Методические рекомендации для педагогов по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ТНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Папина Мария Валерьевна

Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без  сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синтеза слов, а также развития внимания и памяти. На формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структур слова в дошкольном возрасте негативно влияет несформированность фонематического восприятия (различение звуков). На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-квазиомонимы (слова, отличающиеся одним звуком – коза - коса), соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, формирование которых необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Исправление речевых нарушений должно проходить только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №16 «Сказка» г. Армавир

Методические рекомендации для педагогов по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ТНР.

Подготовила Папина М.В.

учитель-логопед

г. Армавир, 2022

Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без  сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синтеза слов, а также развития внимания и памяти. На формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структур слова в дошкольном возрасте негативно влияет несформированность фонематического восприятия (различение звуков). На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-квазиомонимы (слова, отличающиеся одним звуком – коза - коса), соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, формирование которых необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Исправление речевых нарушений должно проходить только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Анализируя литературу по проблеме ОНР у детей дошкольного возраста, я сделала вывод о том, что многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никашина, В.А.Ковшиков, Г.А.Каше и др.) в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом

 Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.

Актуальность обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Целью является формирование фонематического восприятия у детей с ТНР (ОНР).

Задачи:

1.

 

Этапы работы по формированию фонетического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап- узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Воспитатель должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Для выявления этапов формирования фонематического восприятия детей

можно  использовать  такие игры как:

I этап работы:

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

На данном этапе можно использовать следующие игры:

1 Игра «Что ты слышишь?»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

2.Игра «Угадай по звуку»

Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» 

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

II этап работы

1 Игра «Узнай по голосу» 

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2 Игра «Три медведя»

Ход игры: воспитатель выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3 Игра «Животные и их детёныши»

Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы

Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

1 Игра «Угадай»

Воспитатель, показывая детям картинку, громко и четко произносит: «Вагон». Затем он говорит детям: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопнете в ладоши». Воспитатель произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. После этого детям показывают следующую картинку или листок бумаги и произносят: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумага – бумака» и т.д. Дети, услышав неверно произнесенное слово, хлопают в ладоши. Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

2 Игра «Эхо»

Воспитатель размещает на доске в одну линию картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому подходящему к доске ребенку дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на доске должны получиться, примерно, такие ряды картинок:

   ком      бак     сук       ветка       каток

   дом      рак      лук      клетка     платок

   сом      мак      жук     пятка       листок

   лом      лак      тук                       моток

IV этап работы

Дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги.

Начинать следует с такой игры. Воспитатель произносит слоговой ряд, например: «на-на-на-па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-но-на», «ка-ка-га-ка», «па-па-ба-па» и т.д.

 Эту игру можно усложнить следующим образом. Воспитатель вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «па». Ребенок вслух повторяет его. Затем воспитатель произносит или тот же слог вслед за ребенком, или близкий по звучанию. Происходит это примерно так:

          Ребенок – «па», воспитатель – «па»;

                         - «па»,                         -«ба»;

                         - «ка»,                         - «га» и т.д.

 Все дети после каждой пары слогов, произнесенных водящим или воспитателем, также должны угадать, одинаковые слоги они сказали или разные. Чтобы можно было контролировать реакцию каждого ребенка, детям предлагается, например, на одинаковые слоги поднять красный кружок, а на разные – ничего не делать или же на разные поднять красный кружок, а на одинаковые – зеленый.

Понятно, что эта игра варьируется подбором дифференцируемых слогов, а уровень сложности дифференциации определяется как произносительными возможностями детей, так и последовательностью логопедической работы в целом.

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их внимание.

V этап работы

Дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, с такой игры. Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит –у-у-у, девочка плачет –а-а-а, птичка поет –и-и-и». Затем он попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно, а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующие картинки.

Игра после этого может усложниться следующим образом:

- воспитатель произносит звуки кратко;

- детям вместо картинок раздают кружки трех цветов, а логопед объясняет им, что каждый цвет соответствует определенному звуку;

- включать другие гласные звуки, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных звуков.

Игры и упражнения на формирование фонематического восприятия

Предлагаемые упражнения могут быть использованы воспитателями и родителями в совместной деятельности с детьми и проходить в форме игры.

1. Различение неречевых звуков.

Детям предлагаются различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания. Внимание детей привлекают ко всем звукам, окружающим нас в повседневной жизни, развивая интерес и поддерживая инициативу детей.

«Расскажи, что услышишь»

Перед ребенком выставляются известные ему предметы; воспитатель объясняет ребенку, что предстоит по слуху определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Затем предметы закрываются ширмой. Воспитатель переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. При значительных трудностях в узнавании звучание повторяется со зрительной опорой

Материал: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.

