Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоциональнопрактическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в старшемдошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Актуальность
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель программы
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Гимнастика для глаз.
8. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
9. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govoryashchiy_yazychok.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 3 «Радуга детства»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель (руководитель ДОО, заместитель заведующего по УВР) Надеева Ю.А. ___ ___20____ г. №________________ Дата (до утверждения ООП ДО) |
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
Разработчик:
Карманова Н.П.
воспитатель первой категории
Новосибирск -2021
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоциональнопрактическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в старшем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Актуальность
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель программы
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Гимнастика для глаз.
8. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
9. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Перспективный план
Сентябрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельногсти. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игровое упражнение "Дорисуй картинку". |
2 | Заучивание стихотворения Е. Благининой. | Запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. | Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе. |
Октябрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | «У Лариски - две редиски». | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» ; Игра с палочками «Построим домик» (квадрат, треугольник, прямоугольник) |
2 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие). | Отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки-отгадки" Физкультминутка. Игра " Самый внимательный"; Игра «Ушки на макушке»; Рисование " Иголки". |
3 | Составление рассказа «Моя комната». | При составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. | Рассказы оформляются рисунками детей. |
4 | «Овощи» Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. | Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в услышанных словах лишнее слово. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Ноябрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Буратино" Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". |
2 | Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе: синица, орел, картина «Найди различия», воробей, аист, сова (возможна замена картинками) |
3 | Знакомство с многообразием слов, Игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках. | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника". |
4 | Заучивание стихотворения Н. Саконской. | Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. | Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? |
Декабрь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | «Забавные истории». | Предложить детям рассказать какую-нибудь интересную историю из личного опыта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы оформляются рисунками детей. |
2 | «Снежок» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) |
3 | Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Научить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра " Подскажи словечко" Игра " ПРИДУМАЙ СЛОВО" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
4 | «Новый год у ворот» | Расширить активный словарь за счёт имён существительных (ёлка, праздник, подарки, сосулька, макушка); глаголов (встречать, засветилась, звенеть, имён прилагательных (блестящий, бумажный, стеклянный, бьющийся); - учить согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; - учить декламировать стихи; - координировать речь с движением, развивать чувство ритма; - развивать интонационную выразительность речи. | Беседа о празднике Новый год; - рассматривание картины «Праздник Новый год» - рассматривание новогодних игрушек, Дидактическая игра «Какой, какая, какие», заучивание стихотворения про Новый год |
Январь | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко. | Интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди. |
2 | Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи". |
3 | «Мои любимые животные» | Работа над темпом и ритмом речи. | Игра "Узнай и отгадай". Рисование «Мои любимые животные». |
Февраль | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Занятие-драматизация «В гостях у сказки» | Развитие речи детей в театрализованной деятельности. | Самомассаж лица «Дикие животные», Дидактическая игра «Покажи настроение», Физкультминутка «Водопой», Показ сказки «Как зебра полоски потеряла». |
2 | Составление рассказа о зиме. | Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. | Образование относительных прилагательных, звуко-буквенный анализ, физминутка, составление рассказа по опорным картинкам. |
3 | «Весёлый Снеговик» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Мы пошли во двор гулять», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика «Снежинка», рассказ по мнемотаблице, рисование снеговиков. |
4 | Звук "Ц" | Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Проговаривание звука «Ц» Проговаривание чистоговорки Игра с мячом: «Назови ласково» Развитие графических навыков. Игра " Закончи слово" Физкультминутка |
Март | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Заучивание чистоговорки. | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. | отрабатывать силу и координацию воздушной струи; отрабатывать четкость дикции. |
2 | «Мимоза для мамы». | Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Мимоза для мамы» |
3 | Дидактическая игра «Огород» | Активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. | Импровизация (собираем овощи в корзины) |
4 | «Дружба» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Шоферы». |
Апрель | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой | Различать твердые и мягкие согласные звуки. Называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения. |
2 | Заучивание стихотворения А. Кочергиной | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. | |
3 | Звуки "М МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
4 | Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка» | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. | |
Май | |||
№ | Занятие | Цель | Методические приемы |
1 | Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. | Использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
2 | Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра "скворечник" Заучивание стихотворение. |
3 | «Чудесный вечер» | Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....