Конспект ООД по "Речевому развитию " на тему "По тропинкам Осени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект рекомендован для проведения ООД по "Речевому развитию" с детьми старшего дошкольного возраста. В разработке подобраны интересные речевые игры, применены новые технологии для развития связной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» город Канаш
Конспект организованно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «По тропинке Осени»
Выполнила: воспитатель высшей кв. категории
Васильева М.М.
.
Канаш, 2021 г
Образовательные:
- Учить находить «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
- Учить согласованию слов в предложении
- Формировать представления о времени года, о характерных признаках осени.
- Учить составлять рассказ по модели синквейна.
Развивающие:
- Закреплять умения проводить звуковой анализ слова.
- Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом.
- Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова.
- Развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
- Воспитывать интонационную выразительность речи.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, природе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Создать условия для активного отдыха в динамической паузе «Продолжи слово»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Закрепить
- Систематизировать знания о времени года осень.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин осенней природы
Методические приемы:
- игровая мотивация,
-использование ИКТ,
-смена статического положения,
-использование динамической паузы,
-работа с дидактическим материалом,
-звуковая культура речи,
-сюрпризный момент,
-использование метода ТРИЗ,
-использование наглядности,
-вопросы к детям,
-дыхательная гимнастика
-рефлексия.
Индивидуальная работа:
- Активизировать в составлении полных ответов на поставленные вопросы.
- Напомнить .
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, магнитофон, макеты деревьев, мольберт, 2 корзинки, грибочки-карточки, игрушки Эколята, конверты с буквами, гелиевый шарик, разрезные листья разных деревьев, большой платок с осенними листьями, шляпа, макет поляны.
(Звучит приятная музыка, дети заходят в группу, педагог собирает детей)
Педагог: Ребята подойдите ко мне поближе, встаньте в круг. На улице пасмурно, хмуро. Возьмитесь за руки, улыбнитесь . Как сразу на душе стало тепло и радостней. Правда, ребята?
Дети: Да.
(вдруг раздаётся стук в дверь)
Почтальон: «Здравствуйте! В эту группу ходят самые умные и послушные детишки?» (Да) Тогда, эта посылка, вам . Распишитесь. ( педагог делает вид, что расписывается)
Педагог: Интересно, что же в ней? ( открывает) Здесь ребята письмо, послушайте.
Педагог: (читает письмо) «Дорогие ребята! Я слышала, что вы очень умные и дружные ребята. Мне хочется с вами поближе познакомиться. Мой дом находится в осеннем сказочном лесу, чтобы в нём оказаться я отправила вам «волшебный платок». В лесу, вас будут встречать мои верные друзья с интересными заданиями. Справившись, вы получите букву, и в конце сможете собрать ключевое слово, и узнаете моё имя. Удачи вам, мои друзья!»
Педагог: Ну что ребята, примем приглашение, отправимся в гости?
Дети: Да.
Педагог: Вставайте ближе друг к другу, я укрою вас платочком, мы вместе произнесём «волшебные слова» : «Раз, Два, три, в осеннем лесу очутись!» ( дети произносят, под красивую мелодию)
Педагог: (Слайд №1)Вот мы и оказались в осеннем лесу. Как же здесь красиво, а воздух чистый, лесной. Положите руки на грудь, вдохните аромат лесного воздуха. (дыхательная гимнастика) . Как же стало хорошо! Посмотрите, лавочка, давайте присядем. Это необычный лес, здесь всё необычное, поглядите даже есть «волшебный телевизор» (садятся на стульчики)
Педагог: (Слайд №2) Посмотрите, кто это нас встречает на лесной опушке? Да это же наша подруга - Ёлочка.
Педагог: Ребята, Ёлочка собрала листья разных деревьев , и запуталась с какого дерева листик. Давайте поможем ей, и поиграем в игру «С какого дерева листок?» (работают на мольбертах)
(Дети подбирают листики)
Это лист у клена-он кленовый (подходит, прикрепляет)
Это лист у березы- березовый
Это лист у дуба - дубовый
Это лист у осины- осиновый
Это лист у рябины - рябиновый
Педагог: Какие вы молодцы, справились с заданием, вот вам вручается первый (на экране вылетает письмо (+ анимация) , педагог вытаскивает из-за экрана «волшебного телевизора») конвертик (в конверте буква «О» ). Но пока мы его не откроем, мы должны выполнить все задания.
