Методическая разработка: использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_2.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.
«Звуки [Л], [Л’] и буква Л».. Лексическая тема «Космос».
Цель:
Закрепляем навыки четкого произношения и различения звуков [Л], [Л’].Знакомство с буквой Л. Закрепление и расширение знаний детей о космосе с использованием здоровьесберегающей технологии кинезиотерапия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение определять характеристики согласных звуков [Л],[Ль];
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки [Л]-[Ль];
- развивать функции фонематического восприятия (определение позиции звука [Л], [Ль] в словах);
- расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Космос»;
- развивать связную речь детей с ТНР;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать подвижность органов артикуляции;
- развивать высоту, силу и громкость голоса;
- развивать чувство ритма;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
- развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, умение слушать и помогать друг другу;
- воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
- воспитывать заинтересованность детей в здоровом образе жизни;
Интеграция образовательных областей:
- речевое;
- познавательное;
- физическое;
- социально-коммуникативное;
Образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийные;
- здоровьесберегающие технологии (кинезиотерапия): элементы логоритмики с использованием музыки; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; развитие общей моторики и координации; развитие мелкой моторики; гимнастика для глаз;
- релаксация;
Подготовка к занятию.
Материалы и оборудование:
- Оборудование:
- интерактивная доска; мультимедийный проектор; балансиры;
- Демонстрационный:
- подготовленная мультимедийная презентация;
- картинки;
- Раздаточный:
- карточки для определения места звука в слове;
- картинки слов на звук [Л, [Ль] в начале, середине, конце слова;
- кружки синего, красного, зеленого цвета (магниты);
- лабиринты с буквой Л.
- простые карандаши;
Ход коррекционно- развивающего занятия:
№ | Деятельность учителя-логопеда. Виды заданий. | Деятельность детей. Возможные ответы детей | Слайд презентации |
I Организационный момент | |||
Ребята, как вы думаете, почему на интерактивной доске весенняя картинка? Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. А какой сейчас месяц? Какой по счету апрель весенний месяц? Какой праздник отмечают в апреле? Правильно. А вы хотели бы отправиться в центр подготовки полетов? Как вы думаете, на чем мы с вами можем туда отправиться? Кинезиологическое упражнение, логоритмическое упражнение «Космолёт» под музыку Вот мы с вами и попали в центр подготовки космонавтов. Как зовут космонавта, который первый полетел в космос? Как вы думаете, какие качества нужны космонавту? А нужно ли космонавту уметь правильно дышать? | Сейчас весна. Март, апрель, май Апрель Апрель – это второй месяц весны. День космонавтики. Да На космолёте. Дети берутся за руки попарно (один впереди, другой сзади). Идут вперед, разворачиваются, меняются местами, идут в обратную сторону. Изображают катание на космолёте. Сила, выносливость, смелость, ум, решительность Юрий Гагарин Да. | №2 № 3 № 4 | |
II Основная часть | |||
1. | Вот и наше первое космическое задание: Упражнение на развитие дыхания. Нам с вами нужно подуть холодным воздухом. Как мы это сделаем? А как нам подуть теплым воздухом? Артикуляционная гимнастика. Выполняем упражнения по схеме. Звук «Л». Что вы можете сказать про этот звук? | Подуем через узкую трубочку. Наберем носом воздух. Нужно набрать воздух в нос и подуть через широко открытый рот Дети выполняют упражнения. «Л» Звук согласный (Не поется, есть преграда воздуху) Звук может быть твердым и мягким. Твердый обозначим синим кружком, а мягкий зеленым. | №, 5, 6, 7 № 8 |
2. | Перед дальнейшими тренировками мы с вами должны запастись едой. Как вы думаете, что едят в космосе? Еда космонавтов такая же разнообразная, как и у нас с вами. Только она должна быть очень полезная. Невозможно поесть суп из обычной тарелки. Еда может быть только специально упакована, например в тюбики. Сегодня нам нужно запастись только теми тюбиками с едой, в названии которой есть звук [ Л] или [ Ль ]. Нужно найти звук [Л] или [Ль]в словах (начало, середина, конец) Как вы думаете, что понадобиться для этого? Правильно. Карточки и кружки (синий и зеленый) Посмотрите на картинки. Назовем их. МОЛОКО ЛАПША САЛАТ ХЛЕБ КОТЛЕТЫ ШОКОЛАД МАСЛО | Звук Л твердый в середине, обозначаем синим кружком Дети определяют место звука Л, Ль в словах | №9 |
