Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Конец зимы. Начало весны»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в группе старшего возраста . Тема: "Конец зимы. Начало весны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
в группе старшего возраста.
Тема: «Конец зимы. Начало весны»
Подготовил: воспитатели старшей группы Петрова Наталья Сергеевна
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках конца зимы, начала весны. Воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Задачи:
- расширять пассивный и активный словарь;
- активизировать предметный и глагольный словарь по теме;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
- различать сезонные отличия времен года, называть их, выделять их основные признаки;
- познакомить с различными жанрами устного народного творчества;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать интерес к русским народным традициям;;
- развивать зрительное внимание, речь, память, мышление;
- развивать эмоциональный отклик.
- воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к природе, учиться сотрудничать.
Материалы и оборудования:
Предварительная работа.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть Формирование положительной настроя детей на участие в НОД Развитие зрительного внимания. | Дети сидят на стульчиках перед интерактивной доской | - Ребята, наше сегодняшнее занятие будет посвящено окончанию зимы и началу весны. - Какой сейчас месяц года? -Правильно, февраль. Февраль – это последний месяц зимы. Раньше этот месяц назывался лютень. Как вы думаете почему? - Да. Ребята, в феврале очень много снега, стоят лютые морозы. Лютые морозы, значит сильные. Вот послушайте какие пословицы есть про февраль: Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый? Как вы думаете о чем эта пословица? - Правильно…и обуваться и одеваться еще стоит тепло. А вот еще одна пословица, о чем она? Февраль три часа прибавит. -Да, ребята…в феврале световой день длиннее, чем был…Раньше светлеет на улице и позже темнеет. Еще вот такая пословица…подумайте о чем она? Февральское солнце светит, да не греет -Да, ребята…Ярко уже светит солнышко, но зима и морозы еще не хотят от нас уходить. Но как не злись зима, все-равно природы возьмет свое, и придет к нам весна. Какие весенние месяцы вы знаете? -Конечно! И первый весенний месяц – это? -Да..за февралем следует март. Март – время, когда природы постепенно начинает пробуждаться от зимней спячки. Ярче начинает светить солнышко, раньше рассветает, позднее смеркается. Все звонче начинают петь птицы. И все-же начало марта еще очень похоже на зиму. В старину март называли протальник – появляется первые проталины - места,где стаял снег и открылась земля. Вот какие пословицы про март: Март зиму кончает, весну начинает. Марток-надевай двое порток. Как вы думаете, о чем это? -Да ребята…еще и в марте могут быть и снега и морозы (особенно ночью). Но..как февраль ни злись, как ты март ни хмурься, а весною пахнет!!! -А вы ждете уже весну? Почему? | - Февраль - Потому, что он лютый, злой. - В феврале очень холодно , поэтому надо обуваться тепло. - В феврале долго светло. - Потому что, хоть солнце и светит ярко, но оно холодное. - Март, апрель, май. -Март - Это значит, что еще холодно и надо по-прежнему одеваться тепло. -Да. Зима уже надоела. |
Основная часть Познавательная - повторение сезонных изменений природа; знакомство с различными жанрами устного народного творчества; - развивать интерес к русским народным традициям; - развитие художественно-эстетического вкуса. Физкультминутка «Веснянка» | .Дети сидят на стульчиках. На интерактивной доске презентация. Двигательная активность Стулья убраны | -Ребята, я предлагаю вам посмотреть на картины русских художников, где изображена природа в феврале и марте. Кто мне скажет, как называются картины, на которых изображена природа?
