Программа по дополнительному кружку "Мнемотехника"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhok_yudina.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»
г. Орёл 302001, ул. Красина, 5 тел. (факс) 59-13-89
тел. 59-04-55
Email: mou.nshds86@mail.ru
Сайт: ds86-orel.ru
«ПРИНЯТА» На Педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МБДОУ ЦРР детский сад № 86 ____________Т.А. Козельская Приказ № 104 от «01» сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019-2020 учебный год
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Разноцветные слова» по мнемотехнике
Возраст детей: Средняя группа
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
воспитатель
Юдина Екатерина Владимировна
Орел-2019
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 с. |
2. | Годовой календарный учебный график | 7 с. |
3. | Учебный план (средняя группа) | 8 с. |
5. | Режим занятий, их продолжительность и периодичность | 17 с. |
6. | Расписание занятий | 17 с. |
7. | Список обучающихся | 17 с. |
8. | Итогово-отчетные мероприятия | 18 с. |
9. | Информационное обеспечение | 18 с. |
10 | Методическое обеспечение реализации программы | 20 с. |
1. Пояснительная записка
Направленность программы
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность программы
Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблиц для детей на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Цель программы
Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Задачи программы
Образовательные:
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- создание исходной базы для развития памяти;
- овладение речью как средством общения и культуры.
Воспитательные:
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;
- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;
Развивающие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
Отличительные особенности программы
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью)
Адресат программы
Программа составлена для детей в возрасте 4 –5лет. Данная программа разработана для детей средней группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 20 минут.
Планируемые результаты освоения программы
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Организация учебного процесса
- 1 этап- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап-Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- 3 этап- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя.
Преимущества мнемотехники
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы
1. Группировка информации (например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел);
2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение.
3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
5. Крокировка (зарисовка текста символами);
6. Использование различных приемов для запоминания.
7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры.
10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
11. Пластические этюды.
12. Творческая деятельность: рисование.
13. Диалог с игрушкой.
14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
2. Годовой календарный учебный график
На 2018 – 2019 учебный год
Содержание | 2 – я младшая |
Количество возрастных групп | 1 |
Начало учебного года | 01.09.2019 г. |
Окончание учебного года | 31.05.2020 г. |
Продолжительность учебного года всего, в том числе: | 38 недель 01.09.2019 – 31.05.2020 г. |
1 полугодие | 18, 5 недель |
2 полугодие | 19,5 недель |
Продолжительность недели | 5 дней |
Продолжительность НОД | 20 минут |
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД) | 20 минут |
Сроки мониторинга | с 01.10.2019 по 15.10.2019; с 15.05.2020 по 22.05.2020 |
3. Учебный план
(2 - младшая группа)
Месяц | № | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1 2
3
4 | Знакомство с мнемоквадратами,. Знакомство с мнемодорожкой Чтение стихотворения «Листопад». Заучивание стихотворения «Листопад». | Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление. Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. Развивать память, внимательность. Подобрать и составить мнемодорожки из набора картинок. Закрепить умение составлять мнемодоржки из картинок. |
Октябрь | 1 2 3-4 | Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет» с использованием приемов мнемотехники. Составление 2-3 предложения на тему «Осень» по картинке. Пересказ рассказа «Ёж» с опорой на мнемотаблицу | Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. Продолжать учить составлять предложения по картинкам и мнемодорожкам. Учить составлять небольшой рассказ. Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на мнемотаблицу. |
Ноябрь | 1 2-3 4 | Заучивание потешки «Что за грохот, что за стук?» с опорой на мнемотаблицу (отрывок) Рассказ про медведя с опорой на мнемодорожку Отгадывание загадок | Вызвать положительный эмоциональный отклик. Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить составлять описательные рассказы про медведя, опираясь на полученные раннее знания и мнемодорожку. Учить отгадывать загадки по мнемоквадратам. Закреплять умение соотносить символы с образами. |
Декабрь | 1 2 3 4 | Путешествие в страну «Запоминайка». Заучивание потешки «Сидит белочка в тележке.». Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». | Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление. Закреплять умение соотносить символы с образами.Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. |
Январь | 2 3-4 | Пересказ «Кто сказал мяу?». Рассказывание сказки «Рукавичка». | Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. |
Февраль | 1 2 3-4 | Заучивание стихотворения «Падает снежок» Игра – фантазия «Целое и половинка» Крокирование стихотворения «Птички в клетке» | Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. Закрепить умение крокировать слова, понимать их. Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков. |
Март | 1 2-3 4 | Упражнение «Чепуха» Заучивание стихотворения «Солнце землю согревает». Создание вербальной цепочки слов и способы ее запоминания. Трансформация. | Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь, развивать память и логическое мышление. Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. Учить детей различным способам запоминания слов вербальным способом. Развивать образное мышление, воображение. |
Апрель | 1-2 3-4 | Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».
Составление рассказа при помощи опорной схемы «Животные весной». | Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание. Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением. |
Май | 1 2 3 4 | Чтение стихотворения «Жук». Заучивание стихотворения «Жук». Игра-путешествие «Страна Запоминания» «Сочиняем сказку». | Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Закрепить различные способы запоминания нескольких картинок. Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед. |
4. Режим занятий, их продолжительность и периодичность
Год обучения | Количество детей в группе | Количество занятий в течение учебного года | Количество занятий в неделю | Длительность одного занятия |
2019-2020 | 10-15 | 38 | 1 | 15-20 мин. |
5. Расписание занятий
на 2019-2020 уч. год
Среда - Четверг
16.00 – 16.20 – Занятие (средняя группа «Светлячок»)
6. Список обучающихся
на 2018-2019 уч. год
2 – я младшая группа «Мишутка» | |
Айрапетян Роман | |
Голенкова Есения | |
Диколенко Тимофей | |
Жарикова Антонина | |
Косарецкий Иван | |
Матюхин Александр | |
Никифоров Глеб | |
Цыганова Валерия | |
Цибарова Полина | |
Шварева София | |
Щекотихина Софья |
7. Итогово-отчетные мероприятия
на 2019 – 2020 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
1. | Путешествие в страну «Запоминайка». | 15.12.2019 |
2. | Пересказ рассказа «Новичок на прогулке»,используя мнемотаблицу. | 23.05.2019 |
8. Методическое обеспечение
на 2019-2020 уч. год.
Потешки, стихи, загадки.
******* Листопад! Листопад! Весь усыпан парк и сад! Разноцветными коврами, Расстелился под ногами! Листик в ручки я поймаю, Подарю любимой маме! Осень листопадная, Самая нарядная! | Что за грохот? Что за грохот, что за стук? |
****** Наша Таня громко плачет: Тише, Танечка, не плачь: ****** -Хрустальная звезда Из узорчатого льда В воздухе летает, А в тепле растает. -Сто одёжек, а все без застёжек. - Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. -Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. -Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся. -Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. -На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. -Стукнешь о стенку – А я отскочу. Бросишь на землю – А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать не хочу | ***** Сидит белка на тележке, |
***** Дед Мороз прислал нам елку, Огоньки на ней зажег. И блестят на ней иголки, А на веточках — снежок! | ***** Тихо падает снежок, То зима пришла, дружок! Мы играем, весилимся, И мороза не боимся! |
***** Загрустила птица в клетке, - Разучилась песни петь. Ей бы с веточки на ветку. К небу синему взлететь! Запирают птиц в неволе, Заставляя песни петь. Птицам хочется на волю, В небо синее взлететь.
***** Солнце землю нагревая, | ***** Мы не заметили жука ***** Уж тает снег, бегут ручьи, |
Список используемой литературы
Литература, используемая педагогом
для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.
4. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....