Программа по дополнительному кружку "Мнемотехника"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Юдина Екатерина Владимировна

Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhok_yudina.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»

г. Орёл 302001, ул. Красина, 5                                                                   тел. (факс) 59-13-89

                                                                                                                         тел. 59-04-55

                                                                                                                         Email: mou.nshds86@mail.ru

                                                                                                                         Сайт: ds86-orel.ru

«ПРИНЯТА»

На Педагогическом совете

Протокол № 1  

от «30» августа 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ ЦРР

детский сад № 86

____________Т.А. Козельская

Приказ № 104 от «01» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2019-2020 учебный год

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«Разноцветные слова» по мнемотехнике

Возраст детей: Средняя группа

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

воспитатель

Юдина Екатерина Владимировна

Орел-2019

Содержание

1.

Пояснительная записка

3 с.

2.

Годовой календарный учебный график

7 с.

3.

Учебный план

(средняя группа)

8 с.

5.

Режим занятий, их продолжительность и периодичность

17 с.

6.

Расписание занятий

17 с.

7.

Список обучающихся

17 с.

8.

Итогово-отчетные мероприятия

18 с.

9.

Информационное обеспечение

18 с.

10

Методическое обеспечение реализации программы

20 с.

1. Пояснительная записка

Направленность программы

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Актуальность программы

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблиц для детей на стихотворения различной тематики«Зима»«Весна»«Перелётные птицы»«Зимующие птицы»«Насекомые»«Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит«Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Цель программы

Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Задачи программы

Образовательные:

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- создание исходной базы для развития памяти;

- овладение речью как средством общения и культуры.

Воспитательные: 

- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;

- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;

Развивающие:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие воображения и творческой активности;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

Отличительные особенности программы

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы: 

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;

- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;

- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью)

Адресат программы

Программа составлена для детей в возрасте 4 –5лет. Данная программа разработана для детей средней группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 20 минут.

Планируемые результаты освоения программы

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Организация учебного процесса

  • 1 этап- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап-Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  • 3 этап- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя.

Преимущества мнемотехники

  Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы

1. Группировка информации (например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел);

2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение.

 3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.

4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);

5. Крокировка (зарисовка текста символами);

6. Использование различных приемов для запоминания.

7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.

8. Разучивание и декламация стихов.

9. Подвижные игры.

10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.

11. Пластические этюды.

12. Творческая деятельность: рисование.

13. Диалог с игрушкой.

14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.

2. Годовой календарный учебный график

На 2018 – 2019 учебный год

Содержание

2 – я младшая

Количество возрастных групп

1

Начало учебного года

01.09.2019 г.

Окончание учебного года

31.05.2020 г.

Продолжительность учебного года всего, в том числе:

38 недель

01.09.2019 – 31.05.2020 г.

1 полугодие

18, 5 недель

2 полугодие

19,5 недель

Продолжительность недели

5 дней

Продолжительность НОД

 20 минут

Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)

  20 минут

Сроки мониторинга

с 01.10.2019  по 15.10.2019;

с 15.05.2020 по  22.05.2020

3. Учебный план  

(2 - младшая группа)

Месяц      

 №

Тема    

Задачи

Сентябрь

1

    2

   

   3

 

   4

Знакомство с мнемоквадратами,.

Знакомство с мнемодорожкой

Чтение стихотворения «Листопад».

Заучивание стихотворения «Листопад».

Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. Развивать память, внимательность.

Подобрать и составить мнемодорожки из набора картинок.

Закрепить умение составлять мнемодоржки из картинок.

Октябрь

1

   2

3-4

Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет» с использованием приемов мнемотехники.

Составление 2-3 предложения на тему «Осень» по картинке.

Пересказ рассказа «Ёж» с опорой на мнемотаблицу

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Продолжать учить составлять предложения по картинкам и мнемодорожкам. Учить составлять небольшой рассказ.

Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.

