Самообразование воспитателя "Сказка как средство развития речи"
материал по развитию речи (младшая группа)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_skazka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.  Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

План работы по самообразованию

Тема: "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников"

Воспитатель:

Сидорова Елена Андреевна

Смышляевка 2020г.

Ф. И. О. Сидорова Елена Андреевна

Должность: воспитатель

План самообразования составлен  на 1 год  (2019-2020)

Возраст детей: 2-3 года

Тема: « Сказка, как средство развитие  речи младших дошкольников»

Начало работы над темой: сентябрь 2019

Окончание работы над темой: апрель 2020

Актуальность: 

 

« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота »

                                                                                       Ирина Токмакова.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.  

Цель:    развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.

 Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную,   справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

-Систематизировать опыт работы по теме.

-Подготовить материал для работы с детьми.

- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

- Разработать картотеки по развитию речи.

-  Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

- Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Изучение методической литературы по теме .

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
  7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  8. https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
  9. https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.


Месяц

Название

Форма отчетности

Сентябрь

1. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

2. Подборка сказок, в соответствии с возрастом.

Октябрь

Чтение сказок "Репка"

"Теремок"

Консультация для родителей «Сказка как средство развития детей от года до трех лет»

Ноябрь

Занятие по развитию речи в  первой младшей группе

Чтение сказки "Репка"

Инсценировка сказки с помощью масок-шапочек.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Декабрь

Чтение сказки "Колобок"

Чтение стихотворений по данной сказке.

 

Оформление лэпбука "В гостях у сказки"

Январь

Чтение сказки "Три поросенка"

Д/И «Собери картинку. Персонажи сказок»

Инсценировка сказки на фланелеграфе "Три поросенка"

Оформление папки передвижки по теме "Читаем вместе с детьми"

Февраль

Чтение сказки "Курочка ряба"

Д/И "Кто что ест?"

Публикация методических разработок по теме.

Март

Чтение сказки "Теремок"

Театрализованная постановка (Театр на палочках) "Теремок"

Показ презентации "Развитие речи у детей младшего возраста с помощью сказок"

Апрель

Чтение сказки "Маша и Медведь"

Д/И "Пирожки для бабушки"

Пальчиковая гимнастика "Мы печем"

Настольный театр "Маша и медведь"

  1. Фото отчет

Май

Диагностика детей по развитию речи.

Подведение итогов проекта. Презентация.

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.


Вывод:

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной сказке и вообще к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

Итак, подводя итог, можно отметить – русская народная сказка является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников"

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников" разработана на два учебных года....

Самообразование" Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"

Отчет о проделанной работе по теме самообразования....

самообразование "Сказкотерапия, как средство развития речи детей 4-5 лет"

 В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Само слово СКАЗКА - это устное, художетсвенное произведение, прозаического, волшебного...

План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"

План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

План самообразования «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банкжизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы ос...

План самообразования «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чт...