Перспективный план по развитию речи + рисование в старшей группе.
материал по развитию речи

Касимова Гузель Курбановна

Перспективный план по развитию речи + рисование в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию речи + рисование в старшей группе.

Сентябрь.

1-я неделя.- обследование  

2-я неделя. - обследование  

3-я неделя - обследование

4-я неделя. Тема: «Осень. Признаки осени»

Развитие речи – составление рассказа «Здравствуй осень».

Цель: учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. (По плану воспитателя)

Рисование – «Осенние листья» (Лыкова ст.гр. стр. 50)

Цель: учить рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику.(смешивать краски для получения нужных оттенков).

                                          Октябрь

1-я неделя. Тема: «Овощи. Огород»

Развитие речи – составление описательного  рассказа об овощах.

Цель: Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.( по плану воспитателя)

Рисование – «Загадки с грядки» (Лыкова ст. гр. стр. 44)

Цель: учить предавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках, учить смешивать краски для получения нужного оттенка.

2-я неделя. Тема: «Фрукты. Сад»

Развитие речи – составление описательного рассказ о фруктах.

Цель: Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Фрукты”. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.( по плану воспитателя)

Рисование – «Яблоко - спелое, красное, сладкое» (Лыкова ср. гр. стр. 42)

Цель: Учить детей  красками многоцветное яблоко, смешивать краски для получения оттенков.

3-я неделя. Тема: «Лес. Грибы»

Развитие речи – Пересказ и драматизация сказки «Под грибом»  В.Сутеева

(Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр. , стр. 25)

Цель: учить детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию предметных картинок; формировать логическое мышление на основе установления причинно-следственных и временных отношений между предметами и явлениями, изображенными на картинках

Рисование – «Грибное лукошко» (Лыкова ст. гр. стр. 42)

Цель: учить детей создавать композицию из грибов в лукошке; формировать у детей умения передавать в рисунке образы предметов; формировать у детей умения располагать изображение по всему листу. Закрепить технику рисования красками.

 

4-я неделя. Тема: «Деревья. Кусты»

Развитие речи – составления рассказа - описания «Деревья»

Цель: Расширить словарь по теме; составление описательного рассказа о дереве с помощью плана-схемы; развитие речевой памяти и фонематического слуха;

Рисование – «Деревья в нашем парке» (Лыкова ст.гр. стр.32)

Цель: учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны. Развивать технические навыки в рисовании цветными карандашами.

Ноябрь.

1-я неделя. Тема: «Одежда»

Занятие 1: Пересказ адаптированного рассказа Н.Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи. Занятие 11

Занятие 2: Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи. Занятие 9

2-я неделя. Тема: «Обувь»

Занятие 1: Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи. Занятие 10

Занятие 2:

3-я неделя. Тема: «Игрушки»

Занятие1: Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Д\у «Подскажи слово».Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов антонимов. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Старшая группа . Стр. 82

Занятие 2: Обучение рассказыванию: описание кукол. Помочь детям составить план описание куклы; учить детей, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Старшая группа . Стр. 43

4-я неделя. Тема: «Посуда»

Занятие 1:Перессказ РНС «Три медведя» с элементами драматизации.

Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Закреплять у детей умение образовывать существительные с уменшительно-ласкательным значением;

Упражнять детей в логическом изложении высказывания;

Воспитывать артистизм, воображение и умение пеоедавать интонации героев сказок.

Занятие 2:

Декабрь.

1-я неделя. Тема: «Зима».

Развитие речи -  составления рассказа по сюжетной картине «Петя и снеговик». (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.38)

Цель: закрепить представление детей о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;  Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).Учить составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по сюжетной картинке. Развивать творческие способности и фантазию.

Рисование – «Белая берёза под моим окном» (Лыкова ст. гр. стр. 92)

Цель: учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с гибкими ветками.

2-я неделя. Тема: «Домашние животные»

Развитие речи – составление рассказа «Найда» по опорным картинкам. (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.50)

Цель: учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления;  развитие творческого мышления: придумывание завязки рассказа, предположения о дальнейшем развитии действия;

Рисование – «Нарядные лошадки» (Лыкова ст. г. стр.62)

Цель: закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам

дымковской росписи. Совершенствовать технику рисования красками.

