«Мнемотехника как средство мотивации речевой активности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Сухих Елена Николаевна

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития познавательно-речевой активности ребенка, поскольку в этот отрезок времени закладывается фундамент его знаний и умений, которым он будет пользоваться в дальнейшей, взрослой жизни.

Развитие связанной речи, формирование познавательной активности детей, является одной из важнейших задач воспитания в деятельности педагога ДОУ, т.к. неразрывно связана с формированием мышления ребенка, с приобретением знаний, с самовыражением всех людей. В связи с этим у педагогов возникает острая необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умений в области развития дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №24 «Журавушка»

комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

Тема: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста».

                                                     Выполнила: учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

                             Гридасова Е.Н.

Тема доклада: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста».

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития познавательно-речевой активности ребенка, поскольку в этот отрезок времени закладывается фундамент его знаний и умений, которым он будет пользоваться в дальнейшей, взрослой жизни.

Развитие связанной речи, формирование познавательной активности детей, является одной из важнейших задач воспитания в деятельности педагога ДОУ, т.к. неразрывно связана с формированием мышления ребенка, с приобретением знаний, с самовыражением всех людей. В связи с этим у педагогов возникает острая необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умений в области развития дошкольников.

Проблемы речи детей:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми с ТНР я использую инновационные технологии. Одним из приёмов новейшей технологии является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образованием искусственных ассоциаций.

  • Мнемотехника помогает развивать:
  • Ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • мелкую моторику рук;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» — наклонившееся дерево.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Принцип работы с мнемотаблицей:

1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2.Преобразование символов в образы.

3.Пересказ при помощи символов.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

  • Для обогащения словаря.
  • Игры на образование родственных слов «Снежная картинка», «Волшебное дерево».
  • Для формирования грамматического строя речи «Мнемосхемы для знакомства падежей».
  • Игры для формирования фонематической стороны речи «Звуковые символы», «Схемы характеристики звука», «Автоматизация звуков».
  • Для развития связной речи «Схемы предметов», «Описательные рассказы по лексическим темам», «Обучение пересказу», «Заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, загадок!, «Самостоятельное составление мнемосхем».

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.
         По результатам логопедического мониторинга групп комбинированной направленности нашего сада у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. Значительно развилась речевая активность.

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

Список литературы

1.Гальцева  Н.А.,  Корсакова  Е.Н.  Психолого-педагогическое  сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в условиях социально-образовательной среды учре-ждения // Логопед.–2016.–No 1.

2.Каспер  Н.В.  Архитектурная  составляющая  реализации  программ  ранней  по-мощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология.–2016.–No 1.

3.Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организа-ции служб ранней помощи // ред. М.М.Цапенко/ сост. Е.В.Самсонова, В.Н.Ярыгин – М.: МГППУ, 2011–220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей при пересказе

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится  искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете...

Семинар для педагогов ДОУ "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"

Использование мнемотехники при составлении рассказов, разучивании стихов, загадывании и отгадывании загадок. ...

мнемотехника,как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание....

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...

Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей

Краткий обзор технологии развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....