Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели: Познакомить детей с веществом – водой, ее свойствами, использованием, применением.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать словарь по лексическим темам «Транспорт», «Посуда», «Спорт», «Овощи», «Животные», «Птицы», «Рыбы». Упражнять в подборе родственных слов, образовании относительных прилагательных, антонимов, приставочных глаголов, винительного, родительного падежа единственного и множественного числа, творительного падежа имен существительных. Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Развивающие: Развивать навык слогового анализа, внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие с Капелькой»
Вид группы: старшая
Возрастная группа: 5-6 лет
Длительность: 20-25 минут
Форма совместной деятельности: путешествие
Предварительная работа: беседы о водном транспорте, о спорте, где не обходима вода, свойства воды.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, – 3-е изд., испр.и доп. 2015.–368с., СанПиН 2.4.1.3049-13; Парциальная программа «Юный эколог» – С. Н. Николаева – М.: Синтез, 2016.–192с.,
Средства:
зрительный ряд: картонные кастрюльки с прозрачными кармашками и предметные картинки (горох, курица, грибы, мясо, рыба, фасоль, лук, рис, вермишель и др.) Картинки для задания «В чем может храниться вода?»: бутылка, кастрюля, ваза, ванна, дуршлаг, стакан, бочка, решето и др. Опорная схема для составления рассказа о воде.
литературный ряд: «Вода... Волшебница-вода» В. Баронова
музыкальный ряд: шум моря, музыкальная физминутка.
Раздаточный материал: картинки «Сосуды с водой», вода в прозрачных пластиковых стаканах. Миска. Пакетики чая (красный, черный, зеленый). Картинка для развития внимания и мышления «Отражения в воде», Бумажные «капельки» (для рефликсии).
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, столы, стулья
Планируемый результат:
Закрепление развития грамматически правильной фразовой и диалогической речи на основе составления связного рассказа по вопросам;
Закрепление умений выражать свои мысли полными предложениями.
Цели: Познакомить детей с веществом – водой, ее свойствами, использованием, применением.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать словарь по лексическим темам «Транспорт», «Посуда», «Спорт», «Овощи», «Животные», «Птицы», «Рыбы». Упражнять в подборе родственных слов, образовании относительных прилагательных, антонимов, приставочных глаголов, винительного, родительного падежа единственного и множественного числа, творительного падежа имен существительных. Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Развивающие: Развивать навык слогового анализа, внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Здоровьесберегающие. Сохранять здоровье детей средствами физкультминуток.
Ход: 1. Организационный момент.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Усаживайтесь на стульчики.
2 СЛАЙД
Педагог. Рассмотрите картинки и подумайте, какая из них лишняя, и почему.
Детям предлагаются картинки: корабль, лодка, катер, поезд.
Дети. Лишняя картинка – «поезд», потому что поезд – это наземный транспорт, а остальное – это водный.
Педагог. Правильно. И корабль, и лодка, и катер не смогут передвигаться без наличия воды. Вот о ней мы и поговорим сегодня.
3 СЛАЙД
Вода... Волшебница-вода,
Ты на Земле была всегда?
В озерах, реках и канавах,
В морях, могучих океанах.
В болотах, ручейках и миске,
Куда воды налили киске.
Вода – чудное вещество,
Ведь превращается оно
И в лед, и в пар, и в снег, и в град,
И в облако, и в водопад!
Прозрачна чистая вода!
Без запаха, без цвета? Да!
И сразу - каждый это знает –
Сосуда форму принимает.
Вода... Волшебница-водица!
Нас заставляет удивиться...
Нагреем – и горячей станет,
В наш дом тепло с собой доставит.
А если мутная вода,
Её фильтруем мы тогда.
Пить грязную? Так не пойдет!
Ведь может заболеть живот!
Вода... Волшебница-водица!
Где только нам ни пригодится!
И чай попить, и суп сварить,
Стирать и чисто пол помыть.
Цветы водою поливать,
Пожар из шланга заливать.
В круиз далекий поплывем,
Морских ракушек наберем...
Вода... Волшебница-вода...
Ведь без тебя нам никуда!
Вода нужна всегда, везде,
Она – царица на Земле!
В. Баронова
Педагог. Вот о такой Царице-Водице (как о еще одной природной стихии) мы сегодня поговорим. А путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька. Это Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. И хотела бы узнать у вас, что вы знаете о воде. (На чем путешествовать?)
ВОДА В ПРИРОДЕ. Образование относительных прилагательных. Закрепление предлога В.
4 СЛАЙД
Педагог. Давайте рассмотрим слайды, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их, где мы можем увидеть воду в природе?
Дети. Воду можно увидеть в озере, в реке, в пруду, в море, в океане, в ручье, в роднике, в луже, в болоте, в колодце, в водопаде, в дожде.
5 СЛАЙД
Педагог. Какой же бывает вода (по месту нахождения, где протекает). Как она называется? Например: в море – морская.
Дети. В океане – океаническая, в озере – озерная, в реке – речная, в ключе (роднике – ключевая, родниковая, в колодце – колодезная, в болоте – болотная, в дожде – дождевая (ответы детей).
6 -7-8 -9 СЛАЙД
Образование сравнительной степени прилагательных.
Педагог. Сравните лужу, ручей, океан, море и озеро по длине, ширине и глубине. Например: ручей короче реки.
Дети. Лужа меньше озера, озеро меньше моря, море меньше океана. Океан шире моря, море шире реки, река шире ручья. Ручей мельче реки, река мельче моря, море мельче океана.
10 СЛАЙД
Релаксация.
Педагог. А сейчас предлагаю вас закрыть глаза и послушать, как шумит вода в море (можно послушать ракушки).
Дети ложатся на ковер и отдыхают под звуки моря.
11 СЛАЙД
ВОДА НЕОБХОДИМА ВСЕМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ
Образование дательного падежа имен существительных.
Педагог. Кому в природе нужна вода?
Дети. Вода нужна деревьям, рыбам, птицам, животным, людям...
12 СЛАЙД
Педагог. А как вы думаете людям, каких профессий нужна вода?
Дети Вода нужна пожарному, моряку, садоводу, огороднику, повару, парикмахеру...
13-14 СЛАЙД
Педагог. Каким спортсменам нужна вода? (Синхронное плавание, водное поло, академическая гребля
Дети. Вода нужна пловцу, ватерполисту, гребцу, яхтсмену.
15 СЛАЙД
Закрепление союза «чтобы».
Педагог. Итак, вода необходима всем живым существам. Для чего нужна вода растениям? А животным? А людям?
Дети отвечают на вопросы, использую союз «чтобы»
Дети. Растениям нужна вода, чтобы расти. Животным – чтобы пить и чтобы расти. Людям нужна вода, чтобы пить, развиваться, расти, готовить и т.д.
16 СЛАЙД
ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
У детей на столах вода в прозрачных пластиковых стаканах. Стоит миска. Подготовлены чайные пакетики.
Педагог. Ребята, давайте узнаем свойства этого, такого обычного и в тоже время волшебного вещества. Вода – это твердое вещество или это жидкость? (отливают часть воды в ёмкость – миску).
Дети. Вода – это жидкость.
Педагог. Посмотрите на воду (в стакане) и скажите, есть ли у воды цвет?
Дети. Нет, чистая вода прозрачна.
Педагог. А имеет ли вода цвет? Запах? Проверим.
Дети. Нет, вода не имеет цвета и запаха.
Педагог. Скажите, а как же получается, что вода приобретает цвет? (ответы детей).
Все дело в том, что вода является растворителем, и цвет ей могут придать вещества, растворившиеся в ней или попавшие в нее, но не растворенные. То же самое и с запахом: пахнет не сама вода, а частички вещества, попавшие в нее.
Дети опускают чайные пакетики в стаканы с водой и наблюдают, как вода окрашивается в красный, желтый/зеленый и коричневый цвета.
Педагог. Вот так и получается цвет воды. А еще вода может выводить, вымывать ненужные вещества, например, когда с помощью воды стирают белье: какие-то вещества растворяются, а какие-то вымываются вместе с водой. Постираем и мы.
17 СЛАЙД
Музыкальная - физкультминутка «Стирка»
ВКУС ВОДЫ.
Педагог. А какой же вкус у воды? (пробуют)
Дети. Она безвкусная.
Педагог. Правильно, чистая вода не имеет вкуса, но если добавить другие вещества, вкус появится. Какой же по вкусу может стать вода?
Дети. Вода может быть сладкая, соленая, кислая, горькая.
Вода в приготовлении пищи. Образование относительных прилагательных.
Педагог. Без воды невозможно приготовить многие блюда. Для приготовления, каких блюд нужна вода?
Дети перечисляют.
18 СЛАЙД
Педагог. А теперь мы сварим суп. Какая по температуре вода нам понадобится? (горячая)
Детям раздают картонные кастрюльки с прозрачными кармашками и предметные картинки (горох, курица, грибы, мясо, рыба, фасоль, лук, рис, вермишель и др.), просят вставить в кармашек продукт и рассказать, какой суп «сварили»: гороховый, мясной, грибной, рыбный и т.д.
19 СЛАЙД
ФОРМА. Развитие внимания.
Педагог. У воды есть такое свойство: она принимает форму того сосуда, в который налита и находится. Посмотрите, какое разнообразие форм (рассматривают демонстрационную картинку «Сосуды с водой»). Найдите одинаковые сосуды.
20 СЛАЙД
У ВОДЫ ЕСТЬ СВОЙСТВО – ТЕКУЧЕСТЬ
Педагог. Ребята, посмотрите и скажите, из чего может вылиться вода?
21 СЛАЙД
Образование приставочных глаголов от слова «лить»
Педагог. Раз вода текучая жидкость, её можно лить. Я буду говорить начало фразы, а вы продолжите.
Дети образуют приставочные глаголы: в чашку воду .... налили, немножко... подлили..., из стакана в стакан.... перелили, из стакана ... вылили, на пол ... пролили, из стакана немножко ... отлили..., все вокруг ... залили.
22 СЛАЙД
Педагог. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило. Какие признаки весны вы знаете?
Дети. Наступила весна, снег тает, появляются проталины, солнце стало выше и ярче, лед тает на реке, появляются сосульки, появляются почки, просыпаются животные, прилетают грачи, скворцы…
23 СЛАЙД
«Что неправильно нарисовал художник»
Педагог. Молодцы. Ребята, а вода имеет свойства, ещё и отражать предметы. И у вас на столе лежать картинки, где художник неправильно нарисовал отражения деревьев и кустов в воде и рассмотрите их и найдите ошибки.
Образование антонимов – прилагательных.
Педагог. Давайте, повторим, какой же бывает вода.
Вода холодная – ... (горячая), мутная - ... (прозрачная), пресная - ... (соленая), грязная - ... (чистая), тихая - ... (бурливая), безвкусная - ... (горькая и др.
24 СЛАЙД
Беседа о бережном отношении к воде.
Педагог. Да, ребята, наша страна Россия богата водными запасами: реками, озерами, морями и т.д., но, зная теперь свойства воды, как мы должны к ней относится?
Дети. Бережно. Ведь в ней могут раствориться вредные вещества, и она станет непригодной для питья и обитания. Вода будет мутной, грязной. Её нельзя будет использовать.
Педагог. Воду нужно беречь, она нам очень нужна. Вот послушайте, что об этом говорит Капелька.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря –
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет…
Берегите ВОДУ!
Рассказ о воде по наглядному плану.
Дети под руководством и с комментариями педагога рассматривают таблицу и рассказывают о воде.
1. Цвет 2. Запах. 3. Вкус.
4. Форма. 5. Температура. 6. Прозрачность. 7. Вода – жидкость. 8. Где встречается? 9. Кем, как используется? 10. Польза. Вред. 11. Наше отношение.
Сюрпризный момент.
Педагог. Ребята, а ведь, есть еще и природная вода, богатая полезными веществами, солями и минералами, и называют её минеральной! Капелька вас угощает. Давайте её попробуем! А ещё Капелька благодарит вас за это прекрасное путешествие и предлагает вам посмотреть мультфильм «Берегите воду».
Ребята вам понравилось, наше путешествие? Я вам предлагаю выбрать по одной капельке, если:
- «Капелька улыбается» - все понятно, все понравилось.
- «Капелька в недоумении» - остались вопросы, что то не понятно.
- «Капелька грустная» - было трудно, ничего не понял.
Детей угощают минеральной водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
Досуг "Мастера большой Руси"...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...
Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: формирование у детей интереса к произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...
Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности
Развитие речи старших дошкольниковв познавательно-экспериментальной деятельности "Древесина"...