3-я неделя. Тема: «Дикие животные»

Развитие речи – Рассказ по опорным картинкам «Кто как зиму проводит» (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.52)

Цель:  расширение и активизация словаря детей; закрепление в речи названий диких животных наших лесов,    их детенышей, частей тела, жилищ; обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану;

 Рисование – «Лиса-кумушка и Лисонька-голубушка» (Лыкова ст.гр. стр.74)

Цель: учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Совершенствовать технику рисования красками.

 4-я неделя. Тема. «Новый год»

Развитие речи – составление рассказа по опорным картинкам  «Новый год» (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.52)

Цель: Учить составлять рассказ по картинкам; Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа).

Рисование – «Наша ёлочка» (Лыкова ср. гр. стр. 74)

Цель: учить детей рисовать новогоднюю ёлку красками, передавая особенности её строения и размещение в пространстве; формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями, учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании.

 

                                                   Январь.

2-я неделя. Тема: «Зимующие птицы»

Развитие речи – составление описательного  рассказа о зимующих птицах. (По плану воспитателя)

Цель:  Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»; Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы». Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.

 Рисование – «Как розовые яблоки на ветках снегири»  (Лыкова ср. гр. стр. 90)

Цель: учить рисовать снегирей на ветках: строить простую композицию, передавая особенности внешнего вида птиц  - строение тела и окраску.

- совершенствовать технику рисования  красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта.

3-я неделя. Тема: «Грузовой и пассажирский транспорт»

Развитие речи – пересказ – драматизация сказки  В.Сутеева «Кораблик» (По плану воспитателя)

Цель: формировать навыки связно и  последовательно пересказывать текст  с опорой на графические схемы. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

 Рисование – «Автобус» (Бондаренко под. Гр. стр. 449)

Цель: Развивать умение изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение, красиво, размещать изображение на листе, рисовать крупно.

Совершенствовать изобразительную технику: рисовать карандашами, закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета.

Закрепить знания детей о разных видах транспорта; правилах дорожного движения.

4-я неделя. Тема: Профессии на транспорте».

Развитие речи  -   составление рассказа о профессиях транспорта. (По плану воспитателя)

Цель: Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, работающих на транспорте, используя план-схему.

Рисование - «Скорая помощь едет по дороге»

Цель: Расширять и обобщать знания детей об окружающем транспорте; Развивать творчество детей; Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, передавать пропорции и характерные детали;

Закреплять и совершенствовать умения в рисовании и закрашивании спец машин -скорой помощи.

Февраль.

1-я неделя. Тема: «Детский сад»

Развитие речи  - составление рассказа «мой любимый детский сад» (По плану воспитателя)

Цель: Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада.

Закреплять умение составлять описательные рассказы, способствовать развитию воображения. Развивать память и мышление.

Воспитывать любовь к своему детскому саду, уважение к людям разных профессий, доброжелательное отношение друг к другу.

Рисование – «Наша группа» (Лыкова ст.гр. стр. 124)

                       «Дети делают зарядку» (Бондаренко ст.гр. стр.)

Цель: упражнять в детей в рисовании фигуры человека в движении.      

закреплять способы рисования красками;  вызвать интерес к занятию спортом; развивать мелкую моторику; формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца.

2-я неделя. Тема: «Стройка. Профессии».

Развитие речи  - «Путешествие на стройку» (По плану воспитателя)

Цель: закрепить знания дошкольников по теме “Строительство”. Формировать представления о видах домов, этапах строительства домов, строительных профессиях; Продолжать расширять представления дошкольников об окружающем мире; учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Рисование –  «Строители строят дома» (По плану воспитателя)

Цель: учить передавать картину строительства; - учить правильно располагать изображения на листе : дома, людей, технику, сохраняя их пропорции и относительную величину; -учить рисовать строительную технику; -

3-я неделя. Тема: «Наша Армия»

Развитие речи -   составление описательного рассказа «Наша Армия» (По плану воспитателя)

Цель:  Дать детям знания об армии. Сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Соотносить военные профессии с военной техникой.