Педагог: Давайте продолжим наш путь. Перед нами березовая роща. Поглядите, кто нас встречает ? Вы узнали его? (ответы детей)
Педагог: Это же Тихоня. Тихоня очень любит собирать картинки и составлять из них предложения. Давайте и мы рассмотрим картинки.
(работа с картинками на экране)
Педагог: Лера, скажи пожалуйста, какое предложение можно составить из этих картинок.
Ребенок: (Слайд №4) В лесу растут грибы. (на экране появляется правильное расположение картинок.)
Педагог: Молодец. Ой, как же интересно, давайте ещё поиграем.
1. (Слайд №5) Девочка читает бабушке интересную книгу.
2. (Слайд №6) Осенью часто идут проливные дожди
3. (Слайд №7) Птицы улетают в тёплые края.
Педагог: Молодцы ребята, все справились с заданием, Тихоня нам вручает второй конвертик. (+анимация) (в конверте буква «С»)
( на экране вылетает мячик)
Педагог: (Слайд №8) Ребята, поглядите кто-то забыл мячик. Как вы думаете, кто его мог здесь оставить? ( варианты детей).Это ребята Шалун, он очень любит играть в мячик, вставайте в круг давайте отдохнём и поиграем с ним.
Динамическая пауза с мячом «Продолжи слово».
Педагог: А игра не простая. Я буду называть начало слова и перекину мяч вам , а вы должны подобрать к слогу окончание.
Ма-(машина, малина, магазин, мама)
Со- (солома, сорока, сом, соль, собака)
Ко- (корова, коза, комар, колодец)
Фото- (центр, аппарат)
Шко (льник, ла)
Зеб-(ра) и т.д.
Педагог: Молодцы, присаживайтесь, а вот и третий конверт. (+анимация) (в конверте буква «Е») Отдохнули мы на славу, не будем терять время, идём дальше.
Педагог: (Слайд №9) Вот мы оказались на грибной поляне, а здесь наш встречает Умничка. Умничка очень любит собирать грибы, а грибочки не простые- с картинками. Ваша задача собрать в одну корзинку грибочки с картинками на звук «З», в другую со звуком «С».
Педагог: Ребята, как вы думаете мы справимся с этим заданием.
Дети: Да.
Педагог: (Слайд №10) Ксюша, пожалуйста назови слова, которые начинаются на звук «З» (на экране, грибочки прячутся в корзинку)
Карточки со звуком [З ] (зонтик, замок, зуб, заяц, змея, зебра, забор)
Педагог: Саша, назови пожалуйста слова , которые начинаются на звук «С».
Со звуком [С] (сыр, слон, самолет, стол, скамейка, самокат)
Педагог: Молодцы, все справились с заданием. Получите свой заветный конверт с буквой. (+анимация) (в конверте буква «Н)
Педагог: Идёмте дальше.(Слайд №11) Ой, какой красивый дом. Мне кажется мы пришли к нашему гостю. И на двери висит письмо, мне кажется пришло время их открыть и узнать кто живет в этом доме. (открываем и достаем буквы)
Педагог: Ребята, какие буквы нам дали наши друзья? (Есения открывает конверты, прикрепляет буквы на мольберте)
Педагог: Давайте подумаем, какое слово можно составить из данных букв?
Дети: Осень.
Педагог: Правильно, осень. Оказывается, это нас осень пригласила в гости.
(Слайд №12) На проекторе появляется слово «осень»
Педагог: Назовите пожалуйста первый звук в слове.
Дети: О
Педагог: Сколько гласных звуков в слове «осень».
Дети: Два. Это звук О ] и звук [Е]
Педагог: Молодцы, назовите согласные звуки
Дети: звук [ С ] и звук [Н]
Педагог: Сколько слогов в этом слове, давайте все вместе прохлопаем в ладоши и узнаем.
Все вместе :(Делают два хлопка) О-СЕНЬ 2 слога
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, сколько букв в слове ОСЕНЬ
Дети: 5
Педагог: А звуков?
Дети:4. Почему ты так думаешь (спрашивает у ребенка) Ь знак в этом слове смягчает букву Н.
