Мастер-класс для педагогов "Технология скрайбинг в речевом развитии дошкольников".
учебно-методическое пособие
Использование технологии скрайбинг в речевом развитии дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skraybing_v_recheovm_razvitii.docx | 24.5 КБ |
skraybing_prezent_wecompress.com_.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников.
Проблема, её актуальность. В современном мире активно происходят
процессы модернизации образования. Современная дошкольная
педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.
Педагоги находятся в поиске путей повышения эффективности обучения.
Перед ними ставится задача определить верное направление и создать
благоприятные условия для комплексного развития личности. Одним из
важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение
образовательных технологий. Речь — важнейшее средство общения и
вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период
активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития
всех сторон речи. В настоящее время зачастую у детей дошкольного
возраста наблюдаются следующие проблемы в сфере развития: нарушения
звукопроизношения, скудный словарный запас, неумение согласовать
слова в предложении, неумение описать даже в нескольких словах или
фразах личный опыт впечатлений и ощущений. Недостаточное развитие
речевых средств обуславливает снижение уровня познавательной
деятельности эмоционально-волевой сферы, что приводит в дальнейшем к
появлению затруднений в овладении школьной программой. Развитие речи
является приоритетным направлением во всём учебно-воспитательном
процессе дошкольного детства. Овладение речью является одним из
важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, именно
приобретение, так как речь не даётся человеку от рождения. Поэтому
педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в
которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и
грамотной. Одно из самых любимых занятий детей — это рисование.
Занятия рисованием способствуют и развитию речи: расширению
активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие
коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через
изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами,
учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
В настоящее время педагоги в своей работе используют разнообразные
инновационные формы, методы и технологии в работе по развитию речи.
Достигнуть нового качества знаний, развивать речь, логическое мышление
детей, усиливать творческую составляющую учебного труда, максимально
способствовать повышению качества образования среди дошкольников
поможет технология «Скрайбинг». «Cкрайбинг» — это искусство
отражать свою речь в рисунках, это активное рисование, когда мы,
непосредственно, видим рождение новой «картины», которая
иллюстрируется на лету. Мы и видим, и слышим одно и тоже. Технология
«Скрайбинг» — отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти
подход и заинтересовать любого ребёнка.
Цель технологии – внедрение инновационного метода – скрайбинга, в
развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, как
эффективный метод развития связной речи.
Основные задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и
методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ, работающих
по данной теме (в том числе и на интернет - сайтах);
2. Внедрить инновационную технологию в образовательный процесс ДОУ
и семьи;
4. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению;
5. Повысить уровень развития речи детей, воображения, творческих
способностей путем внедрения технологии «Скрайбинг»;
6. Воспитывать интерес детей к художественной литературе;
7. Увеличить эффективность процесса запоминания;
8. Обогатить словарный запас, развивать речь;
9. Способствовать передачи детьми текста в соответствии с его
содержанием.
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы.
Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит
параллельно с докладом говорящего. Особенность скрайбинга в сравнении
с другими способами донесения информации заключается в том, что
появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и
воображение человека, что способствует лучшему пониманию и
запоминанию. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде
интересных красочных зарисовок. Рисовать можно чем угодно, и
фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную
доску, сопровождать это всё можно рисунками, пиктограммами,
символами, буквами, цифрами. И самое главное, в этой технологии всё-
таки не картинки, схемы, а история, которая ведёт за собой повествование.
Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он
изображает (сюжет), например, «Это дом, в нем живет моя семья, а это дом
моего друга, а здесь мы гуляем с другом и играем в мячик». Глядя на
рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести
его хотя бы в общих чертах. С помощью «Скрайбинга» можно
«экранизировать» сказки, стихи, загадки. Представим, например, что
ребёнку нужно выучить стихотворение, но его сложно запомнить, к тому
же оно написано текстом без всяких иллюстраций, а дети дошкольного
возраста не все умеют читать, и на слух тяжело запоминается… тогда
предлагаю вам применить технологию «Скрайбинг» — проанализируйте
это стихотворение с ребенком, и попробуйте зарисовать рисунки, которые
у него ассоциируются с текстом. В итоге, ребенок не только быстро выучит
стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.
Инструменты для скрайбинга:
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент,
который оставляет след, для визуализации изображения:
• фломастер, маркер, ручка, карандаши
• скетчбук
• флипчарт
• доска для рисования.
Виды скрайбинга
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные
виды скрайбинга: рисованный, аппликационный, магнитный,
фланелеграфный, компьютерный. Процесс аппликационного
«Скрайбинга» заключается в том, что параллельно с излагаемым
материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне
выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему
тексту. Например, изучая животных родного края, мы определили: где
они живут, чем питаются, кто их детеныши и т. д. Рисованный
«Скрайбинг» заключается в том, что человек рисует и озвучивает
одновременно. В магнитном «Скрайбинге» мы берем готовые
изображения, крепим их магнитом на магнитную доску. Материалом
для магнитного «Скайбинга» могут быть дидактические картинки,
либо самостоятельно нарисованные и вырезанные картинки, либо
можно взять картинки из каких-либо газет, журналов и т. д. Например,
для успешного запоминания и воспроизведения сказки «Заюшкина
избушка», я использовала уже готовые изображения героев и избушек,
постепенно прикрепляя их магнитами к магнитной доске. При создании
компьютерного скрайбинга используются специальные компьютерные
программы. Я в своей работе использую интерактивную доску. На
доске можно экранизировать сказки, рассказы, стихи, загадки. можно
разучивать и повторять пальчиковую гимнастику. На ней можно
сочетать почти все виды скрайбинга. Скрайбер — немного волшебник.
Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы.
Для «Скрайбинга» много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на
чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Использование «Скрайбинга» с детьми на занятиях помогает им
наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал.
Мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а
набрасываем им упрощенные рисунки. Известно, что чаще всего
какую-либо информацию мы воспринимаем качественнее и лучше
благодаря наглядности. Поэтому устный рассказ «с картинками»
запоминается эффективнее, чем обычный рассказ, написанный
сплошным текстом. В результате применения технологии «Скрайбинг»
у детей успешнее развивается речь, появляется желание пересказывать
сказки, рассказы, легче запоминают стихи, ведь это все проходит в
игровой форме. Используя данную технологию, мы находим пути
повышения эффективности обучения, определяем верное направление
и создаем благоприятные условия для комплексного развития
личности. Скрайбинг — эффективная технология достижения новых
образовательных результатов! Сравнительный анализ проведенного
мониторинга показал положительную динамику речевого развития при
использовании технологии скрайбинг. Поэтому считаю
целесообразным и эффективным использование данной технологии в
воспитательно – образовательном процессе, так как она позволяет в
доступной, привлекательной, игровой форме достигнуть нового
качества знаний, развивает не только речь, но и логику, мышления,
усиливает творческую составляющую дошкольника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».
Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....
Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...
Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...
Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»
Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов «Современные технологии в речевом развитии дошкольников"
Мастер-класс для педагогов ДОУ на методсеминаре...
Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»
Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения....
Мастер-класс "Квест - игра как эффективная технология речевого развития дошкольников".
Повысить мотивацию педагогов к использованию квест-технологии в работе с детьми по речевому развитию...