Викторина по речевому развитию "Юные грамотеи" для детей 6-7 лет компенсирующей направленности с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Викторина направлена на закрепление знаний у детей с ОНР по образовательной области "Речевое развитие". Подобраны коррекционные речевые игры, упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»
(для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР)
Цель: закрепление имеющихся знаний у детей с ОНР в области речевого развития.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; учить составлять слова из слогов (устно); упражнять в составлении простых предложений;
- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
-Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Проложи ряд»; презентация для задания «Закончи предложение» (слайды с изображением отдельных картинок: один слайд – одна картинка); листы с письменным заданием для капитанов команд «Найди слово»; простые карандаши; указка; фишка.
Примечание: викторину можно проводить как в рамках одной группы (команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, учитель – логопед.
Задания оформлены таблицами для того, чтобы членам жюри было удобнее делать заметки о выполнении заданий каждой командой и только потом заносить результаты в оценочный лист.
Ход викторины:
Ведущий. Словесная разминка.
Вправо повернитесь-
Руку другу пожмите.
Влево повернитесь-
Тоже руку пожмите.
А теперь, друзья, внимание!
Ждут вас разные задания:
Словесные игры, шифровки из слов…
Посмотрим сейчас, кто ответить готов!
Кто дружит со звуком, слогом и словом.
Я думаю, точно все вы готовы.
Начнем, как обычно, с разминки.
Отвечайте точно, быстро, без запинки.
Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)
- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;
- кровать из дерева (какая?) – деревянная;
- шапка из меха (какая?) – меховая;
- кольцо из золота (какое?) – золотое;
- кувшин из глины (какой?) – глиняный;
- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;
- платок из пуха (какой?) – пуховый;
- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;
- каша из манки (какая?) – манная.
Ведущий. Показывает детям фишку или другой маленький предмет (игрушка из киндера) и объясняет, что с помощью этого предмета будет определяться очередность хода. Можно произнести такие слова:
- Перед вами камешек…
В какой ладошке камешек надо угадать,
А если угадаете, вам первым отвечать!
Задание 1. Игра «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. Каждой команде для продолжения дается пять рядов. Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.
Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы:
Словесный ряд для команды № 1 | Словесный ряд для команды № 2 |
1. Банан, лимон, ананас 2. Валенки, кеды, сапоги 3. кувшин, стакан, чашка 4. вишня, клубника, слива 5.утёнок, медведь, собака | 1. редис, огурцы, репа 2. пила, молоток, плоскогубцы 3. платье, пальто, рубашка 4. стол, стул, шкаф 5. жук, стрекоза, пчела |
Задание 2. «Подходящее слово или кто, где живет?»
Ведущий называет слово (жилище животного), дети должны назвать животного. Например: дом - человек. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задание для команды № 2 |
1. гнездо – птица 2. будка, конура – собака 3. улей – пчелы | 1. берлога – медведь 2. дупло – белка 3. нора – лиса, барсук |
Задание 3. «Зашифрованное слово»
Ведущий предлагает детям перепутанные слоги слов, дети должны поставить слоги в правильном порядке и назвать слово. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задания для команды № 2 |
- ка – ру (рука) - са – ко (коса) - ра – но (нора) - са – ли (лиса) | - ша – ка (каша) - ба – шу (шуба) - бо – не (небо) - ра – го (гора) |
Задание 4. «Разложите слова» Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.
Слова для команды № 1 | Слова для команды № 2 |
|
самолёт |
Разминка:
Ну – ка, маленький народ,
Все выходим в хоровод!
Я принимаю такое решение -
Переходим все к движению:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдохнем,
И играть скорей начнем.
И на месте все шагаем.
А теперь скажу я вам:
- Все садимся по местам!
Задание 5. «Повтори шифровку» Для капитанов команд.
Каждому капитану предлагается запомнить и повторить по две шифровки. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке фишка (монетка). Первым начинает отвечать капитан, который угадал, в какой руке фишка:
Шифровка для капитана команды № 1 | Шифровка для капитана команды № 2 |
- дом – стол – арбуз – кошка – миска - озеро – мак – заяц – карандаш – рис | - лодка – цветы – двор – книга – ужин - поле – конь – утка – стул – грабли |
Задание 6. «Рифмы» Командам по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задание для команды № 2 |
- свечка – печка - день – пень - картина – корзина | - подушка – ракушка - ракета – конфета - губа – труба |
Задание 7. «Продолжи слово» Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задание для команды № 2 |
По – поле, пол, поляна, порог Ва – ваза, вата, вагон | Ре – река, ремонт, рекорд Ди – диван, дикарь, Дима |
Задание 8. «Предложение с заданным словом» Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
- Медведь, ветер, снег, солнце.
Задание 9. Задание для капитанов команд. «Найди слово» Письменное задание. Дети садятся за столы и выполняют задание на карточках. Для удобства подведения итогов выполнения задания можно использовать карточки разного цвета (белые, бледно – зеленые).
- УКЕНГШЩЗДОМХФЫВАДОМПРТИМСЧЯДОМЮБЬТИДОМЦУКЕН;
- УКЕНГСАДНГШЩЗХСАДФЫВАПРОЛСАДЖЯЧМИТЬБЮСАДИТЬГШ.
Задание 10. «Закончи предложение» Командам по очереди предлагается закончить предложение (по три предложения каждой команде). Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску). Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Предложения для команды № 1 | Предложения для команды № 2 |
- Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы). - На Новый год мне подарили рыжую ... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки). - Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна). | - В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока). -Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра). - Во дворе гуляли четыре... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка).
|
Задание 11. «Назови противоположное слово»
Противоположные слова называются антонимами. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый, смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадный).
Задание12. «Поможем Роме накрыть стол к обеду»
Миша сказал, что он ест только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.
Ответы детей. (Кофе, компот, кисель, каша, гречка, пюре, гуляш, салат, пирог).
Задание 13.«Фрукты и ягоды»
Компот и кисель нравится, только из тех фруктов и ягод, названия которых состоят из трех слогов. Где выращивают ягоды и фрукты? Идем в сад.
(Дети рассматривают картинку и называют фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня, яблоко)
Молодцы, справились.
Задание14. «Начинка у пирога» должна быть из овощей, название которых также состоят из трех слогов. Идем в огород.
(Дети рассматривают картинку, называют овощи: помидор, капуста, картошка, капуста, огурец).
Задание15. «Игрушки» Миша попросил у Ромы игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в названии которых присутствует тот звук, на который начинается его имя. С какого звука начинается имя маленького, злого волшебника? Назовите игрушки с этим звуком.
Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).
Молодцы, справились.
Ведущий.
Все шифровки повторили,
Рифмы нужные нашли.
Речевые испытания
Вы с достоинством прошли!
Можно в школу собираться,
Покупать портфель пора!
Вы – большие грамотеи,
Я хвалю вас, детвора!
Устали? Вставайте в круг. Встали в круг и взялись за руки.
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Литература:
- От рождения до школы. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «Олма – пресс Образование», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию речевой деятельности детей в подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(2 год обучения)
Перспективный план работы логопеда по развитию речевой деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р.( 2 год обучения) направлен на формирование лексико - граммати...
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Предлагаем примерный план НОД по коррекции речевого развития в подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание», « Речевое развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием Mimio - технологии «Скоро в школу»
Данное занятие будет интерсно педагогам, работающим на коррекционных группах....
Конспект НОД по образовательной области «Познание», « Речевое развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности " В поисках потерянной посуды»
Конспект итогового занятия в группе компенсирующей направленности подготовительного возраста с ОВЗ...
Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно –речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Цель: продолжать знакомить ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...