Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Овощи" (синквейн)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сердцева Алина Алексеевна

Конспект занятия с использоваием техники синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znyatie_po_razvitiyu_rechi_ovoshchi.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи по лексической теме «Овощи» с применением метода Синквейн в старшей группе

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об овощах с использованием метода Синквейн

Задачи:

Образовательные: активизация словаря по теме «Овощи»; совершенствование и обогащение словаря словами: определениями, прилагательными, глаголами. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие: развитие связной речи, памяти, речевого слуха, мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, активности, инициативности, навыков сотрудничества, самостоятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

- Овощи: капуста, морковь, помидор, огурец, лук, картофель, чеснок, перец, кабачок, тыква, баклажан, кукуруза, свекла, редис, репа

- Где растут, когда сажают, когда собирают, как ухаживают, где можно купить, как употребляют в пищу, чем убирают

- орудия труда

Техническое обеспечение занятия:

Оборудование: проектор, экран, аудиозапись детской песни «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…», презентация-синквейна - овощи, предметные картинки для составления синквейна.

Демонстрационный материал: синквейн презентация-овощи.

Раздаточный материал: Осенние листочки на каждого ребёнка, картон формата А4 зелёного цвета на каждого ребенка, детали-заготовки для составления картинки- овоща на каждого ребенка, клей-карандаш, салфетки, медальки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Овощи», Д/и «Найди по описанию», «Что сначала, что потом», «Что растет в саду, огороде?», «Узнай на ощупь, на вкус», «Четвёртый лишний», игра – хоровод «Кабачок», разучивание песни «Что нам осень принесла?», чтение произведений художественной литературы об овощах; работа над составлением синквейнов-овощи.

Планируемые результаты:

- расширенное преставление об овощах;

- сформированость навыков употребления имени прилагательного, глаголов с именем существительным в мужском и женском родах и подбора к ним определений;

- дети умеют составлять рассказ по теме овощи с использованием метода синквейн;

- расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие

(дети стоят в кругу вместе с воспитателем).

Здравствуйте, ребята!

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Наши ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг - другу улыбаемся!

(воспитатель предлагает детям сесть на свои места)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень). А какие приметы осени вы знаете (желтеют и опадают листья на деревьях, птицы на юг улетают, становится холодней, дует ветер, идёт дождь, люди собирают урожай и т. д.)

2. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(Спокойный выдох)

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:

Осенние листочки на веточках висят

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а (руки в стороны)

Рябиновый – и-и-и (руки наверх)

Березовый – о-о-о (Руки вверх и образуют «О»)

Дубовый – у-у-у (руки вперед)

Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей.

Видеозапись песни «Антошка».

Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в страну «Огородную». Вы уже догадались, кто там живет? (Антошка, овощи). Покружись, покрутись в стране «Огородной» окажись.

Вот мы и очутились на огороде. Ой а тут письмо от Антошки, оказывается он не хочет копать картошку потому что ничего не знает об овощах. Поможем ему в этом, расскажем об овощах.

- Где растут овощи (в огороде на грядке).

- А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)

- А одинаковые ли они? (нет)

- Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)

- Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)

- Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную)

- Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)

- Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

3. Объяснение нового материала.

Есть особые стихотворения, в которых нет рифмы. Такие стихи называются синквейн. Сегодня мы с вами научимся придумывать стихи-синквейны про овощи.

Показ и обсуждение презентации "Овощи" с использованием метода Синквейн.

Воспитатель: А теперь, мы прогуляемся по огороду.

Физминутка

Мы пойдем в огород (шагаем на месте)

Что там только не растет (разводим руки в сторону)

Огурцы сорвем мы с грядки (срываем воображаемые огурцы)

Помидоры с кожей гладкой (показываем руками силуэт шара)

Длинная морковка (опускаем вниз руки и соединяем ладони внизу)

От нас укрылась ловко (приседаем и прикрываем голову рукой)

Дергай, дергай из земли (встаем, делаем движения - дергаем из земли)

Все собрали — посмотри! (Прикладываем руку ко лбу)

4. Аппликация-синквейн-помидор.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько слов мы с вами назвали, связанных с овощами. А теперь давайте этими словами мы расскажем стихотворение-синквейн про наш любимый и полезный овощ-помидор.

Дети на столах, с помощью воспитателя составляют таблицу-синквейн-помидор.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Какие хорошие стихи-синквейны у вас получились!

Где мы сегодня с вами были.

Понравилось вам на огороде.

О чем мы сегодня говорили.

Что нового еще сегодня узнали.

Ребята, нам нужно вернуться из путешествия по огороду в детский сад.

Давайте скажем слова: Покружись, покрутись в детском саду окажись.

5. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, Антошка, хоть и был ленивый, но приготовил для вас подарки в корзинке!

Раздача медалек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...