Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Конец зимы. Начало весны»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Наталья Сергеевна Петрова

Конспект НОД по развитию речи в группе старшего возраста . Тема: "Конец зимы. Начало весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в группе старшего возраста.

Тема: «Конец зимы. Начало весны»

Подготовил: воспитатели старшей группы Петрова Наталья Сергеевна

Цель: Закрепить представления  детей о характерных признаках конца зимы, начала весны. Воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Задачи: 

- расширять пассивный и активный словарь;
- активизировать предметный и глагольный словарь по теме;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
- различать сезонные отличия времен года, называть их, выделять их основные признаки; 

- познакомить с различными жанрами устного народного творчества;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать интерес к русским народным традициям;;
- развивать зрительное внимание, речь, память, мышление;
- развивать эмоциональный отклик.
 - воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к природе, учиться сотрудничать.


Материалы и оборудования: 

Предварительная работа. 

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть 

Формирование положительной настроя детей на

участие в НОД Развитие зрительного внимания.

Дети сидят на стульчиках перед интерактивной доской

 - Ребята, наше сегодняшнее занятие будет посвящено окончанию зимы и началу весны.

- Какой сейчас месяц года?

 -Правильно, февраль. Февраль – это последний месяц зимы. Раньше этот месяц назывался лютень. Как вы думаете почему?

- Да. Ребята, в феврале очень много снега, стоят лютые морозы. Лютые морозы, значит сильные.

Вот послушайте какие пословицы есть про февраль:

Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый?

Как вы думаете о чем эта пословица?

- Правильно…и обуваться и одеваться еще стоит тепло. А вот еще одна пословица, о чем она?

Февраль три часа прибавит.

-Да, ребята…в феврале световой день длиннее, чем был…Раньше светлеет на улице и позже темнеет. Еще вот такая пословица…подумайте о чем она?

Февральское солнце светит, да не греет

 -Да, ребята…Ярко уже светит солнышко, но зима и морозы еще не хотят от нас уходить. Но как не злись зима, все-равно природы возьмет свое, и придет к нам весна. Какие весенние месяцы вы знаете?

-Конечно! И первый весенний месяц – это?

 -Да..за февралем следует март. Март – время, когда природы постепенно начинает пробуждаться от зимней спячки. Ярче начинает светить солнышко, раньше рассветает, позднее смеркается. Все звонче начинают петь птицы. И все-же начало марта еще очень похоже на зиму. В старину март называли протальник – появляется первые проталины -  места,где стаял снег и открылась земля.

Вот какие пословицы про март:

Март зиму кончает, весну начинает.

Марток-надевай двое порток. Как вы думаете, о чем это?

-Да ребята…еще и в марте могут быть и снега и морозы (особенно ночью). Но..как февраль ни злись, как ты март ни хмурься, а весною пахнет!!!

-А вы ждете уже весну? Почему?

- Февраль

- Потому, что он лютый, злой.

- В феврале очень холодно , поэтому надо обуваться тепло.

- В феврале долго светло.

 - Потому что, хоть солнце и светит ярко, но оно холодное.

- Март, апрель, май.

-Март

- Это значит, что еще холодно и надо по-прежнему одеваться тепло.

-Да. Зима уже надоела.

Основная часть

Познавательная

 - повторение сезонных изменений природа; знакомство с различными жанрами устного народного творчества; - развивать интерес к русским народным традициям; - развитие художественно-эстетического вкуса.

Физкультминутка «Веснянка»

 

.Дети сидят на стульчиках. На интерактивной доске презентация.

Двигательная активность

Стулья убраны

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть на картины русских художников, где изображена природа в феврале и марте. Кто мне скажет, как называются картины, на которых изображена природа?

 

- Да ребята, именно пейзажи мы сейчас и посмотрит. Внимательно рассмотрите  и подумайте, в чем отличия природы февраля и марта.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ картины:

Андрей Блиок «Февральская лазурь»

Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Николай Анохин «Февральский наст»

Ярослав Зяблов «Февраль»

Игорь Грабарь  «Мартовский снег»

Исаак Левитан  «Март»

Константин Юон  «Мартовское солнце»

Олег Молчанов «Весна. Март»

- Ребята, понравились вам картины

 

- Вы нашли различия в природе февраля и марта на картинах?

-Молоцы ребята, вы все правильно заметили. Действительно февраль и март…особенно его начало очень похожи. А вот к концу марта мы уже сильнее почувствуем весну.

А сейчас мы поговорим о том, как раньше встречали на Руси весну.

Картина Б. Кустодиева «Масленица»

-Ребята, вы слышали про праздник «Масленица»?

Масленица – это древний праздник, который мы и сейчас отмечаем. Веселые проводы зимы. Целую неделю готовятся к этому празднику…готовили угощения, пекли блины, ходили друг к другу в гости. Катались на санках с горки, строили снежные крепости, мужчины участвовали в уличных  состязаниях и даже в кулачных боях.  Взрослые веселились вместе с детьми. И в последний день недели  разжигали костер, веселились вокруг него и взрослые и дети, сжигали чучело –МАСЛЕНИЦУ, в знак того, что зима уходит и наступает весна.

 - А 22 марта на Руси отмечали праздник «Жаворонки».Слышали про такую птичку?

-Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

Птиц зазывали, им радовались.

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички - жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

На жаворонков пекли из теста птичек!

- Ребята  мы  с  Вами немножко устали, давайте  немного отдохнем и познакомимся с русской народной песней «Веснянка» и сделаем разминку:

 Солнышко, солнышко,

Золотое ведрышко!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетело сто грачей.

И сугробы тают, тают,

И цветочки вырастают!

- Пейзаж

-Да

- Появились в марте проталины, сосульки капают.. Март и февраль похожи…много снега, солнца

-Нет

-Нет

Дети, стоя  на  ковре, выполняют  с  воспитателем движения  со словами физкультминутки

 - развитие внимания, речи, памяти, мышления;

 

Чтение рассказа «Жаворонок» (Георгий Алексеевич Скребицкий)

Дети сидят на ковре с воспитателем

- Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ Г.А. Скребицкого «Жаворонок», вы его внимательно послушайте.

-Понравился вам рассказ?

-По настроению этот рассказ какой?

- О ком этот рассказ?

-А что делал жаворонок?

-Кого разбудил своей песней жаворонок?

- Молодцы, вы внимательно слушали рассказ!

-Да

-Радостный

- О жаворонке

-Летел и пел песню

- Жучков, паучков, барсука, медведя

Заключительная часть

Окончание образовательной деятельности. Подведение итогов.

Дети сидят на ковре с воспитателем

 - А теперь мы немножко поиграем.

Я буду вам называть слова, и если слово относится к зиме, то хлопните в ладоши 1 раз, если к весне – 2 р, если ни к весне, ни к зиме – то не хлопайте. ( -пробуждение природы, лютень, арбуз, капель, Новый год, декабрь, подснежник, гололед, комары..)

 

- Ребята, вот и подходит наше сегодняшнее занятие к концу. Чему оно было посвящено?

 - Что нового вы сегодня узнали?

 - Какие новые слова вы узнали?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Вы сегодня - молодцы! Спасибо за внимание!

- Концу зимы, началу весны.

- Узнали про масленицу, как провожали раньше зиму и встречали весну, жаворонков.

- Масленица, жаворонки, проталины, наст, лютень, протальник, капель.

 - Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в второй младшей группе "Здравствуй, весна!"

Конспект занятия по развитию речи в второй младшей группе "Здравствуй, весна!"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в весну»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в весну»...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Времена года: весна-лето» с использованием игровой технологии.

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна" Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"

Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи на тему"Рассказывание по картине "Весна"

Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.  Закрепить умение использовать речь – доказательство, ре...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о весне»

Задачи: Закреплять представления о весне как о времени годаРазвивать логическое мышление — учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы;Расширять словарный запас...