Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»
методическая разработка по развитию речи
Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик» | 161.86 КБ |
Приложение 1 | 704.44 КБ |
Приложение 2 | 2.18 МБ |
Приложение 3 | 2.63 МБ |
Презентация "Речевая развивающая среда ДОУ" | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»
Степанова С.В., старший воспитатель МДОУ № 8 «Ягодка»
Катав-Ивановского муниципального района
Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, пособия «Построй замок», «Теремок», картотека изографов.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Работа по речевому развитию детей начинается в семье, в дошкольном учреждении мы ее продолжаем. Пособия, которые я представляю, найдены на просторах интернета. Они очень просты как в изготовлении, так и в использовании. Вы смело можете предлагать их родителям.
Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок»
Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок» представляет собой набор разноцветных кубиков. На гранях кубиков расположены цветные картинки определенной тематики. Это пособие привлекает и заинтересовывает детей. Для этого и используется яркий красочный материал, также есть сюжет, с действующими героями из любимой детской сказки, которые могут меняться в зависимости от возраста детей.
Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Задачи: развитие речевой активности, мышления, памяти дошкольников.
При изготовлении пособия могут быть использованы пластиковые, деревянные, картонные кубики (так же и склеенные самостоятельно). Данный выбор материала объясняется безопасностью использования с точки зрения санитарных норм. Высота граней должна быть не менее 7 см, так как на кубике, высотой менее 7 см изображение будет плохо просматриваться, что может затруднить работу с данным пособием. К набору прилагаются картинки различной тематики, которые потом можно будет переклеить.
Возрастная направленность.
Рекомендуется для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет (соответственно, набор картинок, заданий и упражнений должен быть представлен с усложнением). Пособие может быть использовано при организации совместной деятельности детей и педагога (взрослого), так и при самостоятельной игре детей.
Содержание и возможности пособия.
Пособие представляет собой серию кубиков с картинками (количество определяется самостоятельно, в зависимости от тематики, от количества выбранных тем, от возраста дошкольников).
Данное пособие можно использовать, начиная с групп младшего возраста. Если мы берем вторую младшую группу – среднюю, то тематика картинок может быть такой: знакомые детям сказки, стихи об игрушках (например, А. Барто), детские песенки из мультфильмов, элементарные картинки с профессиями, знакомыми ребенку данной возрастной категории.
По мере взросления детей содержание картинок усложняется, можно добавить различные схемы и упражнения.
Пособие можно эффективно использовать и при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, но тогда вся работа должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть ребенку предлагаются игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности.
Заниматься с пособием дети могут индивидуально или небольшими подгруппами (6 – 7 человек) в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.
Данное методическое пособие разработано по развитию речи. На кубиках картинки: сказки и рассказы по программе старшей группы (Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы).
Содержание картинок: (приложение 1)
- Нанайская народная сказка «Айога»
- Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
- Русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка»
- Русская народная сказка «Заяц-хвастун»
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
- Русская народная сказка «Сивка-бурка»
- Рассказ К.Паустовского «Кот-ворюга»
- Рассказ Н.Носова «Живая шляпа»
- Рассказ Н.Носова Автомобиль»
- Рассказ В.Бианки «Купание медвежат»
Дидактическое пособие «Теремок» для развития речи дошкольников
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Дидактическая игра «Теремок»
Цель: развивать речевую активность детей.
Варианты заданий.
1 задание «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
2 задание «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
3 задание «Кто, где живёт?»
Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между
5 задание «Посели жильцов»
Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.
Для пособия подобраны сказки по программе 1 и 2 младшей группы (Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы). Приложение 2.
- « Колобок»
- «Теремок»
- «У страха глаза велики»
- « Снегурушка и лиса»
- «Заюшкина избушка»
- Гуси-лебеди»
- Бычок-черный бочок, белые копыта»
- «Бычок-смоляной бочок»
- Герои мультфильмов
Система работы с изографами
Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия.
Известно, что самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников – нарушения чтения и письма. Поэтому, в детском саду нужно уделять внимание профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов.
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Основной принцип работы с изографами – ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа и составить из них слово.
Работа с изографами направлена на формирование и развитие познавательных способностей, для предупреждения нарушений письменной речи.
Работа по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строю поэтапно:
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём. 2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе. 3. Составление слова. 4. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. 5. Записывание слова — изографа в тетради. 6. Называние букв и звуков слова — изографа. 7. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе. 8. Разделение слова — изографа на слоги. 9.Зарисовка слова — изографа в тетради. 10.Придумывание предложения со словом изографом. 11.Выкладывание из крупы одного из слогов слова — изографа. |
Таким образом, создавая изографы, дошкольники начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки, у них развивается умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах и, как следствие, происходит обучение грамоте:
— вырабатывается зрительное представление слова (рисунки предметов);
— развивается зрительно-двигательная координация (всё соединяется в целое);
— развивается зрительное внимание (ориентир на форму предмета);
— включаются мыслительные операции;
— стимулируется познавательная активность;
— развивается зрительное восприятие в единстве с вниманием, мышлением, памятью и речью.
Всё это способствует постоянному повторению грамматического материала, формирует определенный способ мышления, тренирует в звуковом анализе и синтезе.
Картотека изографов собрана на просторах интернета (приложение 3).
(все выступление сопровождается показом)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Н.Носов «Автомобиль»
К.Паустовский «Кот-ворюга»
Нанайская народная сказка «Айога»
В.Бианки «Купание медвежат»
«Сивка-Бурка»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компоненты речевой развивающей среды Речь педагог Методы и приёмы Оборудование
Качества речи педагога
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей Младшая группа методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); Средняя группа методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса); Старшая и подготовительная группы методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
Модель предметной речевой среды Логопедический уголок Книжный уголок Уголок для сенсорно- моторного развития Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр Уголок для театрализации Развивающая речевая среда
Дидактические пособия по речевому развитию: * Дидактическое пособие «Построй замок» * Дидактическое пособие «Теремок» * Дидактическое пособие «Изографы»
Дидактическая игра «Построй замок»
Дидактическая игра «Теремок»
Дидактическая игра «Изографы»
Организация речевой развивающей среды в детском саду: Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Представление опыта работы на методическом объединении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Организация образовательной деятельности с дошкольниками с использование перфокарт "
В данном материале представленны рекомендации для педагогов ДОУ по организации деятельности с дошкольниками с использование перфокарт....
Мастер-класс для педагогов «Современные технологии в речевом развитии дошкольников"
Мастер-класс для педагогов ДОУ на методсеминаре...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Речевое развитие детей посредством нравственно-патриотического воспитания"
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста, в процессе нравственно- патриотического воспитания.Задачи:• познакомить педагогов с исп...
«Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Эффективные формы работы, как компоненты, благоприятной речевой среды, способствующие содержательной жизни детей в детском саду, которые обогащают и активизируют их речь....
Мастер - класс для педагогов "Занимательные игры по математике для дошкольников с использованием технологии Стосчет" Н.А. Зайцева"
Мастер - класс дя педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн»: оптимизация речевого развития дошкольников».
Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – «дидактический си...
- Мне нравится (1)