Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Тихомирова Татьяна Леонидовна

Одним из наиболее эффективных методов развития речи у дошкольников является мнемотехника. Она помогает развитию связной грамматически правильной речи с использованием наглядного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности дошкольников

Тихомирова Татьяна Леонидовна

Воспитатель ГБДОУ д/с №34

Санкт-Петербург

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики.                                                                              

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего коррекционного процесса.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.     

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Применение мнемотехники позволяет решать такие задачи:

  1. оказание помощи детям в становлении и развитии связной речи
  2. мелкой моторики рук, при частичном или полном графическом воспроизведении;
  3. перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  4. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, (что позволяет облегчить детям поиск и запоминание слов), которые максимально приближены к речевому материалу.  Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для диких птиц и животных - ель.

Существуют правила работы с мнемотаблицами: 

  1. не использовать больше 2-х схем в день;
  2. число квадратов в схеме не должно превышать девяти;
  3. таблицы должны быть цветными, но главное понятными детям;
  4. занятия строятся по принципу от простого к сложному, от мнемоквадратов до цепочек, и позже – к таблицам. 

На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несёт в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.  Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время обучения детей связной речи. Они учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность, логичность и последовательность. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Применяются мнемотаблицы для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов и при пересказах художественной литературы.

Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:

  1. рассматривание таблицы и разбор изображений;
  2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование);
  3. пересказ или рассказ текста с опорой на таблицу

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Таким образом, можно сделать выводы, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1.добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2.формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3.применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать  план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование игрового наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: метод игрового наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей при пересказе

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится  искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете...

Семинар для педагогов ДОУ "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"

Использование мнемотехники при составлении рассказов, разучивании стихов, загадывании и отгадывании загадок. ...

мнемотехника,как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание....

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...

«Мнемотехника как средство мотивации речевой активности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста»

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития познавательно-речевой активности ребенка, поскольку в этот отрезок времени закладывается фундамент его знаний и умений, которым он...

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...