Конспект мастер-класса для педагогов ДОО Тема «Диагностика речевого развития дошкольников»
материал (старшая группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО

Тема: «Диагностика речевого развития дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО

Тема: «Диагностика речевого развития дошкольников»

г. Железногорск, 2023 г.

Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Тимошина Елена Ивановна, я воспитатель.

Тема: И сегодня я представляю вам мастер-класс на тему: «Диагностика речевого развития дошкольников».

Цель: Целью мастер-класса является передача опыта по диагностике речевого развития дошкольников старшей группы

Задачи: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию диагностики речевого развития дошкольников старшей группы.

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования диагностики речевого развития дошкольников старшей группы

Развивать интерес, инициативу и желание применять на практике данную диагностику

Оборудование и материалы: каждому участнику мастер-класса предоставляется диагностика речевого развития дошкольников старшей группы на бумажном носителе (таблица 1 в конспекте), сюжетные картинки из серии «Семья», предметные картинки: лимон, яблоко, елка, мальчик, арбуз, рябина, танк, абрикоса.

Ход мастер-класса 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время стала очень актуальной. Для того, чтобы вовремя оказать помощь ребёнку с речевыми нарушениями необходимо проводить диагностику речевого развития.  

Также диагностика позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.

Я хочу представить вам диагностическую программу для определения уровня речевого развития у детей старшей группы, основываясь на общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и разработанную педагогическим коллективом ДОУ систему диагностических материалов в рамках ежегодного педагогического обследования

Для проведения диагностики используются задания, выявляющие уровень освоения ребенком таких частей, как развитие словаря и связной речи, формирование грамматического строя речи, а также воспитание звуковой культуры речи

Таблица 1. Диагностика речевого развития дошкольников

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Связная

речь

1 . Умение составлять рассказ о событиях из личного опыта

2. Умение придумывать концовки

к сказкам.

3. Умение последовательно пересказывать небольшие

сказки и рассказы

Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака,

которая не умела лаять» и

«Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное

произведение, неизвестное ребенку

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

 - Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст

с опорой на иллюстрации. Не пользуется

прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать

по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический

строй речи

1 . Умение

согласовывать прилагательные с существительными.

1. Упражнение «Какой? Какая?

Какое?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на

в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных,

2 балла- ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. 1 балл- ребенок не может подобрать правильно прилагательные к заданным словам

Звуковая   культура речи

Умение определять место звука в слове

  1. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
    Материал: предметные картинки
    с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др.
    (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

  1. Дидактическая игра «Подбери
    слово с заданным звуком»

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова        

3 балла- ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

2 балла- ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл- ребенок допускает большое количество ошибок

Формирование

словаря

Умение подбирать слова со сходным значением

Игра «Как сказать по-другому?»

Задание:

Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

  1. Метель (вьюга, буран, пурга).
  2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
  3. Грустный (невеселый, печальный).

Торопиться (спешить)

3 балла - ребенок без затруднений

заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла- ребенок затрудняется в подборе синонимов,  требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл- ребенок не может подобрать синонимы к заданным словам

Таки образом, вы познакомились с моим опытом работы по использованию диагностики речевого развития дошкольников старшей группы.

А сейчас попрошу всех выйти ко мне и сесть в круг. Расскажите о своем эмоциональном состоянии в начале мастер-класса и в конце. Что нового вы узнали, чему научились? В чем были затруднения? Как вы оцениваете свое участие на мероприятии?  (Все участники мастер–класса поочередно высказываются).

Надеюсь, я вызвала интерес,  инициативу и  желание применять на практике данную диагностику. Спасибо за ваше внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

 Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития дошкольников 5-6 лет»

Консультация для педагогов на тему:  «Особенности речевого развития дошкольников 5-6 лет»...

Консультация для педагогов на тему: «Нормы речевого развития дошкольника»

Показатели и темпы речевого развития каждого ребенка зависят от индивидуальных, психологических, соматических особенностей детского организма. Однако, существуют общепринятые нормы развития речи, кото...

Мастер класс для педагогов на тему "Диагностика экологических знаний дошкольников"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, ...

Мастер - класс "Игры на липучках как эффективный инструмент речевого развития дошкольников. От идеи до липучки"

Предложен материал для педагогов ДОУ по использованию игр на липучках  в речевом развитии дошкольников....

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»

Конспект мастер-класса для педагогов ДООТема: «Диагностика математического развития дошкольников»...