«Где звенит будильник»

Воспитатель прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).

Материал: будильник.

«Найди игрушку»

Ребенок плотно закрывает глаза. Воспитатель прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.

Материал: игрушечный барабан.

«Угадай, что (кто) это?» 

Ребенку предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.

Предметные картинки: явления природы - ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

Материал: компакт-диск «Звуки природы».

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

«Три медведя»

Воспитатель предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? 

Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Предметные картинки: изображение трех разных медведей (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).

«Далеко – близко»

Воспитатель предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы  различным по силе голосом (громко, тихо).

Речевой материал: звукокомплексы (кричат дети – АУ; лает собака – ГАВ; мяучит кошка – МЯУ; мычит корова – МУ; поет петух – КУ-КА-РЕ- КУ; кудахчет курица – КО-КО; квакуют лягушки – КВА; каркает ворона – КАР; блеет овечка – БЕ).

3. Дифференциация слов, близких по звучанию

«Поэт»

Воспитатель читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных.

Речевой материал:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке: «До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)».

Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая, и уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу).

Сел в машину верный пес, у него в чернилах… (лапа, шея, нос).

В выходной пошли куда-то мама, папа и… (детишки, ребята, малыши).

«Расставь по местам»

Воспитатель читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Речевой материал:

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой...?

Что построили с тобой...?

На крючок в реке попал...?

Может все, хоть ростом мал...?

(Слова для выбора: дом, ком, гном, сом)

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне - …

Зеленеет за окном -…

Волейбольная весит -…

Канарейка в ней сидит -…

(Слова для выбора: сетка, клетка, метка, ветка)

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...?

Детям мамочка плетет...?

С гор спускается, течет…?

Что за скользкий, ровный лед...?

(Слова для выбора: каток, поток, венок, моток)

4. Дифференциация слогов

В работе широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.

«Повтори четко слоги»

та-ка-па          па-ка-та            ка-на-па                 га-ба-да

фа-ха-ка         ма-на-ва           ба-да-га                  ка-ва-ха

Игра «Телефон»

Дети сидят в ряд друг за другом. Воспитатель называет слог или серию слогов, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

5. Дифференциация фонем

«Различай и повторяй»

Воспитатель предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

«Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и тд. «Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д. «Повторяй за мной только слова со звуком [С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.

«Озорные звуки»

Воспитатель читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.

Речевой материал:

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).

6. Игры на развитие внимания и памяти

«Предмет, признак, действие»

Воспитатель называет слова. Если звучит слово-предмет, то ребенок хлопает в ладоши; если слово-признак, то ребенок прыгает; если слово-действие, то ребенок приседает.

Речевой материал: мышка, бежит, серая, кукла, карандаш, большая, летит, идет, белый, снег.

«Спрятанные слова»

Воспитатель предлагает среди ряда букв выбрать спрятанные слова с заданным звуком (воспитатель называет слова, при необходимости уточняется лексическое значение слов) и подчеркнуть их.

Ряд букв:

РЛСАДАВЛХЮАЛИСТАЛАЧСУНДУКДА (Сад, лист, сундук)

КУТАЖАЛОШЛЖПОЖАРИЕСЛПКОЖАШОЛ (Жало, пожар, кожа)

Аналогично с другими звуками.

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?»

Воспитатель предлагает для запоминания предметные картинки на заданный звук. Ребенок закрывает глаза, и воспитатель убирает (добавляет) одну (две, три) картинки. Ребенок называет убранные (добавленные) картинки. Количество предлагаемых картинок зависит от тяжести фонематического нарушения (от 4 до 10).

«Запомни, повтори»

Воспитатель произносит ряд слов на заданный звук и предлагает запомнить и повторить цепочку слов (в процессе игры порядок слов может меняться).

Речевой материал:

Сад – сани – сапоги – самокат

Сани – сапоги – самокат – сад

Аналогично с другими звуками.

«Четвертый лишний»

Воспитатель предлагает запомнить и повторить ряд слов в заданной последовательности. Определить, какое слово лишнее, объяснить почему.

Речевой материал:

Сорока – ласточка – лиса – соловей (лиса)

Аналогично с другими звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР

Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Звуки К-КЬ."

Занятие разработано для обучения подгруппы детей старшего возраста с ОНР. Решаются задачи по формированию фонематического восприятия, закрепляется понятие гласный-согласный звук. Дети знакомятся ...

Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синт...

Методическая разработка "Формирование фонематического восприятия у дошкольников."

Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры у дошкольников

Правильно сформированное экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они пребывают сейча...