 Учить составлять описательные рассказы по плану.

Рисование – «Солдат на посту» (По плану воспитателя)

Цель: Способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение  располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения цветными карандашами.  Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии.

4-я неделя. Тема: «Мебель»

Развитие речи –  составление рассказа-описания о мебели. (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.45)

Цель: закрепить понятие “мебель” и назначение каждого из предметов мебели. Учить подбирать слова описания, составляя рассказ, используя прием эмпатии, развивать описательную, связную речь ребенка.

Рисование – «Мебель в моей квартире»

Цель: Развивать умение определять и называть некоторые части мебели. Учить передавать в рисунке форму, относительную величину. Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные усилия и навыки. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Закрепить технику рисования карандашами.

                                                   Март.

1-я неделя. Тема: «Весна»

Развитие речи  -  составление рассказа о весне (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.65)

Цель:    закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов по опорным картинкам. 

Рисование  – «Солнышко нарядись» (Лыкова ст. гр. стр.152)

Цель: вызвать у детей желание создать образ весеннего солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства Закрепить умение рисовать концом кисточки.

 2-я неделя. Тема: «Перелётные птицы»

Развитие речи  - составление рассказа о перелётных птицах. (По плану воспитателя)

Цель: закрепить знания детей о перелётных птицах, активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»; обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

Рисование – «Ласточка» (По плану воспитателя)

Цель:  учить рисовать ласточку.   Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Учить изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах и используя приемы рисования, усвоенные на предшествующих занятиях. Продолжать формировать умение свободно владеть кисточкой, учить плавным поворотам руки при рисовании.

       

3-я неделя. Тема: «Домашние птицы»

Развитие речи –  Пересказ сказки К.Ушинского «Петух и собака» (По плану воспитателя)

Цель:   учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.     Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.

Рисование – «Храбрый петушок» (Лыкова ср. гр. стр. 34)

Цель: Учить детей рисовать петуха, передавая форму частей тела, красивое оперение  нетрадиционным способом (ладонью, пальчиками . бумажными тампонами). Развивать наблюдательность, фантазию, образное воображение.

4-я неделя. Тема: «Моя семья.  Части тела»

Развитие речи  - Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык» (По плану воспитателя)

Цель: закреплять лексику по теме «Части тела»;  продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту;

Рисование – «Весёлый клоун» (Лыкова ст. гр. стр. 120)

Цель: учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида в связи передачи несложных движений. Закрепить приёмы рисования красками.

                                                Апрель

1-я неделя. Тема: «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Развитие речи – Составление описательных рассказов о рыбах. (По плану воспитателя)

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
 Рисование  –  «Разноцветные рыбки»  (Бондаренко ст. гр.)

Цель: вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами; учить обводить контуры по трафарету, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; расширить представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.

2-я неделя. Тема: «Космос»

Развитие речи – составить описательный рассказ «Космос» с опорой на картинки. (По плану воспитателя)

Цель: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Космос», закрепить знания о первом космонавте Ю.А. Гагарине; упражнять детей в подборе слов-определений; учить детей составлять рассказ о космосе с опорой на картинки.

Рисование – « Ракета летит в космос». (По плану воспитателя)

Цель: продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики.

 Закреплять умение детей рисовать ракету, летящую в космосе.

 Воспитывать интерес к празднику - Дню Космонавтики. Совершенствовать

технику рисования красками.

3-я неделя. Тема: «Весенние сельскохозяйственные работы. Откуда хлеб пришёл?»

Развитие речи – пересказ и драматизация сказки «Колосок» (По плану воспитателя).

Цель: Формировать умение составлять пересказ украинской народной сказки «Колосок» последовательно, близко к тексту с опорой на  серию картинок,
  обогащать словарный запас детей;

Рисование –  «Хлебный колосок» (По плану воспитателя)

Цель: учить передавать характерные особенности злаков (пшеница, рожь), применяя известные приемы. Воспитывать аккуратность. Закрепить технику рисования кисточкой.

