2020. Мастер -класс "Использование подручных предметов и материалов для развития речи ребёнка"
материал

Тюрина Оксана Владимировна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_master_klass_igry_s_podruchnymi.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

ул. Дружбы,33

Мастер – класс «Использование подручных предметов и материалов для развития речи ребёнка»

 

Составитель:

учитель-логопед Тюрина О.В

Кулунда, 2020

Добрый день. Очень приятно видеть вас сегодня здесь. Тема нашего мастер-класса "Использование подручных предметов и  материалов для развития речи ".

 

 Все игры я разделила на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование правильной воздушной струи, игры на развитие звукового восприятия,  игры на формирование лексико- грамматического строя речи.

        1.  Конечно же, многие знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков.

·       Представим ситуацию, мама занята приготовлением ужина, ребёнок крутится возле нее.  Самый простой способ у современных мам: "Иди, не мешай, мне некогда. Посмотри пока мультики". Сама мама, включив музыку в телефоне или телевизор на кухне, готовит спокойно ужин . А лучше и полезнее сделать так: предложить ребёнку перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым ребёнок окажет  посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так. Или просто рассыпать чуть-чуть крупы и попросить собрать в разные тарелки или чашки, формируя тонкие движения рук. Конечно будет всё рассыпано по столу, по полу, может быть испачкана дорогая скатерть или кружевная салфетка, но сколько пользы для дорогого дитя. Потом вместе с ним это можно и смести, и стереть. Постепенно он приучиться и к порядку.  

·       Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, ту же крупу или фасоль в манке или гречке. А какая релаксация, маме и самой понравится. Можно прятать мелкие фигурки животных, доставать их и говорить, если малыш ещё не говорит: "Смотри, кто это? Зая, миша, коза, лиса". и т.п. А как кричит коза?"

·        Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, соли, муке, что есть под рукой и тут же подуть через трубочку, развивая воздушную струю. Той же трубочкой можно и порисовать, отработать цвет, если малыш путает цвета.

·       Дали спички без коробки, счетные палочки, разломали спагетти на куски разной длины, сделали домик с забором,  какие -то фигуры, ребёнок и сам подскажет или сделает что-то своё. Используем всё, что не опасно, бигуди, воронки, например или пластиковые стаканы и ложки, сделав из стаканов башню.

·       Делать аппликации крупой на пластилине. Коробки из под печенья, конфет не выбрасываем, а делаем на ней всем, чем не жалко.

·       Чистить скорлупу вареных яиц, картошку , сваренную в мундире, когда готовите салат, например. Скорлупу  можно использовать для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

·       Печём пирожки, дали ребёнку кусочек теста:"Мни, тяни, катай, делай колбаску или колобка" и т.п. И постоянно озвучиваете свои действия.

·       Когда готовим суп, даем ребёнку мытые овощи, чётко называя их и рассказываем, какой овощ твёрдый или мягкий, круглый или овальный, полезный и т.п. Развиваем тем самым лексику и тактильные ощущения, даем понюхать. Даём погрызть морковь, жуёт ребёнок, развивая жевательные мышцы.

  • Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко пластиковой бутылки.
  • Не выбрасывайте крышки из-под банок, бутылок. Взяли майонезные ведёрки, в крышке вырезали дырки, чтобы крышка пролезла и суём в эту прорезь, замена дорогим игрушкам с вкладышами. Вырезать можно дырки разной формы - квадратной, овальной и т.д. И давать ребёнку инструкцию, в квадратную дырку сунь красную крышку, а в круглую- белую и т. п.
  • Нанизывать макароны на шнурок, будет браслет или бусы. Шнурки оставляйте от  порванной обуви, например, постирали и используем.
  • Можно насыпать крупы в воздушные шарики, спрашивая: "Что в этом шарике лежит?" , развиваются тактильные ощущения.
  • Прислали вам посылку в пупырчатой плёнке, не выбрасывайте, помойте и схлопывайте пузырьки, не только пальцами одной руки, сначала правой, затем левой, потом обеими, развивая межполушарное взаимодействие.
  • Не надо выбрасывать коробки из-под обуви,  новогодних подарков, красивые мешочки и пакетики, в них можно складывать какие-то поделки или материалы для будущих игр с ребёнком. Обклеиваем скотчем для прочности и используем.
  • Можно даже использовать туалетную бумагу для игр. Взяли рулон и тянем, сделали дорожку, по ней нужно пройти, держа равновесие.

