Мастер-класс для педагогов "Технология скрайбинг в речевом развитии дошкольников".
учебно-методическое пособие

Маховская Юлия Викторовна

Использование технологии скрайбинг в речевом развитии дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skraybing_v_recheovm_razvitii.docx24.5 КБ
Файл skraybing_prezent_wecompress.com_.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников.

Проблема, её актуальность. В современном мире активно происходят

процессы модернизации образования. Современная дошкольная

педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Педагоги находятся в поиске путей повышения эффективности обучения.

Перед ними ставится задача определить верное направление и создать

благоприятные условия для комплексного развития личности. Одним из

важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение

образовательных технологий. Речь — важнейшее средство общения и

вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период

активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития

всех сторон речи. В настоящее время зачастую у детей дошкольного

возраста наблюдаются следующие проблемы в сфере развития: нарушения

звукопроизношения, скудный словарный запас, неумение согласовать

слова в предложении, неумение описать даже в нескольких словах или

фразах личный опыт впечатлений и ощущений. Недостаточное развитие

речевых средств обуславливает снижение уровня познавательной

деятельности эмоционально-волевой сферы, что приводит в дальнейшем к

появлению затруднений в овладении школьной программой. Развитие речи

является приоритетным направлением во всём учебно-воспитательном

процессе дошкольного детства. Овладение речью является одним из

важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, именно

приобретение, так как речь не даётся человеку от рождения. Поэтому

педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в

которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и

грамотной. Одно из самых любимых занятий детей — это рисование.

Занятия рисованием способствуют и развитию речи: расширению

активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие

коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через

изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами,

учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

В настоящее время педагоги в своей работе используют разнообразные

инновационные формы, методы и технологии в работе по развитию речи.

Достигнуть нового качества знаний, развивать речь, логическое мышление

детей, усиливать творческую составляющую учебного труда, максимально

способствовать повышению качества образования среди дошкольников

поможет технология «Скрайбинг». «Cкрайбинг» — это искусство

отражать свою речь в рисунках, это активное рисование, когда мы,

непосредственно, видим рождение новой «картины», которая

иллюстрируется на лету. Мы и видим, и слышим одно и тоже. Технология

«Скрайбинг» — отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти

подход и заинтересовать любого ребёнка.

Цель технологии – внедрение инновационного метода – скрайбинга, в

развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, как

эффективный метод развития связной речи.

Основные задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и

методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ, работающих

по данной теме (в том числе и на интернет - сайтах);

2. Внедрить инновационную технологию в образовательный процесс ДОУ

и семьи;

4. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению;

5. Повысить уровень развития речи детей, воображения, творческих

способностей путем внедрения технологии «Скрайбинг»;

6. Воспитывать интерес детей к художественной литературе;

7. Увеличить эффективность процесса запоминания;

8. Обогатить словарный запас, развивать речь;

9. Способствовать передачи детьми текста в соответствии с его

содержанием.

Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы.

Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит

параллельно с докладом говорящего. Особенность скрайбинга в сравнении

с другими способами донесения информации заключается в том, что

появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и

воображение человека, что способствует лучшему пониманию и

запоминанию. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде

интересных красочных зарисовок. Рисовать можно чем угодно, и

фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную

доску, сопровождать это всё можно рисунками, пиктограммами,

символами, буквами, цифрами. И самое главное, в этой технологии всё-

таки не картинки, схемы, а история, которая ведёт за собой повествование.

Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он

изображает (сюжет), например, «Это дом, в нем живет моя семья, а это дом

моего друга, а здесь мы гуляем с другом и играем в мячик». Глядя на

рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести

его хотя бы в общих чертах. С помощью «Скрайбинга» можно

«экранизировать» сказки, стихи, загадки. Представим, например, что

ребёнку нужно выучить стихотворение, но его сложно запомнить, к тому

же оно написано текстом без всяких иллюстраций, а дети дошкольного

возраста не все умеют читать, и на слух тяжело запоминается… тогда

предлагаю вам применить технологию «Скрайбинг» — проанализируйте

это стихотворение с ребенком, и попробуйте зарисовать рисунки, которые

у него ассоциируются с текстом. В итоге, ребенок не только быстро выучит

стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Инструменты для скрайбинга:

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент,

который оставляет след, для визуализации изображения:

• фломастер, маркер, ручка, карандаши

• скетчбук

• флипчарт

• доска для рисования.

Виды скрайбинга

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные

виды скрайбинга: рисованный, аппликационный, магнитный,

фланелеграфный, компьютерный. Процесс аппликационного

«Скрайбинга» заключается в том, что параллельно с излагаемым

материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне

выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему

тексту. Например, изучая животных родного края, мы определили: где

они живут, чем питаются, кто их детеныши и т. д. Рисованный

«Скрайбинг» заключается в том, что человек рисует и озвучивает

одновременно. В магнитном «Скрайбинге» мы берем готовые

изображения, крепим их магнитом на магнитную доску. Материалом

для магнитного «Скайбинга» могут быть дидактические картинки,

либо самостоятельно нарисованные и вырезанные картинки, либо

можно взять картинки из каких-либо газет, журналов и т. д. Например,

для успешного запоминания и воспроизведения сказки «Заюшкина

избушка», я использовала уже готовые изображения героев и избушек,

постепенно прикрепляя их магнитами к магнитной доске. При создании

компьютерного скрайбинга используются специальные компьютерные

программы. Я в своей работе использую интерактивную доску. На

доске можно экранизировать сказки, рассказы, стихи, загадки. можно

разучивать и повторять пальчиковую гимнастику. На ней можно

сочетать почти все виды скрайбинга. Скрайбер — немного волшебник.

Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы.

Для «Скрайбинга» много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на

чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Использование «Скрайбинга» с детьми на занятиях помогает им

наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал.

Мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а

набрасываем им упрощенные рисунки. Известно, что чаще всего

какую-либо информацию мы воспринимаем качественнее и лучше

благодаря наглядности. Поэтому устный рассказ «с картинками»

запоминается эффективнее, чем обычный рассказ, написанный

сплошным текстом. В результате применения технологии «Скрайбинг»

у детей успешнее развивается речь, появляется желание пересказывать

сказки, рассказы, легче запоминают стихи, ведь это все проходит в

игровой форме. Используя данную технологию, мы находим пути

повышения эффективности обучения, определяем верное направление

и создаем благоприятные условия для комплексного развития

личности. Скрайбинг — эффективная технология достижения новых

образовательных результатов! Сравнительный анализ проведенного

мониторинга показал положительную динамику речевого развития при

использовании технологии скрайбинг. Поэтому считаю

целесообразным и эффективным использование данной технологии в

воспитательно – образовательном процессе, так как она позволяет в

доступной, привлекательной, игровой форме достигнуть нового

качества знаний, развивает не только речь, но и логику, мышления,

усиливает творческую составляющую дошкольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии « скрайбинг » в речевом развитии детей дошкольного возраста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»

Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения....

Мастер-класс "Квест - игра как эффективная технология речевого развития дошкольников".

Повысить мотивацию педагогов к использованию квест-технологии в работе с детьми по речевому развитию...