4-я неделя. Тема: «Наш город. Моя улица»

Развитие речи:  «Расскажи о своём городе»

Цель: уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями; Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь;

 Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе.

Рисование – «Наш город» (Бондаренко Т.М. ст.гр. стр.268)

Цель: -Расширять представления детей о родном городе; Учить детей рисовать большой дом, деревья передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

Май.

1-я неделя. Тема: П.Д.Д.»

Развитие речи – пересказ сказки «Подарок от зебры» (По плану воспитателя)

 Цель: Формировать умение пересказывать сказку последовательно, близко к тексту с опорой на  серию картинок, обогащать словарный запас детей;

ПОДАРОК ОТ ЗЕБРЫ

Жила-была в Африке лошадка по имени Зебра. И гордилась она своими черно-белыми рубашками. Как-то раз вздумалось ей по миру побродить. Бродила, бродила, никто не попадался ей на пути, пока она не попала в город. Зебру поразило то, что огромное количество автомобилей мчалось по улице и не позволяло пешеходам перейти ее.

Подземного перехода не было. Зебре было жалко людей. Она положила свою рубашку на дорогу. Водители увидели яркие полосы и остановились. Люди с радостью стали переходить дорогу.

Но настала пора возвращаться в жаркую Африку. И Зебра подарила людям свою рубашку. Но рубашка была одна, а переходов много. Тогда люди на переходах стали рисовать белые полосы. Полосатый переход стали называть «зеброй» в память о своем друге.

Теперь пешеходы сразу видят, где переходить улицу, а водители видят издалека, что здесь может появиться пешеход.

Рисование - «Перекрёсток» (По плану воспитателя)

Цель: Учить детей создавать композицию, Продолжать знакомить с разной техникой рисования. Воспитывать интерес к рисованию, желание порисовать ещё. Напомнить и закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям.  

 

2-я неделя. Тема: «Насекомые»

Развитие речи -  пересказ рассказа «Сороконожка» (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» ст. гр., стр.68).

Цель: закрепить обобщающее слово «насекомые»; знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку; воспитывать любознательность к миру насекомых.

Рисование –  «Божья коровка» (По плану воспитателя)

Цель: Учить детей рисовать выразительный образ насекомого.
Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка.
Усовершенствовать технику рисования красками, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка.
Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.

3-я неделя. Тема: «Полевые цветы. Комнатные растения»

Развитие речи –  составление описательного рассказа о полевых цветах и комнатных растениях. (По плану воспитателя)

Цель: расширить представление детей о цветах и комнатных растениях (об их внешнем виде, где произрастают); упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме.

Рисование: «Фиалка с натуры» (По плану воспитателя)

Цель: учить передавать в рисунке характерные особенности строения растений, соблюдать пропорции деталей, закрепить и расширить представления о комнатном растении – фиалке. Совершенствовать технику рисования красками.

4-я неделя. Тема: «Лето»

Развитие речи  -  «Лето- весёлая пора»

Цель: учить составлять описательный рассказ о лете; согласовать существительные с прилагательными в роде, развивать связную речь, активизировать словарь по теме «Лето»,  воспитывать любовь к природе.

Рисование -  «Весёлое лето» (Лыкова ст.гр. стр. 20)

Цель: учить рисовать простые сюжеты о лете;  подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. Закрепить технику рисования цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Задача- повышение уровня  развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....

Перспективный план по развитию речи в I младшей группе.

Перспективное планирование в первой младшей группе по развитию речи у дошкольников....

Перспективный план по развитию речи (подготовительная к школе группа)

Первспективное планирование на год по развитию речи...

Перспективный план по нетрадиционной технике рисования в старшей группе с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих  мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес...

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования в старшей группе на 2020 -2021 учебный год к образовательной технологии по нетрадиционному рисованию

План по взаимодействию с родителями и воспитателями в  рамках технологии по нетрадиционному рисованию за 2020– 2021  учебный год Сентябрь Анкетирование родителей «Нетрадицио...