конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У" | 107.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы
«Гласный звук [у]. Буква У».
Цель: закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.
Задачи:
Коррекционно-образовательные цели:
- ознакомление со звуками, буквами, алфавитом;
- познакомить детей с образом буквы У, упражнения в нахождении правильно написанной буквы У;
- закрепление чёткой артикуляции и характеристики звука [у];
- обучение правильному печатанию буквы У в рабочей строке;
- согласование существительных с числительными от 1 до 5.
- Коррекционно-развивающие цели:
- развитие фонематических представлений;
- развитие связанной речи;
- развитие силы и длительности выдоха;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие тактильных ощущений;
- совершенствование тонкой и общей моторики;
- коррекция зрительного гнозиса и праксиса;
- профилактика дисграфии;
- формирование интонационной стороны речи;
- координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков взаимопонимания;
- привлечение внимания к самостоятельности, инициативности;
- формирование доброжелательности.
Оборудование: мелки, плакат с алфавитом, предметные картинки, красные квадраты демонстрационные и раздаточные, кассы букв, дем. буквы, палочки, вагончики, пластилин, рабочие листы.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Ребята, что такое? Это много букв, записанных на бумаге. Это – алфавит. У каждой буквы есть свое место и свое название. В старину алфавит называли азбукой. На прошлом занятии я рассказывала вам, что есть буквы большие - заглавные, а есть маленькие - строчные. На следующих занятиях я расскажу, когда и какую букву надо писать.
А теперь скажите, вы видите буквы, которые на плакате? Буквы пишутся на бумаге, их мы видим глазами и можем написать.
А пока давайте вытянем губы трубочкой и скажем [у]. Мы увидели звук [у]? Давайте попробуйте поймать звук. Не получается.
Вывод: Мы сказали звук: звуки мы не видим, а только слышим.
Звуки бывают разные. Вот с улицы сигналит машина, капает из крана вода – это тоже звуки, мы их просто слышим, не произносим. Их нельзя записать буквами.
А звуки, которые мы произносим, можно записать буквами.
Если мы запишем звук [у] на бумаге, то наша запись звука [у] будет называться буквой У. Буквами мы обозначаем только речевые звуки, те, которые мы говорим и слышим.
- Закрепление знаний о звуке [у]
- Слова нашей речи состоят из звуков. Звуки тоже разные. Сегодня мы продолжаем знакомиться с гласными звуками. Гласные звуки состоят из голоса. Их легко петь. Приложите ладонь к горлу и произнесите гласный звук: а, у. Вы почувствуете, как дрожит ваше горлышко. Оно поет.
- Игра «Загадки и отгадки»
Отгадайте загадки, и найдите и обведите отгадки.
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок —
Может крякать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь.)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух.)
-Каких птиц вы обвели? Назовите их. (Утенка, петуха, гуся.)
-Какой одинаковый гласный звук слышится во всех этих словах? (Звук [у])
Звук [у] гласный, он произносится плавно, протяжно. Звуки мы слышим и произносим.
Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Губы мы вытянем трубочкой и пропоем этот звук долго и громко, а теперь долго и тихо. Все гласные звуки мы будем обозначать красным квадратиком. Если я скажу один звук [у] вы положите один квадратик красного цвета, а если я произнесу вот так…УУ, УУУ… Сколько квадратиков вы положите на стол? (Поощряются правильные ответы, и закрепляется вместе с детьми характеристика звука [у], положение органов артикуляции).
Вывод: [у] - гласный звук, мы его можем тянуть и петь, и обозначаем - красным цветом.
- Наш звук [у] может прятаться в разных словах. Вот послушайте ууутка, уухо, уулица. Звук [у] стоит в начале слова. А сейчас вы сами попробуете догадаться, где спрятался звук [у] (работа с картинками).
- Знакомство с образом буквы У.
А теперь посмотрите, вот буква У. Она обозначает звук [у].
Вы посмотрите, кто же это так написал буквы и правильно, и неправильно. Покажите, какие буквы написаны правильно. (Закрепление элементов буквы У).
Мы должны поселить нашу букву в домик вагончик. Здесь вагоны красного, синего и зеленого цвета. Куда мы поселим нашу букву. Вспомните, каким цветом обозначали звук [у]? (красным).
Буква У обозначает звук [у] и значит поселим ее в вагончик красного цвета.
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Рисование буквы «У» в воздухе, выкладывание буквы «У» на столе из палочек.
Физкультминутка.
IV. а) Ребята садятся за свои рабочие места и получают задание заполнить клеточки по образцу. (рабочий лист прилагается).
б) найти букву У среди других знаков, букв и обвести в кружок. Далее идёт счёт найденных букв, с называнием числительного и буквы У. Обращается внимание на окончание существительного.
в) напечатать строчку буквы У.
V. а) Лепка буквы У из пластилина красного цвета и украшение разной крупой и бобовыми (развитие мелкой моторики, конструктивного и пространственного праксиса).
б) Повторение времен года. Работа с картинками.
Подведение итога занятия. Логопед предлагает вспомнить, с какой буквой познакомились и работали и что они о ней знают. Оценка работы каждого ребёнка.
Звук и буква У
(можно использовать на стенд для родителей)
1.Прослушай стихотворение, назови слова, начинающиеся со звука У.
Утенка с рожденья учили купаться,
Умел он и плавать, умел и нырять.
И каждое утро бежал умываться,
А днем на прогулке учился летать.
Ю. Раевский.
2. На что похожа буква У?
Буква У – два длинных ушка.
3. Найди правильно написанную букву.
4. Определи место звука У в словах (начало, середина, конец)
утюг, губы, какаду
ЗАПОМНИ: МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ,
А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе
Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...