Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность».
консультация по развитию речи
Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_rechi_doshkolnikov_cherez_igrovuyu_deyatelnost.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов
На тему: «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность».
Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС
Познание мира у дошкольников происходит через игру. Поэтому организации игровой активности в дошкольных образовательных учреждениях определяется особая роль в образовательном процессе. А от педагога требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой активности и развития показателей физического роста.
Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цели игровой активности в детском саду распределяются по образовательным направлениям работы с малышами:
- дидактические — знакомство и расширение представлений о мире вокруг, отработка умений и навыков, определённых требованиями к развитию сферы познания у дошкольников (через обучающие игры, например, дети старшей группы учатся «сдруживать» буквы, то есть составлять слоги), развитие навыков трудовой деятельности (к примеру, в сюжетно-ролевых играх малыши первой младшей группы помогают маме в уборке);
- развивающие — развитие внимания, речи, процессов мышления, памяти, формирование умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, стимуляция воображения, творческого видения, фантазии;
- воспитательные — формирование инициативности, нравственных и волевых качеств, партнёрства, общительности;
- социально-коммуникативные — приобщение к соблюдению правил, принятых в социуме, развитие умения контролировать свои эмоциональные проявления, способности общаться с товарищами и взрослыми.
Образовательные задачи игр имеют свои особенности в зависимости от возраста детей и вида игры. По содержанию игры бывают:
- дидактические или обучающие, направленные на объяснение, отработку или закрепление учебного материала;
- подвижные, нацеленные на укрепление и сохранение здоровья малышей;
- театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал маленьких воспитанников
Классификация видов игровой деятельности
Виды игровой деятельности могут распределяться по функции взрослого и форме проявления инициативы у детей:
- творческие игры или игровая активность по желанию ребят (малыши сами выбирают игру, обозначают цель и придумывают правила, взрослый находится в позиции наблюдателя);
- дидактическая, подвижная и театрализованная игровая активность или игры, инициируемые педагогом (эти способы взаимодействия определяются рамками правилами, установленными взрослым);
- игровая активность, определённая традициями народа (к этому виду относятся музыкальные игры, а также исторические игры).
Организация и руководство игровой деятельностью
ФГОС обозначены основные составляющие организации игры. Это совокупность:
- условий организации;
- условий мотивации ребят;
- условий реализации, в том числе и учёта времени для осуществления замысла игры.
Когда проводятся игры
Игры организуются четыре раза в день:
- после прихода в детский сад перед завтраком (от 5 до 40 минут);
- после первого приёма пищи и до начала занятий (от 5 до 7 минут);
- во время прогулки (час-полтора);
- после сна (20–40 минут).
Приёмы в игровой деятельности
В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. Так, на вводном этапе игр преобладающими будут объяснение и демонстрация, а на основном этапе театрализованных игр акцент будет на практической деятельности малышей.
Словесные приёмы
Речевое взаимодействие в игровой деятельности реализуется при помощи:
- объяснения, которое может быть представлено в виде сказочного сюжета (например, условия обучающей игры «Буква растёт» педагог может разъяснить с помощью сюжета о том, что буква хорошо кушала и стала расти — дети показывают, как из маленькой буквы в одном углу листа, она превращается в большую в противоположном конце листа);
- загадок и стихотворений (обычно этот приём используется педагогом для мотивации малышей, так, перед театрализованной игрой «Зеркало» своим воспитанникам старшей группы я загадываю загадку «Висит Окошко. В Окошке — Антошка. Отошёл Антошка — Пустое Окошко»);
- чтения, практикуемого в группах, где есть дети, умеющие читать (суть приёма в том, что условия игры дети читают сами в «волшебных инструкциях» или «письмах» сказочных персонажей).
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.
Таким образом, игровая деятельность является важным аспектов в развитии речи дошкольников.
Список литературы:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1 9 9 9 . — 159с.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7 . — С.66-70.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 1996.
4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: П р о с в е щ е н и е , 1 9 9 5 .
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1990.
6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 1 . — С.59-66.
7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. — М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"проблема развития связной речи дошкольников через игровую деятельность"
Описание взаимосвязи развития речи дошкольников с развитием мелкой моторики, памяти и внимания, межличностных взаимоотношений. Развитие речи через игровую деятельность...
Проект "Пути оптимизации в развитии речи дошкольников через игровую деятельность"
Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь....
Консультация для педагогов"Развитие эстетических представлений дошкольников через изобразительную деятельность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20905954","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для педагогов «Развитие эстетических представлений дошкольников через изобразительную деятельность»
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива....
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театра...
Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами. Основны...
Рекомендации для педагогов «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
Работа по развитию речи и устранению ее недочетов требует большого мастерства педагога, терпения и креативного подхода к каждой игре. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности...