План работы по самообразованию по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

городского круга город Шарья Костромской области

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие связной речи детей

старшего дошкольного возраста»

на 2021-2022 учебный год

                                                                                                                                                                                                               Подготовила в-ль:

                                                                                                                                             Зеленцова С.А.

2021 год.

Актуальность проблемы развития речи:

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы.

Форма отчетности:

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации:

с 1 сентября 2021 по 30 мая 2022года.

Участники:

  • воспитатели;
  • дети старшей группы;
  • родители.

План работы по самообразованию:

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ проблемы.

сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

2

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение литературы по теме.

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста»

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение методического объединения по развитию речи.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение занятий по развитию речи  детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества с родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

май

Презентация итогов работы по самообразованию.

Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста:

Форма работы

Задачи

Сроки

1

Диагностические исследования дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

Сентябрь

2

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов.

Обучение связному последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного

пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Октябрь

3

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам.

Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Формировать анализ, синтез. Развивать умения детей составлять

связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный

запас детей.

Ноябрь

4

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Декабрь

5

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний.

Январь

6

Работа над развитием речи через театрализованную

деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок»

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Февраль

7

Заучивание стихотворений.

Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.

Март

8

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Апрель

9

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете  по теме.

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Май

.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  систематизировать  работу по формированию социальных норм и правил поведения  у детей старшего возраста....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

План по самообразованию на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В работе описаны актуальность, цель, задачи и план работы с методической литературой, с детьми, со специалистами и с родителями....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

Самообразование " Нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста "

Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Перспективный план работы с родителями по теме " Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Перспективны план работы с родителями по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...