Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пожидаева Анна Николаевна

 

Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.

Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.

Упражнять в образовании форм глаголов.

Закрепить навыки нахождения буквы в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква Ю»

Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.

Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.

Упражнять в образовании форм глаголов.

Закрепить навыки нахождения буквы в слове.

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям пройти к своим местам  , но не садиться на стулья.

- Ребята, внимание! Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те, чьи имена начинаются на согласный звук (дети думают и выполняют указания воспитателя)

Молодцы!

- Ребята, к нам в группу пришло письмо (показываю). Хотите узнать кто его прислал?

- Давайте откроем конверт и узнаем.

«Меня зовут Юра, я ученик первого класса. Я учусь в той же школе, куда и вы скоро пойдете. Я решил вас проверить - готовы ли вы к школе.

Юра прислал задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать, что готовы к школе.

- Вы готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями? (ответы детей)

- Для того, чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

Отгадайте любимую букву Юры? (ответы детей) (Ю)

Это буква «Ю»

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с буквой «Ю».

Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показываю). 

Давайте вместе произнесём этот звук.

 

- Ребята, а сколько звуков вы услышали, когда я произносила Ю? (ответы детей) 

Два.

- А какие это звуки? (ответы детей) [й] и [у]

Правильно, в букве Ю живут два звука «Й», «У»

 Но пишем мы только одну букву Ю

Эта буква гласная она легко поется, и воздух изо рта выходит свободно.

 - Давайте вспомним, а какие гласные буквы мы уже знаем? (ответы детей) 

А, О, У, Е, И, Ы

 2 Задание: нарисовать букву Ю в воздухе. 

- Подумайте, а какая буква спряталась в букве Ю? 

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква… (ответы детей) Ю.

(ответы детей). О спряталась

Задание: Игру «Вы хотите- мы хотим»

- Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время и предлагает поиграть с мячом в игру «Ты-Я».

Вы умеете делать много разных дел: бегать, плавать, рисовать…

Становитесь в круг. Вам нужно правильно сказать, когда я бросаю мяч.

Что ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь, я делаю.  Например:

Ты, Читай – Я читаю        

Плавай -

Рисуй -         

Прыгай -

Играй -

Пой -

Бегай -

Кушай -

Стой -

- Где стоит буква «Ю»? (ответы детей) в конце

Игра «Буква «ю» спряталась.

Найти букву в слове.

«Добавь букву Ю»

- Ребята, посмотрите на доске написаны слова, но у них потерялась последняя буква Ю, ее нужно будет дописать и прочитать получившееся слово (я дописываю вы читаете)

МО (Ю), РО (Ю), КУ (Ю), ПО (Ю), ЛА (Ю), ВО (Ю), ЖУ (Ю), ДУ (Ю)

Молодцы, все справились!

У мальчика Юры есть подружка Юля. 

Послушайте скороговорку о этой девочке и повторите за мной.

Фонематическая зарядка.

Юлька-Юленька -юла

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

(дети учатся произносить скороговорку с постепенным ускорением темпа)

 

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

 -Какая любимая буква у Юры?

 - Сколько звуков живет в букве Ю?

 - Сколько букв вы будете писать, если услышите звук (ю)?

 -Какие слова с буквой ю вы запомнили?

  - Что вам понравилось больше всего.

 - Все молодцы, спасибо за работу!

Фонематическая зарядка.

Юлька-Юленька -юла

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла 

МО (Ю), РО (Ю), КУ (Ю), ПО (Ю), ЛА (Ю), ВО (Ю), ЖУ (Ю), ДУ (Ю)

Плавай -

Рисуй -         

Прыгай -

Играй -

Пой -

Бегай -

Кушай -

«Меня зовут Юра, я ученик первого класса. Я учусь в той же школе, куда и вы скоро пойдете. Я решил вас проверить - готовы ли вы к школе.

Юра прислал задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать, что готовы к школе.

- Вы готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями? (ответы детей)

- Для того, чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква А.

Этот наглядный материал поможет педагогам и родителям формировать фонематическое восприятие у детей....

конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...