Оторвали кусок и накручиваем на карандаш. Раскрасили, глазки, получилась гусеница. Старые газеты идут в ход. Рвем на мелкие кусочки и устраиваем салют.

Разнообразие занятий с крупами и другими подручными материалами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для  пальчиков. Сенсомоторное развитие -это очень важное направление в развитии речи.

       2.  Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

·       Наберем в тазик  или миску воду, опустим туда бумажный кораблик (можно самим сложить оригами), пробку от бутылки , фантик, рожки и т.д. . Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек. Перевязали фантик ниткой, получилась бабочка: "Деем, как сильный ветер".

·       В емкость наберем воду и дуем в трубочку: "Давай устроим бурю в стакане", затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.

·       Остудим чай, дуем на чай, компот и просим его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.

·       Задуй свечку. Дома можно зажечь ребенку свечку и просить потушить. Но здесь важно ребенку объяснить, что свечку можно зажигать только со взрослыми.  

·       «Змейка», отрываем кусочек салфетки, ватку, ту же макаронину, кусочек фрукта или овоща кладем его на кончик языка и дуем. Поставили ворота из трубочек или спичек, из ваты скатали мячик, играем в футбол.

·       А теперь вместе с вами сделаем занимательный дыхательный тренажёр (бумажный стакан, аптекарская резинка, трубочка, ножницы, перчатка). В бумажном стакане вырезаем дырку диаметра трубочки, сверху надеваем перчатку,  крепим резинкой, вставляем трубочку и дуем. Можно украсить перчатку по желанию.

 

3. Сейчас немного хочется рассказать о фонематическом слухе и развитии слухоречевого внимания. Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом.

Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки.  И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация.  Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.

     Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака.  Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.

     Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы.  Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.

Сначала мы развиваем слухоречевое внимание на различении неречевых звуков.

·         Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

·         Погремите горохом или гречкой в стеклянной или металлической  банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. Берём контейнеры от киндер-сюрпризов или какие- то баночки, пузырьки или флаконы.  Лучше делать сразу по два одинаковых  и подбирать одинаково звучащие.

  • Игра "Повтори": Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
  • Детям постарше можно предложить, поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пирожки, печень и картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники, суп с вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели можно выучить.
  • Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин или загадать загадку. Что я сегодня приготовила? (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
  • Предложите ребенку убрать  посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы.

-Куда  уберём рыбу?

-В морозилку уберём рыбу.

4. Плавно переходим к формированию грамматического строя речи.

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:

Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)

         А еще поиграйте так.

  • Для следующей игры выберите себе один овощ или фрукт. К то больше вспомнит слов, подходящих к слову яблоко? Какое оно? Вкусное, круглое, красное, душистое, сладкое, большое, полезное ... А батон какой? Мягкий, сдобный, вкусный, сладкий, ароматный… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся яблочко, батончик, вишенка…                                                                     «Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. и наоборот: вишнёвое варенье из чего?
  • Игра «Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).
  • Игра «Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.)
  • Игра «Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, термос, терка, сахарница…
  •  Игра «Приготовим сок, варенье или компот». Из яблок сок или пирог-яблочный, варенье или пюре -яблочное, запеканка яблочная.
  •  Игра «Упрямые слова». Расскажите , что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.
  •  Игра «Из двух – одно». Поучите  ребёнка составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).

    То есть у нас есть возможность показать ребёнку настоящие предметы , потрогать их, увидеть и услышать их действия и результат. И поверьте, это быстрее запомнится и останется в голове ребёнка, чем картинки, которые мы показываем в книжках или их заменители-игрушки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по предметам «Радуга» (изо. деятельность), «Развитие речи и ознакомление с окружающим», «Самоделкин» (Ручной труд) в старшей группе, тема : "Золотая рыбка"

Методический материал предназначен для педагогов, родителей и воспитателей дошкольных учреждений. На этом занятии дети выполняют фильм своими руками по сказке А.С.Пушкина "Золотая рыбка", работа творч...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Мастер -класс дает возможность представить приемы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребенка навыки связной речи, расширение словарного запаса....

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей

Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Мастер-класс для воспитателей "Методы и приёмы активизации речи ребёнка"

Развитие речи детей младшей группычерез использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий...

Мастер - Класс "Упражнения с Монтессори - материалами на развитие первичных математических представлений"

Мастер - Класс "Упражнения с Монтессори  - материалами на развитие первичных математических представлений"...