- Да ребята, именно пейзажи мы сейчас и посмотрит. Внимательно рассмотрите и подумайте, в чем отличия природы февраля и марта. ПРЕЗЕНТАЦИЯ картины: Андрей Блиок «Февральская лазурь» Игорь Грабарь «Февральская лазурь» Николай Анохин «Февральский наст» Ярослав Зяблов «Февраль» Игорь Грабарь «Мартовский снег» Исаак Левитан «Март» Константин Юон «Мартовское солнце» Олег Молчанов «Весна. Март» - Ребята, понравились вам картины
- Вы нашли различия в природе февраля и марта на картинах? -Молоцы ребята, вы все правильно заметили. Действительно февраль и март…особенно его начало очень похожи. А вот к концу марта мы уже сильнее почувствуем весну. А сейчас мы поговорим о том, как раньше встречали на Руси весну. Картина Б. Кустодиева «Масленица» -Ребята, вы слышали про праздник «Масленица»? Масленица – это древний праздник, который мы и сейчас отмечаем. Веселые проводы зимы. Целую неделю готовятся к этому празднику…готовили угощения, пекли блины, ходили друг к другу в гости. Катались на санках с горки, строили снежные крепости, мужчины участвовали в уличных состязаниях и даже в кулачных боях. Взрослые веселились вместе с детьми. И в последний день недели разжигали костер, веселились вокруг него и взрослые и дети, сжигали чучело –МАСЛЕНИЦУ, в знак того, что зима уходит и наступает весна. - А 22 марта на Руси отмечали праздник «Жаворонки».Слышали про такую птичку? -Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Птиц зазывали, им радовались. Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла. Уж вы, кулички - жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. На жаворонков пекли из теста птичек! - Ребята мы с Вами немножко устали, давайте немного отдохнем и познакомимся с русской народной песней «Веснянка» и сделаем разминку: Солнышко, солнышко, Золотое ведрышко! Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, Прилетело сто грачей. И сугробы тают, тают, И цветочки вырастают! | - Пейзаж -Да - Появились в марте проталины, сосульки капают.. Март и февраль похожи…много снега, солнца -Нет -Нет Дети, стоя на ковре, выполняют с воспитателем движения со словами физкультминутки |
- развитие внимания, речи, памяти, мышления;
| Чтение рассказа «Жаворонок» (Георгий Алексеевич Скребицкий) Дети сидят на ковре с воспитателем | - Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ Г.А. Скребицкого «Жаворонок», вы его внимательно послушайте. -Понравился вам рассказ? -По настроению этот рассказ какой? - О ком этот рассказ? -А что делал жаворонок? -Кого разбудил своей песней жаворонок? - Молодцы, вы внимательно слушали рассказ! | -Да -Радостный - О жаворонке -Летел и пел песню - Жучков, паучков, барсука, медведя |
Заключительная часть | Окончание образовательной деятельности. Подведение итогов. Дети сидят на ковре с воспитателем | - А теперь мы немножко поиграем. Я буду вам называть слова, и если слово относится к зиме, то хлопните в ладоши 1 раз, если к весне – 2 р, если ни к весне, ни к зиме – то не хлопайте. ( -пробуждение природы, лютень, арбуз, капель, Новый год, декабрь, подснежник, гололед, комары..)
- Ребята, вот и подходит наше сегодняшнее занятие к концу. Чему оно было посвящено? - Что нового вы сегодня узнали? - Какие новые слова вы узнали? - Вам понравилось сегодняшнее занятие? - Вы сегодня - молодцы! Спасибо за внимание! | - Концу зимы, началу весны. - Узнали про масленицу, как провожали раньше зиму и встречали весну, жаворонков. - Масленица, жаворонки, проталины, наст, лютень, протальник, капель. - Да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в второй младшей группе "Здравствуй, весна!"
Конспект занятия по развитию речи в второй младшей группе "Здравствуй, весна!"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в весну»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в весну»...
Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Времена года: весна-лето» с использованием игровой технологии.
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна" Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"
Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас....
Конспект занятия по развитию речи на тему"Рассказывание по картине "Весна"
Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе. Закрепить умение использовать речь – доказательство, ре...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о весне»
Задачи: Закреплять представления о весне как о времени годаРазвивать логическое мышление — учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы;Расширять словарный запас...