Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоциональнопрактическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в старшемдошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Актуальность
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель программы
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Гимнастика для глаз.
8. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
9. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 3 «Радуга детства»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель (руководитель ДОО, заместитель заведующего по УВР) Надеева Ю.А. ___ ___20____ г. №________________ Дата (до утверждения ООП ДО) |
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
Разработчик:
Карманова Н.П.
воспитатель первой категории
Новосибирск -2021
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоциональнопрактическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в старшем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Актуальность
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель программы
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Гимнастика для глаз.
8. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
9. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Перспективный план
Сентябрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельногсти. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игровое упражнение "Дорисуй картинку". |
2 | Заучивание стихотворения Е. Благининой. | Запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. | Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе. |
Октябрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | «У Лариски - две редиски». | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» ; Игра с палочками «Построим домик» (квадрат, треугольник, прямоугольник) |
2 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие). | Отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки-отгадки" Физкультминутка. Игра " Самый внимательный"; Игра «Ушки на макушке»; Рисование " Иголки". |
3 | Составление рассказа «Моя комната». | При составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. | Рассказы оформляются рисунками детей. |
4 | «Овощи» Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. | Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в услышанных словах лишнее слово. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Ноябрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Буратино" Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". |
2 | Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе: синица, орел, картина «Найди различия», воробей, аист, сова (возможна замена картинками) |
3 | Знакомство с многообразием слов, Игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках. | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника". |
4 | Заучивание стихотворения Н. Саконской. | Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. | Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? |
Декабрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | «Забавные истории». | Предложить детям рассказать какую-нибудь интересную историю из личного опыта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы оформляются рисунками детей. |
2 | «Снежок» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) |
3 | Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Научить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра " Подскажи словечко" Игра " ПРИДУМАЙ СЛОВО" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
4 | «Новый год у ворот» | Расширить активный словарь за счёт имён существительных (ёлка, праздник, подарки, сосулька, макушка); глаголов (встречать, засветилась, звенеть, имён прилагательных (блестящий, бумажный, стеклянный, бьющийся); - учить согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; - учить декламировать стихи; - координировать речь с движением, развивать чувство ритма; - развивать интонационную выразительность речи. | Беседа о празднике Новый год; - рассматривание картины «Праздник Новый год» - рассматривание новогодних игрушек, Дидактическая игра «Какой, какая, какие», заучивание стихотворения про Новый год |
Январь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко. | Интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди. |
2 | Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи". |
3 | «Мои любимые животные» | Работа над темпом и ритмом речи. | Игра "Узнай и отгадай". Рисование «Мои любимые животные». |
Февраль | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Занятие-драматизация «В гостях у сказки» | Развитие речи детей в театрализованной деятельности. | Самомассаж лица «Дикие животные», Дидактическая игра «Покажи настроение», Физкультминутка «Водопой», Показ сказки «Как зебра полоски потеряла». |
2 | Составление рассказа о зиме. | Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. | Образование относительных прилагательных, звуко-буквенный анализ, физминутка, составление рассказа по опорным картинкам. |
3 | «Весёлый Снеговик» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Мы пошли во двор гулять», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика «Снежинка», рассказ по мнемотаблице, рисование снеговиков. |
4 | Звук "Ц" | Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Проговаривание звука «Ц» Проговаривание чистоговорки Игра с мячом: «Назови ласково» Развитие графических навыков. Игра " Закончи слово" Физкультминутка |
Март | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Заучивание чистоговорки. | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. | отрабатывать силу и координацию воздушной струи; отрабатывать четкость дикции. |
2 | «Мимоза для мамы». | Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Мимоза для мамы» |
3 | Дидактическая игра «Огород» | Активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. | Импровизация (собираем овощи в корзины) |
4 | «Дружба» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Шоферы». |
Апрель | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой | Различать твердые и мягкие согласные звуки. Называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения. |
2 | Заучивание стихотворения А. Кочергиной | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. | |
3 | Звуки "М МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
4 | Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка» | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. | |
Май | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. | Использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
2 | Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра "скворечник" Заучивание стихотворение. |
3 | «Чудесный вечер» | Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-463164-1406210549.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-479533-1412425044.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743115-1453723621.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861186-1480773548.jpg)
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877574-1484469937.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-66459-1549132591.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....