Методическая разработка: использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.

«Звуки [Л], [Л’] и буква Л».. Лексическая тема «Космос».

Цель:

Закрепляем навыки четкого произношения и различения звуков [Л], [Л’].Знакомство с буквой Л. Закрепление и расширение  знаний детей о космосе с использованием здоровьесберегающей технологии кинезиотерапия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение определять характеристики согласных звуков [Л],[Ль];
  • закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки [Л]-[Ль];
  • развивать функции фонематического восприятия (определение позиции звука [Л], [Ль] в словах);
  • расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Космос»;
  • развивать  связную речь детей с ТНР;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать подвижность органов артикуляции;
  • развивать высоту, силу и громкость голоса;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать и помогать друг другу;
  • воспитывать  умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
  • воспитывать заинтересованность детей в здоровом образе жизни;

Интеграция образовательных областей:

  • речевое;
  • познавательное;
  • физическое;
  • социально-коммуникативное;

       Образовательные технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийные;
  • здоровьесберегающие технологии (кинезиотерапия): элементы логоритмики с использованием музыки; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; развитие общей моторики и координации; развитие мелкой моторики; гимнастика для глаз;
  • релаксация;

Подготовка к занятию.

Материалы и оборудование:

-     Оборудование:

     - интерактивная доска; мультимедийный проектор; балансиры;

  • Демонстрационный:
  • подготовленная мультимедийная презентация;
  • картинки;
  • Раздаточный:
  • карточки для определения места звука в слове;
  • картинки слов на звук [Л, [Ль] в начале, середине, конце слова;
  • кружки синего, красного, зеленого цвета (магниты);
  • лабиринты с буквой Л.
  • простые карандаши;

Ход коррекционно- развивающего занятия:

Деятельность учителя-логопеда.

Виды заданий.  

Деятельность детей.

Возможные ответы детей

Слайд презентации

I Организационный момент

Ребята, как вы думаете, почему на интерактивной доске весенняя  картинка?

Какие весенние  месяцы вы знаете?

Назовите их по порядку.  

А какой сейчас месяц?

Какой по счету апрель весенний месяц?

Какой праздник отмечают в апреле?

Правильно. А вы хотели бы отправиться в центр подготовки полетов?

Как вы думаете, на чем мы с вами можем туда отправиться?

Кинезиологическое упражнение, логоритмическое упражнение «Космолёт» под музыку

Вот мы с вами и попали в центр подготовки космонавтов.

Как зовут космонавта, который первый полетел в космос?

Как вы думаете, какие качества  нужны космонавту?

А нужно ли космонавту уметь правильно дышать?

Сейчас весна.

Март, апрель, май

Апрель

Апрель – это второй  месяц весны.

День космонавтики.

Да

На космолёте.

Дети берутся за руки попарно (один впереди, другой сзади). Идут вперед, разворачиваются, меняются местами, идут в обратную сторону. Изображают катание на космолёте.

Сила, выносливость, смелость, ум, решительность

Юрий Гагарин

Да.

№2

№ 3

№ 4

 II Основная часть

1.

Вот и наше первое космическое задание:

Упражнение на развитие дыхания.

Нам с вами нужно подуть холодным воздухом. Как мы это сделаем?

А как нам подуть теплым воздухом?

Артикуляционная гимнастика.

Выполняем упражнения по схеме.

Звук «Л».

Что вы можете сказать про этот звук?

Подуем через узкую трубочку. Наберем носом воздух.

Нужно набрать воздух в нос и подуть через широко открытый рот

Дети выполняют упражнения.

«Л»

Звук согласный (Не поется, есть преграда воздуху)

Звук может быть твердым и мягким.

Твердый обозначим синим кружком, а мягкий зеленым.

№, 5, 6, 7

№ 8

2.

Перед дальнейшими тренировками мы с вами должны запастись едой.

Как вы думаете, что едят в космосе?

Еда космонавтов такая же разнообразная, как и у нас с вами. Только она должна быть очень полезная. Невозможно поесть суп из обычной тарелки. Еда может быть только специально упакована, например в тюбики.

Сегодня нам нужно запастись только теми тюбиками с едой, в названии которой есть звук [ Л] или  [ Ль ].

Нужно  найти звук [Л] или [Ль]в словах (начало, середина, конец)

Как вы думаете, что понадобиться для этого?

Правильно. Карточки и кружки (синий и зеленый)

Посмотрите на картинки. Назовем их.

МОЛОКО  

ЛАПША

САЛАТ

ХЛЕБ

КОТЛЕТЫ

ШОКОЛАД

МАСЛО

Звук Л твердый в середине, обозначаем синим кружком

Дети определяют место звука Л, Ль в словах

№9

3.

 Давайте с вами немного разомнем наши пальчики.

Кинезиологическое упражнение Пальчиковый массаж «Ракета»

от мизинца до большого пальца одной руки и другой массируем пальчики, проговариваем стих в сочетании с изменением силы и громкости голоса.

 Да

 Раз-два, стоит ракета

Три-четыре, скоро взлет.  

Чтобы долететь до солнца  
Космонавтам нужен год.  

Но дорогой нам не страшно  

Каждый ведь из нас атлет  

Пролетая над землею  

Ей передадим привет.   

№9

4

Физминутка.

В центре подготовки космонавтов все должны делать зарядку

Кинезиологическое упражнение «Мы построили ракету» под музыку

Выполнение упражнения

№ 10

5.

Кинезиологическое упражнение «Пройти по балансирам».

Сегодня мы с вами усложним наше упражнение. Аккуратно проходим по дорожке из балансиров, держим равновесие. В конце дорожки называем слово со звуком [Л] или [Л’]

Ответы детей

№ 11

6.

Давайте посмотрим внимательно, как мы должны написать букву Л.

На что она похожа?

В какую сторону буква повернута?

Проведем дорожки в наших лабиринтах. Внимательно, дорожка должна идти только по букве Л.

На крышу

 

№ 11

щелчок

8.

Кинезиологическое упражнение «Зимняя гимнастика для глаз» под музыку.

Сели ровно. Внимательно следим глазами за    на экране.

Вот и подходит наше путешествие к концу.

 В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь  другой похожей нету.

Я.Аким

Дети сидят спокойно. Следят глазами за      на экране.

№ 12

13

 14

III Итог занятия. Рефлексия.

Наступает вечер. На небе видны звезды. Мы с вами ляжем на коврик, закроем глазки…  Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались?

А что вам больше всего понравилось?

Какие игры для вас были самыми сложными?

Ребята, а что бы вы рассказали своим родителям?

А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу.

Раз, два, три садимся по местам.

 

Путешествовали в Центр подготовки космонавтов

Называют, что больше всего понравилось.

Называют задания.

Рассказали о том, что полезно делать зарядку.

Спасибо

№ 14

В занятии  использована музыка:

  1. «Полет к звёздам» ВИА «Зодиак»;
  2. Алексей Рыбников музыка из к/фильма «Через тернии к звездам»;
  3. Алексей Рыбников музыка из к/фильма «Сказка о звездном мальчике»;
  4. Диско- ракета – Кукутики. Песня про космос и планеты.

Список литературы:

  1. Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР». Детство-Пресс, 2009
  2. Бабаян М.Э. «Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6, 2015
  3. Бабушкина Р.Л. Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи». Под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. СПб, 2010.
  4. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва, Просвещение, 1990 г
  5. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР», Санкт – Петербург, Детство-пресс, 2014
  6. Образовательная программа  дошкольного образования,   адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР)  ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного  вида  Петродворцового района Санкт-Петербурга
  7. Примерная   адаптированная   основная   образовательная  программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  (Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец,О., П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; под ред.проф.Л.В.Лопатиной. – СПб, 2015.
  8. Стальская Е. И., Корнеева Ю. С., Ромицына Е. Г. «Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками», Северная Двина. - 2009.
  9. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Москва  ,  «Издательство Гном и Д» 2000г.      
  10. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». СПб., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».

В данной методической разработке отображены современные педагогические технологии и их использование в работе музыкального руководителя при обучении детей пению. В тексте материала дана формулировка к...

Методическая разработка "Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики в формировании сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ"

Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики  в формировании сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ....