Самообразование" Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"
материал (старшая группа) на тему
Отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_moego_plana_samoobrazovaniya.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего плана самообразования « Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников .
Над этой темой я работаю первый год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка. Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к книге.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Выбор темы обусловил постановку следующей цели:
Создать условия для развития связной речи детей посредствам сказкотерапии.
По данной теме я изучаю литературу.
Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки
Суть сказкотерапии
Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки. Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. Сказкотерапия помогает детям увидеть свои собственные проблемы и найти способы их решения. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.
В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?
В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы.
- Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку т.д. (Мы с детьми придумывали такие сказки как «О брошенной игрушке», «Анфиска-капризка»
Впрочем, помочь скоректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки.
Например:
- ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;
- легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;
С детьми были проведены развлечение «В гости к сказке мы пойдем»,» Зайка -зазнайка», «В стране доброты» в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки и.т.д.
Использую пальчиковый,настольный театр для развития мелкой моторики,инсценировки стихотворения и сказок..У детей развивается воображение,речь,мышление.
Например :Обыгрывая сказку «Кот ,петух и лиса»,поговорили не только о безопасной жизнедеятельности (не впускать в дом незнакомца,но и о том какие должны быть друзья. -драматизация сказок с передачей в мимике и движениях эмоциональных состояний: радость, горе, просьба, утешение;
За время работы у нас в группе приобретены немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
В конце октября у нас проходил проект «Книжкина неделя». И мы в нашей группе оформляли выставку «Моя любимая книга»,дети нас знакомили с любимыми книгами.
В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках. Проведена деятельность «Путешествие в страну сказок», «Путешествие по сказке», «Наши добрые сказки».Лепили : «Мой любимый сказочный герой», рисовали «Нарисуем сказку»:Изготовляли маски для игр –драматизаций.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….
Разучивали физкультминутки: «Буратино потянулся»,
«Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»
Имитировали упражнения: «Изобрази героя сказки».
Также, дети совместно с родителями участвовали в выставке рисунков на тему: «Моя любимая сказка»,
Слайд 6 .Дети принимали участие в конкурсе чтецов «Как хорошо здоровым быть», где Вероника А. Заняла 3 место в нашем саду.
В конкурсе чтецов посвященных юбилею Э.Успенского , Алиса М.Заняла 3 место в нашем саду и участвовала в муниципальном конкурсе в детском саду «Чебурашка» где заняла 3 место среди детских садов.
Так же работа проведена с родителями:
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей».
Буклет для родителей «Сказка в жизни ребенка». В январе планирую провести встречу с родителями на тему «Сказка ложь -да в ней намек».
В работе с педагогами я раздала консультации «Роль сказки в воспитании детей», »Использование сказкотерапии в развитии связной речи дошкольников»
В нашей группе так же ведется кружок «Юный книголюб»
Целью которого является:
Развитие литературного интереса и связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Развиваем речь детей с помощью:
-пересказывания сказок; Заучивание ситихов наизусть,
-рассказывания сказок по кругу;
-сказка на новый лад;
-изменение сказок (Жила-была в лесу злая коза и было у нее семеро козлят)
-смешивание сюжетов;
-новое название;
-новый персонаж (Не колобка испекла бабка,а другого героя).Использую такие нетрадиционные методы развития речи как сказкотерапия, синквейн.
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.
В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...
Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)
Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".
Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...
- Мне нравится (3)