Педагог: Правильно .
Педагог: Гости пришли, а Осень наверное не слышит. Я сейчас позову её ( педагог уходит за ширму надевает венок)
Осень-педагог: Здравствуйте, мои друзья. Как я рада видеть вас. Вам понравились мои задания? (да) Мои друзья Эколята очень вас хвалили: вы очень дружные, находчивые и хорошо ведете себя в природе. Ведь природа-наш дом. Давайте приберем в лесу, чтобы в лесу был порядок.
(Слайд №13) Динамическая пауза «Уборка….»
Осень-педагог: Молодцы! Для вас я тоже приготовила интересное задание, присаживайтесь на лавочку .
Осень-Педагог: Сегодня мы с вами будем составлять рассказ про осень в очень необычной форме.(Слайд №14) Посмотрите на экран «волшебного телевизора». (на экране ёлочка из треугольников)
1 строка- это тема , о чем или о ком мы будем говорить. Она отвечает на вопрос кто? или что?
2 строка –надо назвать 2 слова, описывающие признак предмета, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какие?
3 строка – надо назвать 3 слова, которые описывают действия предмета и отвечают на вопросы, что делает?, что делают?
4 строка-надо назвать 4 слова. Это ваше отношение к этому предмету
5 строка- это одно слово, ассоциация.
Осень-педагог: (Слайд №15) Ребята, давайте попробуем составить рассказ , а темой будет-Осень.
Педагог-Осень: Осень какая?
Дети: красивая, дождливая
Педагог: Осень что делает?
Дети: Приходит, наступает,
Педагог: Скажите, что вам нравится осенью? Какие признаки ей характерны?
Дети: Начинается листопад и дожди. Осень даёт богатый урожай.
Педагог: Чем является осень?
Дети: Время года.
Педагог: А теперь кто попробует самостоятельно рассказать про осень. Кто хочет?
( просит ребенка рассказать)
Педагог- Осень: Какие вы молодцы, как хорошо про меня все рассказали.
(Слайд №16) А теперь ребятки, ждёт вас всех загадка:
Если плачу –не беда,
Вместо слез течёт вода
Я такой плакучий
Из-за серой тучи.
Дети: Дождь (на экране появляется картинка дождя)
Осень: (Слайд №17) Кто самый смелый, попробует составить рассказ о дожде. (ребёнок рассказывает)
Вариант ответа
1 строка- Дождь
2 строка- Хмурый, сильный
3 строка- Моросит, идет, капает
4 строка-Сегодня на улице сыро. Я не люблю дождь
5 строка- Вода
(Ребенок рассказывает про дождик)
Осень: Ребята вам понравилось у меня в гостях?
Дети. Конечно понравилось
Осень: Спасибо большое, что вы пришли ко мне в гости. Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, за ваши старания я хочу вас угостить моими щедрыми дарами. (выносит корзину с яблоками)
Осень: Скоро стемнеет, дорога долгая, вам нужно возвращать в детский сад. Укройтесь «волшебным осенним платком» он вмиг доставит вас в родной детский сад.
(звучит «волшебная мелодия «, педагог снимает корону, дети оказываются в детском саду)
Педагог: (Слайд №18) Ну вот, мы и вернулись в детский сад. Скажите, что вам больше всего понравилось в путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."
Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....
Конспект занятия по развитию речи "Путишествие в осенний лес"
Конспектнепосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие в осенний лес»Приоритетные образовательные области:КоммуникацияЧтение художественной литературы...
Конспект НОД по познанию (ФЭМП) "По тропинкам осени"
Конспект непосредственной образовательной деятельности подходит для организации кружка по математике. В ходе предложенного занятия дети не только выполняют математические задания, но и закрепляют знан...
Конспект занятия по развитию речи на тему"Осень" в старшей логопедической группе
Закрепление знаний о признаках осени....
Конспект НОД по развитию связной речи тема; "Осень".
Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по¬роге» с использованием фланелеграфа (маг¬нитной доски)....
Конспект НОТ по развитию речи "Вот и осень к нам пришла"
Конспект НОТ по развитию речи в подготовительной группе "Вот и осень к нам пришла" с использованием мнемотехники....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе
Задачи:1. Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...