Использование природного потенциала окружающей среды для развития речи ребёнка
статья по развитию речи
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Природа – это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать»
(Н.Г. Гарин-Михайловский)
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребёнка. Каждое знакомство с природой- урок развития детского ума,творчества чувства. Своей необычностью, новизной разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка.Вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость, мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.
При наблюдении за птицами, обратите внимание на их повадки. Например, заметьте, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.
Вышли на прогулку - спросите: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдайте, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложите повернуть лицо к ветру, отметьте, что от ветра становится холоднее.
Учите детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.
При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке - закат. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.
Наблюдения на прогулке чередуйте с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.
Чтобы ребенок составил сложное предложение,он должен уметь пользоваться словом в соответсвии с ситуацией, ему необходимо понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:
- «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,
-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,
-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,
-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,
-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,
-«Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад».
Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи.
Помочь в составлении грамотных предложений может совместный рассказ ребёнка и взрослого. Для начала необходимо составить план рассказа, чтобы ребёнку было легче ориентироваться о чём и в какой последовательности нужно гороить.
План составления рассказа:
Какая летом природа и погода?
Куда отправились дети, и чем они занимались?
Почему вам нравится лето?
Примерный рассказ.
Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. На деревьях и кустарниках зеленеют сочные листья, а земля покрыта травой, как ковром. Кругом цветут и благоухают цветы. Около цветов порхают пестрые бабочки.
Однажды летним, теплым, солнечным днем ребята отправились отдыхать на речку. Каждый из них нашел себе увлекательное занятие. Петя и Аня взяли с собой мяч и стали играть в волейбол. Лиза решила рассмотреть ароматные луговые цветы, а Коля принес коврик, расстелил его и стал загорать. Природа и погода были просто прекрасны. Летом очень хорошо ходить на рыбалку, ловить рыбу. А еще приятнее искупаться в теплой воде. Вот бы лето никогда не заканчивалось.
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у детей большое значение уделяют дидактическим эколого-речевым играм. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у ребёнка мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Дидактические игры:
«Нужно – не нужно», «Съедобное – несъедобное», «Кто, где живёт?»,
«Отгадай, что за растение», «Узнай на вкус», «Подбери листок», «Что за птица?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу», «Что сначала, что потом», «Что опасно для природы», «Угадай, что в мешочке»
«Когда это бывает?», «Чей хвост?»
Ещё пример дидактической игры : «Подбери слово»
-Трава зеленая, как… (лягушка, огурец)
-Солнце круглое, как (тарелка, обруч, яблоко, мяч, шар, баранка)
-Одуванчик пушистый, как (вата, снег, пух)
-Облака белые, как (снег, соль, сахар)
Пример подвижной игры: Игра (с мячом) «Подбери признак»
-Лето (какое).
-Солнце (какое).
-Небо (какое).
-Трава (какая).
-Вода (какая).
-Облака (какие).
-Дождь (какой).
Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, необходимо использовать опосредованные наглядные методы. Такие как:
1.Показ картины мало знакомой детям по содержанию. В этом методе объясняется
толкование новых слов, происходит их сравнение по смыслу со словами знакомыми детям. Для рассматривания картин нужно выбрать такие, тематика и содержание которых, мало знакомы детям. Например, дети, живущие вдали от водоёмов или железнодорожных путей, обогатят и активизируют свой словарь, благодаря картинам «У пристани», «Прибытие поезда» и др..
Детям будут понятны слова пристань, палуба, перрон, вокзал, станция, рельсы и т.п.
2. Метод – рассматривание знакомых детям картин. Здесь более активна речь
детей, их ответы на наши вопросы.
3. Большой эффект в активизации, закреплении и обогащении словаря получаем при
следующих методах: показ диафильмов, кинофильмов, чтение художественных
произведений с опорой на наглядность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений К. Д. Ушинского в развитии речи ребёнка старшего дошкольного возраста.
В данной статье представлены рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста....
"Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав данную тему. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываютс...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»
Программные задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на ЗемлеРассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит.Зак...
Презентация "Использование образовательного потенциала развивающей среды для решения задач по ФЭМП".
презнтация игр по математике...
Презентация "Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Презентация может быть использована воспитателями ДОУ в родительских собраниях, в педагогических советах...
Использование потенциала театрализованной деятельности для развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Презентация опыта работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ...