР и ФНР (полиморфная дислалия) – 7 – 9 месяцев, ФНР и ФФНР с МДР – от 6 месяцев до полутора лет. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2 человека. Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 20-30 минут. Основной формой работы являются индивидуальные занятия, продолжительностью 10-15 минут, 2 раза в неделю. Занятия проводятся с 08.00 до 08.30 со вторника по пятницу. Учёт посещения занятий фиксируется в журнале посещаемости детьми занятий логопеда. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в протоколах обследования речевого развития детей.
Структура занятия.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Постановка звука.
- Автоматизация поставленного звука.
- Игры на развитие мелкой моторики и психических процессов.
- Дифференциация смешиваемых звуков.
- Итог занятия.
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильное произношение всех звуков речи в различных позициях;
- чёткая дифференциация всех изученных звуков.
2. Учебно-тематический план
коррекционной образовательной деятельности
Основные направления работы | Количество индивидуальных занятий | |
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | |
Развитие артикуляционной моторики. Выработка дифференцированных движений органов артикуляции. Развитие речевого дыхания. Формирование дифференцированной направленной воздушной струи. Постановка нарушенных звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речевого дефекта детей). Автоматизация поставленных звуков: - изолированное произношение; - слоги различной степени сложности; - слова; - словосочетания; - фразы; - чистоговорки; - стихи; - тексты; - скороговорки; - самостоятельная речь. | Выделение поставленного звука из ряда других. Определение наличия поставленного звука в слове. Дифференциация смешиваемых звуков на слух: - изолированные звуки; - слоги; - слова. Дифференциация смешиваемых звуков в речи (с проговариванием): - изолированные звуки; - слоги; - слова; - словосочетания; - фразы; - чистоговорки; - стихи; - тексты. Подбор слов с заданным звуком. Определение места звука в слове. Совершенствование дикции: - чистоговорки; - скороговорки; -короткие тексты. | В зависимости от речевого дефекта и индивидуальных особенностей ребенка |
Продолжительность коррекционной образовательной деятельности | от 3 мес. До 1,5 лет | |
Длительность индивидуального занятия | 15 минут |
3. Содержание программы
Коррекция произносительной стороны речи
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и речевой деятельности.
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать и закреплять навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи.
Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Работа над слоговой структурой речи.
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочек слогов со стечением согласных.
Совершенствование фонематического восприятия
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в игровой деятельности.
Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
- Материально-методическое обеспечение Рабочей программы.
ОБЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Настенное зеркало 50 Х 150 - 1 шт.
Лампа освещения зеркала - 1 шт.
Шторы для зеркала - 2 шт.
Рабочий стол логопеда - 1 шт.
Стул логопеда - 1 шт.
Кушетка - 1 шт.
Детские столы.
Детские стулья.
Массажные зонды - 9 шт.
Ванночки для зондов - 2 шт.
Вата. Спирт.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Шнуровки.
Бусы.
Деревянные палочки.
Ленты.
Канцелярские резинки.
Мелкий конструктор.
Прищепки.
Мозаика.
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Сухой бассейн (фасоль).
Мелкие игрушки.
Пособия на выработку воздушной струи.
Раздаточные картинки на все звуки речи.
Пособия на автоматизацию звуков речи:
альбомы на звуки (ш, ж, ч, щ); (л, ль); (р, рь); (с, сь, з, зь, ц)
настольные игры «Речевое лото»
«Рыболов»
«Говори правильно»
«Речевое домино»
«Составь цветок»
«Нарядим ёлочку»
«Подарки».
Пособия на автоматизацию звуков речи:
детские книжки,
карточки с текстами для пересказа.
Демонстрационные картинки на все звуки речи.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Дидактические игрушки на слуховое восприятие,
шумовые коробки,
мяч,
резиновые коврики.
Настольные игры:
речевое домино «Говори правильно»
«Магазин»
«Дорожки»
«Подбери слово похожее по звучанию»
«Найди нужное слово».
5. Список литературы
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В.Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Архипова Е.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии». М.: Издательство «Астрель», 2008.
- Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Бобылева. З.Т. Игры с парными карточками. Издательство «ГНОМ», 2006.
- Жукова Н. С. Уроки логопеда. ЭКСМО, Москва, 2013.
- Лопухина И. С. ЛОГОПЕДИЯ 550 занимательных упражнений для развития речи. «Аквариум», Москва, 1995.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: 1999.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
- Громова О.Е. «Говорю правильно», М.: Творческий центр «Сфера», 2013.
- Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Издательство «ГНОМ» , 2011.
- Руденко В. И. Логопедия. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Смирнова Л.Н. «Мы учим звуки» Издательство «Мозаика-синтез», 2001.
- Шаблыко Е.И. «Дифференциация свистящих и шипящих звуков», «Дифференциация сонорных звуков». – М.: - Творческий центр «Сфера», 2012.
- Уроки логопеда. Автор-составитель Косинова Е. М. – М.: «Эксмо», 2003.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь говорить правильно», Просвещение, 1995.
- Приложение
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов звуков
С, С' 3, З' Ц.
1.«Наказать непослушный язычок».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя- пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3.«Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
4.«Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
5.«Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
5.«Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».
6. «Желобок», «Лодочка».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10.Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
7.«Самосвал».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
8.«Горка», «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
9.«Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
10.«Упражнение в произнесении звука и».
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.
11. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями.
