Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синтеза слов, а также развития внимания и памяти. На формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структур слова в дошкольном возрасте негативно влияет несформированность фонематического восприятия (различение звуков). На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_formirovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 612.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области
Методическая разработка
Формирование фонематического восприятия у дошкольников
Подготовила: | Щуцкая Галина Алексеевна, Воспитатель 1 квалификационной категории МДОБУ №4 «Лукоморье» г.Соль-Илецка Оренбургской области |
г. Соль-Илецк 2021
Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синтеза слов, а также развития внимания и памяти. На формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структур слова в дошкольном возрасте негативно влияет несформированность фонематического восприятия (различение звуков). На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-квазиомонимы (слова, отличающиеся одним звуком – коза-коса), соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, формирование которых необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Исправление речевых нарушений должно проходить только при опережающем формировании фонематического восприятия.
«Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников».
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.
Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада). У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
а)в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
6) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапога, чайник, щетка;
в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
Iэтап- узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при э том ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.
Для выявления этапов формирования фонематического восприятия детей именно нашей возрастной группы мы использовали такие игры как:
I этап работы
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
1. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
II этап работы
1. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
2. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3. Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Предлагаемые упражнения могут быть использованы воспитателями и родителями в совместной деятельности с детьми и проходить в форме игры.
- 1.Различение неречевых звуков.
Детям предлагаются различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания. Внимание детей привлекают ко всем звукам, окружающим нас в повседневной жизни, развивая интерес и поддерживая инициативу детей.
- «Расскажи, что услышишь»
Перед ребенком выставляются известные ему предметы; взрослый объясняет ребенку, что предстоит по слуху определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Затем предметы закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. При значительных трудностях в узнавании звучание повторяется со зрительной опорой
Материал: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.
- «Где звенит будильник»
Взрослый прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).
Материал: будильник.
- «Найди игрушку»
Ребенок плотно закрывает глаза. Взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину ) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.
Материал: игрушечный барабан.
- «Угадай, что (кто) это?» [10].
Ребенку предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.
Предметные картинки: явления природы - ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.
Материал: компакт-диск «Звуки природы».
- 2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
- «Три медведя» [46].
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Предметные картинки: изображение трех разных медведей (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).
- «Далеко – близко»
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Речевой материал: звукокомплексы (кричат дети – АУ; лает собака – ГАВ; мяучит кошка – МЯУ; мычит корова – МУ; поет петух – КУ-КА-РЕ-КУ; кудахчет курица – КО-КО; квакуют лягушки – КВА; каркает ворона – КАР; блеет овечка – БЕ).
3.Дифференциация слов, близких по звуковому составу.
- «Поэт»
Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных.
Речевой материал:
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: «До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)».
Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая, и уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу).
Сел в машину верный пес, у него в чернилах… (лапа, шея, нос).
В выходной пошли куда-то мама, папа и… (детишки, ребята, малыши).
- «Расставь по местам»
Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Речевой материал:
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...?
Что построили с тобой...?
На крючок в реке попал...?
Может все, хоть ростом мал...?
(Слова для выбора: дом, ком, гном, сом)
Я еще задачу дам – все расставить по местам:
Вот печать на простыне - …
Зеленеет за окном -…
Волейбольная весит -…
Канарейка в ней сидит -…
(Слова для выбора: сетка, клетка, метка, ветка)
Я опять задачу дам — все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...?
Детям мамочка плетет...?
С гор спускается, течет…?
Что за скользкий, ровный лед...?
(Слова для выбора: каток, поток, венок, моток)
- 4.Дифференциация слогов.
В работе широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.
- «Повтори четко слоги»
та-ка-па па-ка-та ка-на-па га-ба-да
фа-ха-ка ма-на-ва ба-да-га ка-ва-ха
- Игра «Телефон»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
- 5.Дифференциация фонем.
- «Различай и повторяй»
Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.
«Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.
«Повторяй за мной только слова со звуком[ С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.
- «Озорные звуки»
Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.
Речевой материал:
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).
Игры на развитие внимания и памяти.
- «Предмет, признак, действие»
Взрослый называет слова. Если звучит слово-предмет, то ребенок хлопает в ладоши; если слово-признак, то ребенок прыгает; если слово-действие, то ребенок приседает.
Речевой материал: мышка, бежит, серая, кукла, карандаш, большая, летит, идет, белый, снег.
- «Спрятанные слова»
Взрослый предлагает среди ряда букв выбрать спрятанные слова с заданным звуком (взрослый называет слова, при необходимости уточняется лексическое значение слов) и подчеркнуть их.
Ряд букв:
РЛСАДАВЛХЮАЛИСТАЛАЧСУНДУКДА (Сад, лист, сундук)
КУТАЖАЛОШЛЖПОЖАРИЕСЛПКОЖАШОЛ (Жало, пожар, кожа)
Аналогично с другими звуками.
- «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?»
Взрослый предлагает для запоминания предметные картинки на заданный звук. Ребенок закрывает глаза и взрослый убирает (добавляет) одну (две, три) картинки. Ребенок называет убранные (добавленные) картинки. Количество предлагаемых картинок зависит от тяжести фонематического нарушения (от 4 до 10).
- «Запомни, повтори»
Взрослый произносит ряд слов на заданный звук и предлагает запомнить и повторить цепочку слов (в процессе игры порядок слов может меняться).
Речевой материал:
Сад – сани – сапоги – самокат
Сани – сапоги – самокат – сад
Аналогично с другими звуками.
- «Четвертый лишний»
Взрослый предлагает запомнить и повторить ряд слов в заданной последовательности. Определить, какое слово лишнее, объяснить почему.
Речевой материал:
Сорока – ласточка – лиса – соловей (лиса)
Аналогично с другими звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР
Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям....
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Звуки К-КЬ."
Занятие разработано для обучения подгруппы детей старшего возраста с ОНР. Решаются задачи по формированию фонематического восприятия, закрепляется понятие гласный-согласный звук. Дети знакомятся ...
Методическая разработка к занятию НОД по формированию фонематического восприятия у дошкольников ОНР с Использованием современных технологий. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».
Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ для детей с ТНР ОНР....
Методическая разработка "Формирование фонематического восприятия у дошкольников."
Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...
Методические рекомендации для педагогов по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ТНР.
Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа ...
Методическая разработка: использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ...