Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путешествие в страну сказки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему
«Путешествие в страну сказок»
Этап: «Подготовительный» (I этап)
Занятие №1
Цель: формировать у детей представление о литературном жанре – сказке и её разновидностях.
Задачи:
- Активизировать запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов (героев) и сюжетов.
- Познакомить детей с тремя категориями сказок.
- Учить определять вид сказки (волшебные, бытовые, о животных).
- Упражнять в составлении фраз и развёрнутых предложений в процессе беседы.
- Учить детей рассуждать на тему «Что такое сказка».
- Развитие понимания дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Сказка»).
- Воспитывать интерес к русскому фольклору.
Оборудование: три куклы в разных нарядах; сюжетные картинки по сказкам «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок»; предметные картинки с изображением атрибутов из разных сказок; картинка с изображением «посиделок».
Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.
Ход занятия
- Организационный момент
Педагог: «Здравствуйте, гости дорогие! Я вас пригласила сегодня на посиделки!!!».
Дети рассаживаются на свои места.
- Основная часть
Педагог: «Что такое посиделки, кто знает? (индивидуальные ответы детей).
Педагог помещает на доску картинку с изображением девичьих посиделок в древние времена.
«Посиделки» - это собрание, вечеринка деревенской молодежи, устраиваемая для развлечения в зимнее время. Идти на посиделки. Прясть на посиделках… Люди в старые времена коротали (то есть проводили) время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня у нас посиделки, мы будем разговаривать, шутить. Говорить, беседовать мы с вами будем о сказках.
- Кто мне скажет, что такое сказка?» (индивидуальные ответы детей).
Педагог обобщает сказанное: «Сказка, ребята, это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть».
Педагог побуждает нескольких детей воспроизвести сказанное о сказке, обращая внимание на правильное построение предложений.
- Работа с пословицами и поговорками:
Педагог: «Русский народ очень любит сочинять сказки, а также много разных пословиц и поговорок. Есть поговорки и о сказках. Послушайте».
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Сказка — складка: послушать сладко.
- Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Педагог: «Как вы понимаете смысл этих поговорок и пословиц? (индивидуальные ответы детей).
Педагог: «Сказки бывают народные и авторские. Как вы думаете, что такое «народные сказки»? (ответы детей). А что означает «авторские сказки»? (ответы детей). Народные сказки сочиняет народ, а авторские – это сказки, написанные одним человеком, ну например, вы все наверняка знакомы со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»? Кем она написана? (Педагог: «Конечно, эта сказка авторская, её автором является Пушкин А.С»)». А вам знакома сказка «Колобок». Какая она – авторская или народная?».
- «А какие бывают сказки?»
- Волшебные сказки
- Сказки о животных.
- Бытовые сказки
- Кто помнит, как начинаются многие русские народные сказки? («Давным-давно; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…».)
- Знакомство с видами сказок
Педагог: «Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая – самая…. Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке - какая она? (ответы детей) Правильно, дети. Вот сказки и спорили. Спорили долго. Хотите послушать, как они спорили?
Педагог показывает куклу в сказочном костюме волшебной сказки: «Посмотрите, кто к нам пришёл! Это «Волшебная сказка» явилась!».
В.С.: «Я - самая прекрасная сказка! Меня любят больше всех! Меня читают больше всех!»
Педагог: «Волшебная сказка, скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше, прекраснее всех?
В.С.: «Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!»
Педагог: «Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может, вы знаете сказочных злодеев? (дети называют Баба Яга, Кощей Бессмертный)
В.С.: «А ещё, во всех моих сказках есть волшебные предметы.
Педагог: «А ребята мои знают какие-нибудь волшебные предметы из волшебных сказок? (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода, шапка-невидимка).
В.С.: «Вот вы сами увидели, что я – лучше всех!» (Кланяется, дети хлопают).
Педагог: «Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, это «Сказка о животных».
Педагог: «Здравствуй, моя помощница!»
С.Ж.: «Здравствуйте! Узнали вы меня? Совершенно верно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся, переживают…».
В.С.: «А у тебя есть волшебные помощники?»
С.Ж.: «Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами. Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!».
Педагог: «К нам пожаловала еще одна гостья!»
«Бытовая Сказка»: «Здравствуйте! Я - королева бытовых сказок! Бытовые сказки – вот самые правдивые сказки! Герои моих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости».
Педагог: «Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?» (педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом).
Дети: «Волшебные, сказки о животных и бытовые.
Педагог: «А почему они так называются?»
Дети: «В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа».
Физминутка «Три медведя»
Педагог: «А сейчас я предлагаю вам поиграть: представим, что мы очутились в русской народной сказке «Три медведя».
Три медведя в сказке жили,
(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)
В перевалочку ходили.
(Идут переваливаясь из стороны в сторону)
К ним девчушка прибежала,
(Бег на месте)
В дом зашла и увидала:
(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)
Стол большущий у окна,
(Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке)
Стула три – вот это да.
(Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально)
Чашки три, и ложки три,
(Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга)
Три кровати: посмотри.
(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)
Ела Маша и пила,
(Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту)
На кроватку прилегла
(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)
И уснула сладким сном.
(Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках)
Что случилось потом?
(Руки слегка разводят в сторону)
Тут медведи воротились,
(Идут, переваливаясь из стороны в сторону)
Увидев Машу, рассердились.
(Руки на пояс, делают сердитое лицо)
Маша очень испугалась
(Изображают испуганное лицо)
И домой она умчалась.
(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)
(Саламатина А. А.)
Педагог: «Молодцы, ребята. Подскажите мне, к какому виду сказок относится русская народная сказка «Три медведя»? (Ответы детей). Отлично, вы правильно все поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали. Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Педагог при необходимости, помогает, подсказывает).
Бытовые сказки: «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок».
Волшебные сказки: «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди».
Сказки про животных: «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Теремок».
Педагог: «Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех?» (Ответы детей.)
Педагог, подводя итог беседе: «Конечно, друзья мои, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по-своему. Но все-таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!».
- Заключительная часть
Педагог: «Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, из какой сказки эти предметы и вспомнить их названия».
Игра «Из какой сказки предмет?»
Картинки с изображением: трёх стульев (маленького, среднего, большого) из сказки «Три медведя», стрела, яйцо, солома, кирпичи, мастерок, топор, котёл, пряжа, смола, метла.
Каждый ребёнок выходит к доске.
Педагог просит назвать, что изображено на картинке: - «Что изображено на картинке?»
Ребёнок: «На картинке изображены три стула».
Педагог: «Расскажи, в какой сказке эти предметы встречаются?».
Ребёнок: «Три стула – это предметы из сказки «Три медведя».
И так далее педагог учит каждого ребёнка строить развёрнутые, полные предложения.
- Итог занятия
Педагог: «Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки.
- Давайте еще раз вспомним виды сказок.
Педагог: «Вот и подошли к концу наши посиделки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников
Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путаница"
Занятие №2...
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.
Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной группы с ОНР Тема: сказка "Снегурочка"
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста сказкиФормирование ...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование
laquo;Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование
Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на ...