12.«Подуть через трубочку».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
13.«Кто дальше загонит мяч»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не л то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
14.«Сдуть снежинку».
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опушен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
15.«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
16.«Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
17.«Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
18.«Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
19.«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.
20. «Упражнение в произнесении звуков т-с». Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков тис, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов звуков
Ш, Ж, Ч, Щ.
1.«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
2.«Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
3.«Качели».
4.«Язык перешагивает через зубы».
5.«Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6.«Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
7. «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
8.«Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
9.«Чашечка», «Ковшик».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
10.«Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
11.«Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
12.«Рупор».
13.«Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.
14. «Упражнение в произнесении звуков т'—щ».
Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т ' и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.
15.«Горка».
Цель: выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов звуков
Л Л'
1.«Наказать непослушный язычок».
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
3.«Качели – I».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи ш верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
4.«Качели-П».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
5.«Качели-Ш».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6.«Вкусное варенье».
7.«Пощелкать кончиком языка».
Цель, укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.
8. «Беззвучно пощелкать кончиком языка».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.
9. «Индюк».
Цель вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
10.«Горка», «Киска сердится».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
11.Упражнения в произнесении звука к (г).
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать выгнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;
б) То же, но произносить звук г.
12. «Катушка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки И корня языка, их подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
13.«Пароход».
Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов звуков
Р Р'.
1.«Качели».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не су жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при касается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
2. «Достать языком нос».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
3. «Достать языком подбородок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
4. «Язык перешагивает через зубы».
5.«Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6.«Маляр».
7.«Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).
8.«Грибок».
9. «Гармошка»
10. «Пощелкать кончиком языка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий копчик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
11.«Вкусное варенье».
12.«Болтушка», «Индюк».
13.«Фокус».
14.«Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
15.«Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
16.«Барабан – I».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
17. «Барабан – II».
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Игры и упражнения на совершенствование фонематического восприятия
и развитие фонематического слуха
- Повторить слоговые ряды:
- да-та-та ка-га-га
- ба-па-ба го-ко-ко
- то-то-до бу-бу-пу
- сы-ши-сы ла-ла-ра
- Различение слов со сходным звуковым составом:
- кот – ток, тень – день, рак – лак, мишка – миска.
- Определение звука в ряду других звуков, слогов, слов (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук, слог с заданным звуком, слово).
- Найди картинку или предмет, в названии которого есть заданный звук.
- Выделение первого и последнего звука в словах.
- Назови как можно больше слов, начинающихся с заданного звука.
- Игра «Поймай звук (слог, слово)». Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук, например, А: а, о, у, а, и, у, а; затем слог, слово с данным звуком.
- Игра «Соревнование». Ребёнку предлагается найти картинку или предмет, в названии которого есть заданный звук. Кто больше назовёт, тот победитель.
- Игра «Хлопни в ладоши». Взрослый просит ребёнка хлопнуть в ладоши, когда услышит правильное слово: например, банам - панам – банан – даван – баван – банан. Можно предложить другой вариант: хлопнуть, когда услышит другое слово, например, ветка – ветка – метка - ветка, палка – палка – палка – галка, мишка – мышка – мишка – мишка.
- Игра «Топни – хлопни». Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже; топать, если непохоже: дом – ком, танк – кубик, мак - лак, майка - гайка, кошка – куст, точка – дочка.
- «Исправь ошибку». Взрослый предлагает стихи, в которых одно слово надо исправить:
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный дуб (суп).
Много снега во дворе –
Едут банки (санки) по горе.
Мама с коками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
- «Какое слово не подходит?». Взрослый предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать то, которое совсем не похоже на остальные: шар – жар – веник – пар, каток – моток – поток – дым, каша – гном – Маша – Даша.
- «Доскажи словечко». Ребёнку предлагается подобрать рифмующееся слово к двустишию:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла … (зима).
Би-би-би – гудит машина –
Не поеду без … (бензина).
- «Радисты». Ребёнку предлагается повторить за взрослым слоговые ряды:с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, ко-ка-ку и т.п.;с общим гласным и разными согласными: ка-па-та, го-до-бо и т.п.;с парными глухими – звонкими согласными сначала по два, далее по три слога: та-да, па-ба, ша-жа, ту-ту-ду, го-ко-ко и т.п.; с парными по твёрдости – мягкости: па-пя, мэ-ме, да-да-дя, го-гё-гё и т.п.
- «Сигнальщики». Взрослый просит ребёнка подать условленный сигнал (хлопок, удар руки по столу и т.д.). когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, мо-мо-мо-но и т.п.
- «Прохлопай» слово». Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей-слогов, эти части-слоги можно прохлопать, протопать, простучать: ло – па – та - ребёнок хлопает 3 раза, бел – ка - 2 раза и т.п.
- Игра «Где живёт звук?». Взрослый объясняет ребёнку, что звуки в словах стоят по порядку: один звук стоит первым, есть звук самый последний, а между первым и последним звуки стоят посередине. Затем предлагает ребёнку на полоске бумаги, поделённой на три части показать, где «живёт», например, звук С в слове СОК, затем в слове АНАНАС, далее в слове МАСКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"
Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В...
Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"
Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"...
Программа дополнительного образования "Непослушный язычок"
Оглавление 1. Пояснительная записка 2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей 3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
Пояснительная записка.Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодар...
Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок» средняя группа
Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок», предназначена для детей средней группы.Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают д...