Ноябрь

1

   2-3

   4

Заучивание потешки «Что за грохот, что за стук?» с опорой на мнемотаблицу (отрывок)

Рассказ про медведя с опорой на мнемодорожку

Отгадывание загадок

Вызвать положительный эмоциональный отклик. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Учить составлять описательные рассказы про медведя, опираясь на полученные раннее знания и мнемодорожку.

Учить отгадывать загадки по мнемоквадратам. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Декабрь

1

2

3

   4  

Путешествие в страну «Запоминайка».

Заучивание потешки «Сидит белочка в тележке.».

Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку».

Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку».

Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление.

Закреплять умение соотносить символы с образами.Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Январь

2

3-4

Пересказ «Кто сказал мяу?».

Рассказывание сказки «Рукавичка».

Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа.

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Февраль

1

2

3-4

Заучивание стихотворения «Падает снежок» 

Игра – фантазия «Целое и половинка» 

Крокирование стихотворения «Птички в клетке» 

Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.

Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Закрепить умение крокировать слова, понимать их. Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков.

Март

1

2-3

4

Упражнение «Чепуха»

Заучивание стихотворения «Солнце землю согревает».

Создание вербальной цепочки слов и способы ее запоминания. Трансформация.

Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь, развивать память и логическое мышление.

Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Учить детей различным способам запоминания слов вербальным способом. Развивать образное мышление, воображение.

Апрель

1-2

3-4

Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

 

Составление рассказа при помощи опорной схемы «Животные весной».

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.

Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением.

Май

1

   2

  3

  4

Чтение стихотворения «Жук».

Заучивание стихотворения «Жук».

Игра-путешествие

«Страна Запоминания» 

«Сочиняем сказку».

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Закрепить различные способы запоминания нескольких картинок.

Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

4. Режим занятий, их продолжительность и периодичность

Год

обучения

Количество

детей в группе

Количество занятий в течение учебного года

Количество

занятий в неделю

Длительность одного занятия

2019-2020

10-15

38

1

15-20 мин.

5. Расписание занятий

на 2019-2020 уч. год

Среда - Четверг

16.00 – 16.20 – Занятие (средняя группа «Светлячок»)

6. Список обучающихся

на 2018-2019 уч. год

 

2 – я младшая группа

«Мишутка»

Айрапетян Роман

Голенкова Есения

Диколенко Тимофей

Жарикова Антонина

Косарецкий Иван

Матюхин Александр

Никифоров Глеб

Цыганова Валерия

Цибарова Полина

Шварева София

Щекотихина Софья

7. Итогово-отчетные мероприятия

на 2019 – 2020 учебный год

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Путешествие в страну «Запоминайка».

15.12.2019

2.

Пересказ рассказа «Новичок на прогулке»,используя мнемотаблицу.

23.05.2019

8. Методическое обеспечение 

на 2019-2020 уч. год.

Потешки, стихи, загадки.

             *******

Листопад! Листопад!

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная,

Самая нарядная!

Что за грохот?

Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром -
Вот откуда стук и гром!

        ******

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
 

                                  ******

-Хрустальная звезда

Из узорчатого льда

В воздухе летает, А в тепле растает.

-Сто одёжек, а все без застёжек.

- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает.

-Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица.

-Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся.

-Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.  

-На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.

 -Стукнешь о стенку – А я отскочу. Бросишь на землю – А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать не хочу 

                      *****

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зубок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

        *****

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках — снежок!

                       *****

Тихо падает снежок,

То зима пришла, дружок!

Мы играем, весилимся,

И мороза не боимся!

        *****

Загрустила птица в клетке, -

Разучилась песни петь.

Ей бы с веточки на ветку.

К небу синему взлететь!

Запирают птиц в неволе,

Заставляя песни петь.

Птицам хочется на волю,

В небо синее взлететь.

                 

                  *****

Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.

        *****

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

                  *****

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Список используемой литературы

Литература, используемая педагогом

для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

4. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....