Самообразование " Нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста "
консультация
Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование. "нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста ".
Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи
• Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.
• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.
Актуальность
Умение создавать тексты, адекватные ситуации деятельности, коммуникативной задаче, является вершиной и целью усвоения языка.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Неоценимыми для практической работы по формированию связной речи у детей с ОНР являются мысли Л. С. Выготского о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления. В коррекционно – логопедической работе с детьми с ОНР используется поэтапная система формирования навыков построения связных высказываний.
Анализ результатов диагностики детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывают, что у детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
предполагаемый результат:
дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения; используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец) ; развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные) .
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1.Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования | |||
дата | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи. | М. 2008г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Бородич A.M. Методика развития речи детей | М. 2001 г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Волкова Г. А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. | – С-Пб. : Детство-Пресс, 2009 | Смотреть тетрадь по самообразованию |
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
участие в методической работе детского сада | ||
дата | тема | форма участия |
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством Дидактических игр и игровых приёмов» | Мастер- класс | |
Развитие связной речи в игровой деятельности дошкольников. | Выступление на педсовете |
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Методы и приемы развития связной речи» | Изучение методик и приемов | |
Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» | Придумывание зачина рассказа | |
«Скворечник» | Формирование представлений об основной части рассказа. Знакомство с понятием «основная часть текста» на примере рассказа по серии сюжетных картин | |
«Зима» | Построение середины высказывания по предложенной теме | |
на примере рассказа Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял») . | Знакомство с понятием «окончание рассказа» | |
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЕРИИ КАРТИН | Использование нетрадиционных методов и приемов при обучении рассказыванию детей с ОНР | |
Текст с «прятками» | рассказывание текста с использованием «спрятавшихся у детей предметных картинок, которые дети поднимают согласно логике изложения текста | |
Текст с «хвостами» | договаривание предложений с использованием предметных картинок | |
Текст со «звоночками» | подбор пропущенных педагогом слов в тексте, заменяемых звонком, побуждающим детей к подбору нужного слова) 2.«Придумай начало (середину, конец | |
Текст «шиворот навыворот» | исправление смысловых несоответствий в тексте и в рисунке к тексту) 3.«Связи и взаимодействия между объектами» (прием наглядного моделирования | |
«Оживи картинку» | Характеристики объектов и действий | |
«Расскажи самому себе» | пересказ самому себе | |
Текст «ты мне - я тебе» | пересказ в диалогических парах | |
«Сам себе режиссер» | игра-драматизация или инсценирование текста с использованием игрушек, силуэтов | |
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ | выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
- Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
- Выступление на педсовете
- Консультация
- Семинар-практикум
- Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
- Выставки детского творчества
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» | Консультация для родителей |
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста | Консультация для педагогов |
«Мои любимые игрушки» | Открытое ООД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...

Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Рассказ по картине как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...

Кубик Блума современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов ч...

Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Хочу остановиться на игровом приеме, который меня заинтересовал своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной деятельности и на любой...