Использование потенциала театрализованной деятельности для развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
материал по развитию речи
Презентация опыта работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование потенциала театрализованной деятельности для развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Используя в работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, различные технологии и анализируя результат их применения, я пришла к выводу, что совместная театрализованная деятельность способствует развитию звуковой культуры речи, интонационной выразительности, диалогической и монологической речи. Поэтому, учитывая особенные возможности здоровья детей с ТНР, я разработала план – программу «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности. (Приложение № 1) Дети в группе компенсирующей направленности обучаются с 5 до 7 лет, поэтому план – программа рассчитана на два учебных года.
Цель программы: Развитие культуры и техники речи, артистических способностей старших дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность.
Задачи:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию и эмоциональную окраску речи;
- создать условия для преодоления страха публичного выступления;
- знакомить с некоторыми видами театрального искусства, театральными профессиями.
Общая система организации работы по театрализованной деятельности:
- знакомство с театрами разного жанра;
- знакомство с текстом художественного произведения;
- освоение выразительных средств передачи образа;
- изготовление макетов, атрибутов, декораций;
- проигрывание содержания на макете;
- организация театрализованного представления.
Театрализованная деятельность организуется и проводится во время, свободное от непосредственно образовательной деятельности. На протяжении всего периода содержание и формы деятельности постепенно усложняются. Реализация программы проходит поэтапно.
Подготовительный этап: в режимные моменты я включаю артикуляционные, дыхательные упражнения и пальчиковые игры для развития звуковой культуры речи, интонационной окраски речи.
Во второй половине дня я использую: систему упражнений логоритмики для формирования темпа и ритма речи, игры с использованием танцевально-двигательной техники, которые способствуют развитию фонематическое восприятие, координация движений; этюдную технологию с целью преодоления у детей страха публичного выступления и развития актерских навыков.
Детям с ТНР в начале учебного года озвучивать героев очень сложно. Поэтому, я разработала сказку без слов «Курочка ряба». (Приложение № 2) Использование этого приема способствует формированию у детей внутренней речи.
В целях создания условий для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе организован театральный уголок. В уголке находятся с различные виды театров (пальчиковый, картонажный, настольный и т.д.); костюмы героев сказок, сшитые родителями; атрибуты. Дети в свободное время самостоятельно или по договоренности выбирают вид театра, сказку или героев для обыгрывания сказки. В результате самостоятельной театрализованной деятельности у детей появляется желание выступить перед зрителями в роли актеров. Вместе с детьми мы выбираем сказку для спектакля.
Основной этап: обязательно читаем оригинальный вариант сказки. Обсуждаем сколько героев в сказке, если героев не хватает, дети предлагают, кого добавить, если избыток – какого героя можно убрать и как при этом измениться сказка. Затем совместно распределяем роли по желанию детей. По содержанию сказки составляем список декораций, костюмов и атрибутов. В этот период дети знакомятся и с театральными профессиями. Изготовление декораций - это трудоемкий и очень интересный для детей процесс. Сначала мы рассматриваем иллюстрации к сказке, дети рисуют эскизы, мы выбираем оптимальный вариант и приступаем к изготовлению декораций. Подбор материала, красок, кисточек – это моя работа, раскрашивание деталей – это возможность детям выполнить работу художника – декоратора. Подготовка костюмов для героев это направление, в котором под большим секретом участвуют родители.
Самый сложный и трудоемкий процесс, конечно, разучивание ролевого текста. Ролевые тексты разучиваю с детьми в группе. На этом этапе осуществляется взаимодействие с учителем-логопедом по отработки четкости произношения поставленных у детей звуков. Организую режиссерские игры с различными видами театра во время которых дети в игровой форме отрабатывают диалоги и ролевые действия. После этого происходит постановка сценического действия на площадке среди декораций
Заключительный этап: премьера спектакля перед родителями воспитанников на заседании семейного клуба «Забота». На следующий день мы обязательно выступаем перед детьми нашего детского сада.
Воспитанниками группы компенсирующей направленности были показаны сказки: сказка без слов «Курочка Ряба», кукольный театр «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Зайка ищет новый дом».
По результатам педагогической диагностики освоения план-программы «Сказочная страна» есть положительная динамика:
- у детей развивается речевая активность;
- дети выбирают роли и участвуют в театрализованных представлениях;
- имеют представление о разнообразии театрального искусства, театральных профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик" (Для детей старшего дошкольного возраста)
Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик"(Для детей старшего дошкольного возраста)Актуальность:Одним из направлений развития детей в дошкольного возраста, согласно Федеральному государственн...
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста». Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной д...
«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...
Значение театрализованной деятельности для развития детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
"Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»
Самообразование....
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...
Роль театрализованной деятельности в жизни детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности. В статье выявлены педагогически ус...