3. | Давайте с вами немного разомнем наши пальчики. Кинезиологическое упражнение Пальчиковый массаж «Ракета» от мизинца до большого пальца одной руки и другой массируем пальчики, проговариваем стих в сочетании с изменением силы и громкости голоса. | Да Раз-два, стоит ракета Три-четыре, скоро взлет. Чтобы долететь до солнца Но дорогой нам не страшно Каждый ведь из нас атлет Пролетая над землею Ей передадим привет. | №9 |
4 | Физминутка. В центре подготовки космонавтов все должны делать зарядку Кинезиологическое упражнение «Мы построили ракету» под музыку | Выполнение упражнения | № 10 |
5. | Кинезиологическое упражнение «Пройти по балансирам». Сегодня мы с вами усложним наше упражнение. Аккуратно проходим по дорожке из балансиров, держим равновесие. В конце дорожки называем слово со звуком [Л] или [Л’] | Ответы детей | № 11 |
6. | Давайте посмотрим внимательно, как мы должны написать букву Л. На что она похожа? В какую сторону буква повернута? Проведем дорожки в наших лабиринтах. Внимательно, дорожка должна идти только по букве Л. | На крышу
| № 11 щелчок |
8. | Кинезиологическое упражнение «Зимняя гимнастика для глаз» под музыку. Сели ровно. Внимательно следим глазами за на экране. Вот и подходит наше путешествие к концу. В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету. Я.Аким | Дети сидят спокойно. Следят глазами за на экране. | № 12 13 14 |
III Итог занятия. Рефлексия. | |||
Наступает вечер. На небе видны звезды. Мы с вами ляжем на коврик, закроем глазки… Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались? А что вам больше всего понравилось? Какие игры для вас были самыми сложными? Ребята, а что бы вы рассказали своим родителям? А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу. Раз, два, три садимся по местам.
| Путешествовали в Центр подготовки космонавтов Называют, что больше всего понравилось. Называют задания. Рассказали о том, что полезно делать зарядку. Спасибо | № 14 |
В занятии использована музыка:
- «Полет к звёздам» ВИА «Зодиак»;
- Алексей Рыбников музыка из к/фильма «Через тернии к звездам»;
- Алексей Рыбников музыка из к/фильма «Сказка о звездном мальчике»;
- Диско- ракета – Кукутики. Песня про космос и планеты.
Список литературы:
- Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР». Детство-Пресс, 2009
- Бабаян М.Э. «Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6, 2015
- Бабушкина Р.Л. Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи». Под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. СПб, 2010.
- Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва, Просвещение, 1990 г
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР», Санкт – Петербург, Детство-пресс, 2014
- Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец,О., П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; под ред.проф.Л.В.Лопатиной. – СПб, 2015.
- Стальская Е. И., Корнеева Ю. С., Ромицына Е. Г. «Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками», Северная Двина. - 2009.
- Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Москва , «Издательство Гном и Д» 2000г.
- Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».
В данной методической разработке отображены современные педагогические технологии и их использование в работе музыкального руководителя при обучении детей пению. В тексте материала дана формулировка к...
Система работы «Использование современных здоровьесберегающих технологии с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»
Здоровьесбережение...
Методическая разработка "«Использование современной здоровьесберегающей технологии «Drums Alive» в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Раскрывает опыт работы по данной теме...
Методическая разработка "Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики в формировании сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ"
Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики в формировании сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ....
Тема: Использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.
Данный материал подойдет для работы учителя-логопеда компенсирующей группы ДОУ...
Презентация со звуком к методической разработке Тема: Использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.
Данная презентация используется на занятии учителя-логопеда...