Семинар для педагогов ДОУ "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"
презентация по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар для педагогов "Мнемотехника в развитии речи". | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логической последовательности своего повествования. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и др. Плохая дикция.
Отличительные особенности технологии : имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; приемы запоминания индивидуализированы; широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.
Мнемотехника -технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет. Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого « mnemonikon » – искусство запоминания.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица
Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Хитрый ёж Хитрый ежик-чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застежек. На иглу нацепит ежик Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдет, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Стихотворения На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы .
Пересказ При пересказе с помощью мнемотаблиц , дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка" с опорой на мнемотаблицу .
Отгадывание загадок
Проговаривание скороговорок
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент .
Вывод В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей при пересказе
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете...
МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Консультация для воспитателей...
Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей.
Статья опубликованная в сборнике тезиов, докладов и сообщений участников XVII научно - практической конференции....
мнемотехника,как средство мотивации речевой активности детей.
Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание....
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...
Консультация для педагогов "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"
Консультация для педагогов "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"...