Использование произведений К. Д. Ушинского в развитии речи ребёнка старшего дошкольного возраста.
статья (развитие речи, подготовительная группа) по теме
В данной статье представлены рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование произведений К. Д. Ушинского в развитии речи ребёнка старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст в современной педагогике рассматривается как промежуточное звено между дошкольным детством и последующим систематическим образованием в школе, поэтому особенно важно в этот период обращать внимание на становление таких видов деятельности, которые станут фундаментом для развития учебной деятельности как ведущей в период обучения в начальной школе. Грамотная, правильно построенная речь – основа развития современного ребёнка.
В Медицинской энциклопедии речь определяется как «важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей и способ существования сознания»
В старшем дошкольном возрасте интересны сказки К. Д. Ушинского, обращение к которым способствует формированию и развитию речевой деятельности дошкольников. Обратимся к отдельным художественным текстам и приведём конкретные примеры нашей работы с детьми в подготовительной дошкольной группе.
На одном из занятий по образовательной области «Чтение художественной литературы» мы обратились к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна.
Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.
Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете».
После выразительного прочтения педагогом-воспитателем данного рассказа ребятам были заданы следующие вопросы:
- Все ли слова в этом тексте были для тебя понятны. Ты знаешь, что такое луг, сенокос? Объясни (если дошкольники затрудняются с ответом, педагог сам комментирует, показывает иллюстрации, фото-слайды).
- Какое время года оказалось для Мити самым лучшим? Как ты думаешь, почему мальчик не смог выбрать самое интересное время года?
- А у тебя есть любимое время года? Расскажи о нем. Почему это время года нравится тебе больше других?
Развитие речевой деятельности ребенка осуществляется в форме беседы, когда воспитатель задает дошкольнику вопросы определенного характера и получает на них ответы, стимулируя ребят к развитию связной монологической речи. Недаром Марк Туллий Цицерон писал: «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства». Необходимо дошкольников учить выражать словами свои чувства, эмоции, отношение к окружающему.
На другом занятии мы обратились к рассказу К. Д. Ушинского «Утренние лучи»:
«Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул».
После выразительного прочтения педагогом-воспитателем данного рассказа ребятам были заданы следующие вопросы:
- Как солнечные лучи будили жаворонка, зайчика, петуха, пчёл, маленького лентяя? (если ребята затрудняются ответить на этот вопрос, педагог ещё раз внимательно читает те эпизоды, которые помогут при ответе, особое внимание обращая на уместность употребления тех или иных слов при описании птиц, зверей, человека)
- Попросите ребят пофантазировать. Как бы поступили они, если бы их разбудил первый луч солнца?
Разговаривая с ребятами о данном тексте, важно прививать им любовь к слову, к его красоте, ведь как сказал древнегреческий мудрец Солон: «Слово есть образ дела».
Учите ребят отвечать полно, подробно, тактично исправляйте неверно употребленный падеж при согласовании, форму слова, просите говорить четко, не искажая слова. Учите детей внимательно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать.
Воспитателю-педагогу не следует направлять ответ ребенка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, воспитатель должен учить дошкольников объяснять свою точку зрения, грамотно выражать свои мысли, чтобы они были понятны не только говорящему, но и слушающим. Речевое развитие не является обособленным процессом. Всё: и развитие фантазии, и формирование произвольной памяти, и чуткое восприятие художественного слова, и умение сконцентрироваться при ответе на вопросы – способствует формированию и последующему развитию речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: « Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"
Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....
«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...
Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста
Консультации для родителей...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Материал будет интересен педагогам старших групп дошкольных учреждений, использующих в своей практической деятельности информационно-коммуникационные технологии....